- 25.04.2020
- 6554 Просмотра
- Обсудить
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: ксенофобия, воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. В связи с этим, в учебных заведениях необходимо проводить планомерную и систематическую работу по профилактике этого явления. В статье представлены результаты анкетирования студентов СОФ МГРИ (СПО) по проявлению национальной ксенофобии.
Ключевые слова: ксенофобия, профилактика, студенты, анкетирование, отношение
Вопросы профилактики ксенофобии, без сомнения, являются одним из направлений воспитательной работы любого учебного заведения. Однако, прежде, чем ее проводить, необходимо определить потенциальные объекты проявления ксенофобии в образовательных организациях. Это: приезжие, особенно иностранцы; лица с ограниченными возможностями; лица, имеющие хронические соматические заболевания; студенты из неблагополучных семей и воспитывающиеся вне семьи; одаренные студенты.
Что является предпосылками поведенческих проявлений ксенофобии? Можно выделить: личностную неудовлетворенность, высокое латентное напряжение; низкую социально-психологическую компетентность; поддержку ксенофобских установок со стороны семьи; наличие в социальном окружении образцов агрессивного поведения. Необходимо отметить также основные формы проявления ксенофобии: игнорирование, отказ от сотрудничества; высмеивание; «буллинг»; вербальная и физическая агрессия; преследование в виртуальном пространстве; распространение дискредитирующей информации.
В статье я буду рассматривать вопросы профилактики ксенофобии, связанные с отношением к студентам-иностранцам, так как считаю, что уровень и сложность этой работы во многом зависит от национального состава контингента обучающихся в нем. У нас в СОФ МГРИ, помимо студентов из ближнего зарубежья (Армении, Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Туркмении), обучаются по профессиям среднего и высшего профессионального образования и на подготовительном факультете студенты из стран дальнего зарубежья (Египта, Сирии, Ирака, Иордании, Туниса, Ливии, Алжира, Саудовской Аравии, Палестины).
В связи с тем, что иностранные студенты не только обучаются, но и проживают в общежитиях, значительно возрастает нагрузка по профилактике явлений ксенофобии на весь педагогический коллектив, а на социально - воспитательный отдел особенно. Конечно же, в нашем учебном заведении разработана Программа профилактики ксенофобии, терроризма и экстремизма, в соответствии с которой и производится работа в указанном направлении. Однако, программа эта не является чем то незыблемым, она корректируется ежегодно в зависимости от контингента, в основном студентов нового набора.
Для определения проявления национальной ксенофобии и оценки отношения студентов к проблеме в целом, нами было проведено социологическое исследование среди студентов СОФ МГРИ с первого по четвертый курс, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Всего было опрошено четыреста человек, по сто с каждого курса. Возраст респондентов 15 – 20 лет, из них юношей 60%, девушек – 40%.
Гипотезы исследования следующие: студентам в целом присущ высокий уровень толерантности к гражданам других стран; юноши и девушки проявляют разный уровень национальной ксенофобии; имеющиеся случаи недоразумений, возникающих на почве национальной неприязни, не отражают настроения большинства тех, кто обучается в СОФ МГРИ (СПО). Представлю результаты анкетирования.
Прежде всего, все респонденты знают, что обозначает ключевой термин «ксенофобия». Причем, они выразили согласие с двумя направлениями ее определения. Первое: ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому,непривычному, а второе: восприятие иного как непонятного, непостижимого, а
поэтому опасного и враждебного. Также 86% студентов отметили, как верный, общий посыл при ксенофобии: «другие виноваты в наших бедах».
В результате опроса мы установили, что 68% респондентов одинаково относятся ко всем людям, 24% указали, что есть некоторые нации, представители которых им неприятны. Еще 8% непрязненно относятся ко всем людям иной национальности. Выяснилось, что большинство (59%) студентов нейтрально относятся к тому, что в СОФ МГРИ обучается много иностранных студентов, а 32% отметили это как положительный факт. Только 9% негативно относятся к этому факту.
Затем респондентам было предложено для оценки (согласен, не согласен) несколько суждений о характере межнациональных отношений в России. Это позволило получить ответ на вопрос о том, как должны строиться межнациональные отношения в России. Оказалось, что 32% согласны с утверждением: «Все народы должны обладать равными правами, ни у кого не должно быть преимуществ». Уверены, что «Россия – общий дом многих народов, оказывающих друг на друга свое влияние» 23% студентов. Еще 29% считают, что «Россия – многонациональная страна, но русские, как большинство, должны иметь больше прав», а 11% думают так: «Россия должна быть государством русских людей».
Далее, нашим респондентам было предложено ответить на такой вопрос: «Отражают ли случаи стычек на почве национальной неприязни, массовое настроение?». Что получилось в результате? Положительно на него ответили 7% студентов, напротив, 52% уверены, что это единичные случаи, которые не находят массовой поддержки. Еще 41 % указали, что это явление не свойственно большинству русской молодежи, хотя явление это достаточно распространено (например, в СМИ очень часто появляется информация о произошедших конфликтах на почве национальной неприязни).
Было ли такое, чтобы наши студенты испытывали чувство враждебности по отношению к себе со стороны людей иной национальности? Постоянной враждебности не чувствует ни один респондент. Указали, что иногда ощущают враждебности 31%, большинство (56%) оценило враждебность по отношению к себе на 2 балла. Думая, что этот низкий показатель связан с тем, что в большинстве случаев лица иной национальности беспричинно не проявляют агрессии и враждебности по отношению к русским.
Что касается возможности заключения брака с человеком другой национальности, то 25% это допускают, но предпочтут свою нацию, однако, 62% будут заключать брак только с русским/русской, а свободных взглядов на национальность (будущих) супругов придерживаются 13% опрошенных. Думаю, такое мнение связано с традицией заключать брак только с представителями своей национальности.
Оказывают ли влияние на российскую культуру люди других национальностей, проживающие в нашей стране? Предполагают, что такого влияния нет22 % респондентов, 26% думают, что эти люди обогащают нашу культуру, внося новые интересные элементы, а 52% считают, что происходит «размывание» российской культуры.
Если говорить о влиянии на безопасность россиян людей других национальностей, то 56% считают, что это имеет место, а 36% утверждают обратное. Думаю, что причиной являются теракты, совершаемые в большинстве случаев лицами нерусской национальности. Еще 8% уверены, что они представляют большую угрозу.
Отвечая на вопрос о воздействии иностранных граждан на российский рынок труда, 56% студентов думают, что это влияние незначительное, еще 35% указали, что это способствуют дестабилизации российских рынков, а 9% сочли это воздействие положительным. Считаю, что причиной подобных ответов является тот факт, что использование труда иностранцев усложняет поиск работы русскими гражданами.
Если говорить о том, способствует ли деятельность экстремистских националистических движений национальной нетерпимости, то 40% студентов выбрали положительный ответ, 5% - отрицательный, а 37% отметили, что это влияние незначительно. Оставшиеся респонденты указали, что не знакомы с деятельностью националистических движений, поэтому и ответить не могут.
Затем анкетируемым был задан вопрос о том, могут ли являться главной причиной ксенофобии различия во внешности представителей различных национальностей? Выяснилось, что большинство опрошенных (84%) считают, что визуальные различия не являются основной причиной неприязни к людям иной национальности, но оставшиеся придерживаются противоположного мнения.
Хочется отметить, что большинство студентов (68%), принявших участие в исследовании, самостоятельны в определении своего отношения к людям иной национальности. При этом 17% указали, что их знакомые проявляют ксенофобию и пытаются навязать им свое мнение в этом вопросе, а 15% не сталкивались с подобным.
Если говорить о влиянии средств массовой информации на развитие национальной нетерпимости и конфликтов, то картина такова: 38% считают, что достаточно много публикаций, аудио- и видеоматериалов СМИ имеют националистическую окраску, а 39% придерживаются противоположного мнения. Остальные не дали ответа, указав, что не акцентируют свое внимание на появление в СМИ подобных материалов.
Таким образом, гипотеза о том, что студентам СОФ МГРИ в целом присущ высокий уровень толерантности к гражданам других стран, подтвердилась, так как 68% респондентов одинаково относятся ко всем людям, и только 8% непрязненно. Была подтверждена гипотеза о том, что юноши и девушки проявляют разный уровень национальной ксенофобии, девушки более лояльно относятся к представителям других национальностей. Одинаково относятся ко всем людям 77% девушек и менее четверти юношей. Показатели неприязни по отношению к представителям некоторых наций и народов у девушек и юношей схожи – 52% и 48% соответственно.
Исследование также подтвердило гипотезу о том, что случаи стычек на почве национальной неприязни не отражают настроения большинства студентов. В целом 93% согласны с этим утверждением. Думаю, это связано с тем, что серьёзных и получающих огласки конфликтов на национальной почве между студентами СОФ МГРИ не происходит.
Полученные результаты были переданы в социально-воспитательный отдел нашего учебного заведения и методическое объединение кураторов студенческих групп для использования при проведении мероприятий по профилактике ксенофобии в молодежной среде.
При организации профилактической работы следует четко понимать, что каждый имеет право испытывать любые чувства, в том числе и негативные, поэтому предметом обсуждения должны выступать не чувства, а поведение. Ксенофобия является внутренней проблемой личности, а не общества. В социальную проблему она превращается тогда, когда проявляется в деструктивном поведении (от отказа сотрудничать до прямой агрессии). В связи с этим необходимо разъяснять студентам предпосылки взаимопонимания, причем, не только общие для всех, но и отдельно для тех, с чьей стороны возможно проявление ксенофобии, а также для потенциальных жертв.
Пути предотвращения ксенофобии в образовательном учреждении следуюшие: просветительская работа; повышение психологической компетентности; расширение коммуникативного опыта; организация совместной деятельности; регламентирование поведения.
Теги
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.