Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Март » 27

Профилактика негативных привычек у студентов СОФ МГРИ (СПО)

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО
г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: педагогическому коллективу любого учебного заведения приходится решать проблемы, связанные с профилактикой негативных явлений у студентов. В статье приводятся результаты социологического исследования по отношению к негативным привычкам и здоровому образу жизни, проведенного среди студентов СОФ МГРИ

Ключевые слова: профилактика, негативные привычки, студенты, здоровый образ жизни

В настоящее время практически все учебные заведения столкнулись с такими общественными проблемами, как: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. В связи с этим, педагогические коллективы не могут оставаться в стороне от решения этих проблем, от профилактики здорового образа жизни. Основная нагрузка в этой деятельности ложится на кураторов студенческих групп, работников социально-воспитательного отдела, психологической службы.

В СОФ МГРИ для решения этой проблемы разрабатывается Программа профилактики негативных привычек у студентов, обучающихся по программам СПО, которая рассчитана на все годы их обучения в нашем учебном заведении. Эта программа ежегодно корректируется в зависимости от того, какой будет набран контингент. Для этого ежегодно (в рамках работы лаборатории социологических исследований) проводится анкетирование всех студентов первого курса по выявлению их отношения к негативным привычкам и здоровому образу жизни.

Замечу, что здесь следует обратить внимание на принципы, на которых основана работа социально-психологической службы. Прежде всего, безусловной ценностью признается каждый человек. Любое психологическое качество или свойство человека принимается как ресурс его развития. Всякое психологическое затруднение не является негативным качеством или свойством человека, а есть состояние недостатка какого-то ресурса. Всякое педагогическое и психологическое воздействие производится под знаком заботы о личном росте или же с сохранением перспективы роста каждого, кто попадает в сферу влияния службы.

Целями указанной программы является предупреждение никотиновой, наркотической, алкогольной зависимости, искоренение сквернословия, пропаганда здорового образа жизни. Задачи программы: выработка активной жизненной позиции; организация творческого и здорового досуга; работа над развитием этических норм поведения; формирование психологического климата в социальном окружении студентов; оказание помощи лицам, состоящим на внутривузовском контроле, а также тем, кто был отнесен к «группе риска».

Выделено несколько направлений профилактики: 1) административно-правовое, 2) информационно-педагогическое, 3) социально-педагогическое, 4) психолого-педагогическое, 5) медико-психологическое. За первое направление отвечает администрация и инспекторы КДН и ПДН, за второе – СМИ СОФ МГРИ и медиацентр, за третье – кураторы студенческих групп и их методическое объединение, за четвертое – врачи, работники медицинского пункта, а за пятое – психологическая служба и педагоги учебного заведения.

Реализация Программы профилактики негативных привычек производится исходя из личностно-ориентированного подхода к каждому студенту, а также включение в решение задач программы родителей студентов, педагогов, других специалистов.

Деятельность по реализации программы (первоначально со студентами первого курса, несовершеннолетними) предполагает: выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому; создание в СОФ МГРИ единого банка данных о трудных семьях, студентов «группы риска», состоящих на внутривузовском учете, в КДН и ПДН; проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних; усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних; создание новых и поддержка существующих кружков, секций.

Основными направлениями деятельности являются: диагностика всех участников программы; организация взаимодействия между учебным заведением и субъектами профилактики, родителями, библиотекой, общественными организациями, учреждениями здравоохранения; работа со студентами; социально- психологическое сопровождение; работа с родителями.

Диагностика всех участников программы включает в себя проведение социологических исследований по вредным привычкам, изучение уровня воспитанности, систематические педагогические наблюдения за студентами, установление причин подверженности их табачной, алкогольной, наркотической зависимости.

Так, в этом учебном году было проведено указанное тестирование первокурсников. Приведу некоторые данные, полученные после обработки результатов. Выяснилось, что о существовании проблемы употребления алкоголя в обществе знают 92% опрошенных первокурсников. Однако, 38% считают нормальным употребление алкогольных напитков, а 36% придерживаются противоположного мнения. Еще 26% никогда не задумывались об этом. Считают, что сильнее подвержены алкоголизму мужчины 43%, женщины - 27%.

Удивило, что 7% считают, что употреблять алкоголь можно начинать в возрасте от 13 до 15 лет, 35% уверены, что более всего подходит промежуток от 16 до 18 лет. Еще 38% думают, что человек в 19 лет (и старше) может это делать, а оставшиеся 20% заявляют, что этого делать в жизни не стоит вообще.

При этом 20% студентов ответили утвердительно на вопрос: «Употребляете ли Вы алкоголь?», а 47% отметили, что их родители также делают это. Треть респондентов (33%) впервые попробовали алкоголь с родителями, а 40% - с друзьями. Выяснилось, что 38% пьют за компанию, 36% для веселья, 20% просто так, а 6% не задумывались над этим вопросом.
Не часто делают это 40% респондентов, 48% - только по большим праздникам, 10% - всякий раз, когда появится повод, а 2% нужно лишь желание для того, чтобы выпить. Оказалось, что 5% уже сейчас чувствуют особую тягу к алкоголю, у 84% этого нет, 36% для себя нашли какие-то положительные моменты употребления спиртного.

К курению 14% респондентов относится положительно; 45% отрицательно; 41% безразлично. При этом 15% считают курение нормой, 65% придерживаются противоположного мнения, а 25% не задумывались над этим. С утверждением: «Курить - это модно!» согласилось 15% опрошенных студентов, на наличие у курения положительных сторон указало 8%. Характерно, что 44% указали, что их родители (или один из них) курят. При этом 58% уверены, что к этому больше склонны мужчины, чем женщины.

Отрадно, что на вопрос: «Курите ли Вы?» 67% первокурсников ответили «нет». На вопрос: «С кем Вы пробовали сигареты?» были даны ответы: сам(а) - 9%; с друзьями - 37%; не пробовал(а) - 54%. О цели курения никогда не задумывалось 22% студентов, 24% считают, что это помогает при стрессе, 11% делают это за компанию, а 6% просто так.
При этом 8% считают, что допустимо курить (пробовать) сигареты можно с 13 до 15 лет, 27% назвали возраст от 16 до 18 лет. Еще 20% указали: «19 лет и старше», а 45% категорично ответили: «никогда». Следует также заметить, что 75% первокурсников категорически против того, чтобы курили их дети.

Затем последовал ряд вопросов, касающихся употребления наркотиков и психоактивных веществ. Из ответов респондентов стало ясно, что 85% относятся к ним отрицательно, 4% положительно, а 11% - безразлично. Также 4% (относящихся положительно) указали, что употребляли наркотические или другие психоактивные вещества, а 96% не делали этого никогда. При этом 48% использовали их для того, чтобы поднять настроение, 44% - для облегчения общения, а 8% - как помощь в стрессовой ситуации.

Оказалось, что 40% первокурсников сталкивались в своем окружении с наркоманами. При этом 24% предлагали попробовать подобные вещества, причем, бесплатно. Оказывается, что 7% видят в употреблении наркотиков и ПАВ положительные стороны, что настораживает. Более склонными к наркомании 62% студентов считают мужчин, а 38% - женщин.

На основе результатов социологического исследования и была произведена коррекция Программы профилактики негативных привычек у студентов нового набора, рассчитанная на четыре года обучения по программам СПО. Методы работы в рамках программы: лекции; беседы; «суды»; социальный опрос; тестирование; педагогические консилиумы; психолого-педагогические семинары; конференции; мозговой штурм; семинары-практикумы; просмотр кинофильмов; встречи с интересными людьми; конкурсы рисунков, выпуск стенгазет (по данной теме); участие в районных, областных, всероссийских акциях; семейное консультирование.

Приведу примеры работы со студентами нашего учебного заведения: беседы, круглые столы, лктории по пропаганде здорового образа жизни, отрицательном действии вредных привычек на организм человека, особенно молодого. Предусмотрено проведение тематических классных часов, посвященных: Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря); Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября); Всемирному Дню без табака (31 мая); Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта); Всемирному дню здоровья (7 апреля).

Кроме этого, систематически проводятся: дни профилактики курения, алкоголизма, наркомании среди студентов; лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов; медиацентр практикует выступления, направленные на профилактику употребления ПАВ; конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков; выступления агитбригад; проведение заседаний Совета профилактики.

В направлении социально-психологического сопровождения предусматривается: своевременное выявление проблем у студентов, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи; организация консультаций по работе с проблемными студентами, их родителями и педагогами; организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений.

В плане работы с родителями запланировано: проведение групповых и общевузовских родительских собраний; работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки; индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков; приглашение родителей на заседания Совета профилактики.

Администрация и социально-психологическая служба СОФ МГРИ считает основными направлениями своей деятельности по предупреждению развития негативных привычек у студентов следующие: 1) формирование навыков правовой культуры и воспитание ответственности граждан в российском обществе; 2) работу лекторской группы по формированию правильной жизненной позиции подростков; 3) организацию деятельности по пропаганде здорового образа жизни.

В результате реализации Программы профилактики негативных привычек планируется достижение следующего: готовность студентов вести здоровый образ жизни; их занятость во внеурочное время (кружки, секции и т. д.); снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранение и укрепление здоровья. Следует заметить, что многолетняя практика работы по указанной программе доказала ее состоятельность и эффективность, так как неизменно дает положительный результат.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar