Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Декабрь » 8

Развитие выносливости у студентов 1-2 курсов на занятиях физической культуры в высшем учебном заведении

Сумарокова Юлия Викторовна, преподаватель по физической культуре
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Актуальность: В современном мире система физического воспитания в высшем учебном заведении требует усовершенствования во всех ее компонентах, включая методы предоставления образования, определение направленности и правильную расстановки ценностных ориентиров, а также внедрение современных педагогических технологий. Это обусловлено прежде всего тенденцией к падению уровня здоровья у студентов 1-2 курсов, характеризующееся недостаточным уровнем физической подготовленности и прежде всего выносливости. Низкий уровень выносливости студента ограничивает получение отличных результатах на занятиях, а, соответственно, и общего физического состояния обучающихся. Большая часть студентов не способны полноценно выполнять упражнения, связанные с выносливостью. Именно поэтому развитие этого качества на занятиях физической культуры актуально в настоящее время. Для решения проблемы снижения уровня физической подготовленности студентов, а также для приобщения молодѐжи к здоровому об- разу жизни предложено внедрение новых методик из области фитнеса, которые на сегодняшний день наиболее популярны среди молодѐжи.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, здоровый образ жизни, инновации в спорте, фитнес, психологический тренинг, индивидуализация тренировочного процесса.


Физическая культура является учебной дисциплиной в высшем учебном заведении и представляет важнейший компонент в формировании целостного развития личности студента. Физическая культура воздействует на все важные стороны индивида, которые передались генетическим путем, они развиваются в процессе жизнедеятельности под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды

Цель: Изучение роли развития выносливости у студентов 1-2 курсов на занятиях физической культуры в высшем учебном заведении.

Говоря о научной новизне предложенной статьи, следует сказать о важности физической подготовки и в частности развитой выносливости у будущих специалистов. Современное государство все больше уделяет внимание к уровню здоровья населения и развитию его физических качеств соответственно. С каждым годом появляются новые методы и средства для поддержания высокого уровня физической подготовки молодых специалистов, что провоцирует непрерывное развитие сферы физического воспитания. Современному производству требуется не только квалифицированный специалист, но и человек с хорошей физической подготовкой и уровнем здоровья.

Результаты
Для начала следует определить понятие «выносливость». Обратившись к словарю терминов по физическому воспитанию, мы получаем следующие определения: 1) выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы; 2) выносливость – это способность человека к продолжительному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека.[4]

Исходя из этих определений и практических показателей, развитие выносливости значительно повышает уровень прироста физической работоспособности, что наиболее важно для студентов, проходящих курс физического воспитания.
Итак, рассмотрим, какие именно упражнения являются наиболее подходящими для развития выносливости студентов на занятиях физического воспитания. Согласно исследованиям, наилучшим методом развития выносливости являются циклические упражнения аэробного характера, среди которых наиболее доступным для всех студентов является бег. При четкой дозировке нагрузки и интервалов отдыха, а также сочетании этих упражнений с легкой атлетикой и подвижными играми, можно добиться значительных результатов в развитии выносливости и общей физической подготовки в целом. Следует заниматься данными упражнениями именно в комплексе, так как это повышает эффективность этих методов, а также эффект, достигнутый во время занятий таким образом сохраняется более длительно, чем при обособленном выполнении этих упражнений.

Рассмотрим общие эффекты, которые оказывают регулярное выполнение упражнений на выносливость на организм студента. Прежде всего, усовершенствуются приспособительные механизмы и снимается нервное напряжение человека. Улучшаются также обменные процессы в организме и кровоснабжение. Все эти эффекты оказывают положительное воздействие на общее состояние человека, включая самочувствие и работоспособность. Дело в том, что во время тренировки объем циркулирующей крови увеличивается, что обусловлено увеличением содержания плазмы в крови, тем самым нагрузка на сердце уменьшается. При должном выполнении упражнений уровень выносливости стремительно увеличивается, что приводит к достижению поставленных целей в физическом развитии.

Помимо улучшения общего физического состояния студентов при работе над выносливостью, отмечается и улучшение работоспособности в занятиях, не связанных с физической культурой. Можно выделить значительное снижение утомляемости, прекращение головных болей и улучшение реакции. Это обусловлено улучшением работы мозга, так как при улучшении кровообращение улучшается питание кислородом его и других органов организма человека.

Проводя занятие по физическому воспитанию преподаватель, давая упражнения на развитие выносливости, должен учитывать индивидуальные особенности организма каждого студента и грамотно распределять нагрузку для каждого студента, чтобы избежать переутомления. Только в этом случае, а также при регулярности тренировок, упражнения на выносливость дадут необходимый результат. Немаловажно заниматься и мотивационной работой со студентами, преподаватель должен провести лекционное занятие о пользе данных упражнений и их эффективности. При отсутствии отдачи студентов на занятиях физической культуры эффективность упражнений на выносливость стремиться к нулю, а также повышается вероятность обмороков и несчастных случаев, так как студент не имеет представления о правильном выполнении комплекса. Это, прежде всего, нарушение техники безопасности.

Для оценки эффективности комплекса упражнений, направленных на развитие координационных способностей для достижения спортивного результата на этапе начальной подготовки юных сноубордистов были использованы сле- дующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Педагогический эксперимент про- водился на базе специализированной школы отделения сноуборда в подготовительный период с сентября по ноябрь месяц. В эксперименте приняли участие 15 детей в возрасте 9-10 лет.

Для формирования координационных способностей применялись упражнения, требующие высокого умственного и мышечного напряжения. Разработанная методика была направлена на всестороннее развитие координационных способностей трѐх типов (способность точно соизмерять и регулировать про- странственные временные и динамические параметры движений, способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, способности поддерживать статическое и динамическое равновесие).

Анализ результатов тестирования показал достоверный прирост результативности у сноубордистов экспериментальной группы по всем пяти тестам. Занимающиеся экспериментальной группы улучшили свои тестовые результаты в среднем на 31 %.

Библиографический список:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспита- ния и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. ‒ М.: Академия, 2001. ‒ 480 с.
2. Ценин Ю.К. На лыжах с гор: учебное пособие/ Ю.К. Ценин. ‒ М.: Физ- культура и спорт, 1984. ‒ 223 с.
3. Важность обеспечения качественной педагогической поддержки на различных этапах деятельности спорстмена спорта высших достижений/ Чернова Е.А., Чибрикова М.Э., Чибриков Э.А., Якушин С.А. В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 149-151.
4. Занятие спортом вырабатывает положительные качества, применимые в жизни/Чернова Е.А., Чибрикова М.Э., Чибриков Э.А., Якушин С.А. В сборнике: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2019. С. 204-207.
5. Физическая и техническая подготовленность лыжников-гонщиков МГТУ им н.э. Баумана на предварительном этапе подготовки/Колдашов А.И. В сборнике: Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и прикрепленных лиц (соискателей) Министерство спорта РМосковская государственная академия физической культуры; Московская областная олимпийская академия. 2018. С. 247-252.
6. Тхоржевский Д.А. Изменчивость динамического равновесия горно- лыжников при воздействии на проприорецепторы стоп / Д.А. Тхоржевский // Теория и практика физической культуры. – 2012. – No 2. – С. 100-106.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспита- ния и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. ‒ М.: Академия, 2001. ‒ 480 с.
8. Ценин Ю.К. На лыжах с гор: учебное пособие/ Ю.К. Ценин. ‒ М.: Физ- культура и спорт, 1984. ‒ 223 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar