- 25.04.2020
- 7239 Просмотров
- Обсудить
СОФ ФГБОУ «Российский государственный геологоразведочный университет» СПО, г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: проблема воспитания молодого поколения актуальна во все времена, в особенности, если речь идет о «трудных» подростках. В каждом учебном заведении разработана своя стратегия работы с ними, о которой идет речь в статье. Также приведены результаты анкетирования студентов СОФ МГРИ (СПО) по отношению к девиациям в подростковой среде.
Ключевые слова: «трудные» подростки, воспитание, девиация, анкетирование, отношение
Ежегодно к нам в СОФ МГРИ на первый курс приходят обучаться по программам среднего профессионального образования лица старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), с которыми педагогическому коллективу СОФ МГРИ предстоит работать во время всего периода обучения: с периода адаптации до защиты дипломного проекта. Причем, в зависимости от курса обучения, изменяются и методы, формы работы с ними.
Конечно же, среди первокурсников есть и такие студенты, которых относят к категории «трудных», их выделяют с самого начала обучения в отдельную группу, требующую индивидуального педагогического сопровождения. Вообще, понятие «трудный» – очень широкое. К этой категории обычно относят подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, найти общий язык (родителям тоже). Как правило, это: подростки из семей, не обеспечивающих условий для полноценного развития и воспитания; а также лица, состоящие на учете в ИДН.
Начинаем мы свою работу с первокурсниками с выявления в каждой группе трудных подростков и взятие их под особый контроль. Для этого проводится оперативное изучение личности обучающегося, изучение жилищно-бытовых условий, взаимоотношений в семье. На каждого студента мы заводим личное дело, куда, кроме характеристик и семестровых данных успеваемости и посещаемости, мы записываем все проводимые мероприятия и решаемые проблемы. Сюда же размещают информацию о своей работе психолог и социальный педагог. Это дело, которое мы ведем до совершеннолетия, находится в социально-воспитательном отделе и позволяет оперативно получить информацию о любом студенте, относящимся к категории «трудных».
Конечно же, мы определяем стратегию своего педагогического сопровождения в соответствии с тем, в результате чего подросток стал трудным в психолого-педагогическом отношении: педагогическая запущенность; неблагоприятные жизненные условия; сопутствующие естественным сложностям развития специфические личностные факторы. Алгоритм поведения педагогов по каждому конкретному случаю разрабатывается совместно с психологом и социальным педагогом после выяснения всех условий.
Следует также заметить, что основой в индивидуальном педагогическом сопровождении «трудных» подростков, а, следовательно, и коррекционной работой с ними, является правильное психолого-педагогическое отношение. Оно складывается из следующих компонентов: принять воспитуемого; демонстрировать оптимистический взгляд на него; подчеркнутое внимание; готовность относиться к подростку, как к равному себе; доброжелательность и чистосердечность; понимание сложности воспитательной задачи.
В нашем учебном заведении составлена Программа работы с «трудными» подростками,
направленная на снижение негативных явлений в подростковой среде, в соответствии с которой мы проводим работу в этом направлении. В том числе, проводится ежедневный контроль посещаемости занятий, различные тесты, тренинги (например, по темам: «Взаимопонимание», «Устойчивость к негативному социальному влиянию», «Формирование жизненных навыков»), организация проведения досуга.
Выполнение мероприятий программы позволяет понизить количество подростков с девиантным поведением, способствует появлению у них устойчивых интересов, снизить число правонарушений несовершеннолетних, создать условия для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе. Предусмотрено также проведение анкетирования, опросов студентов, родителей с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней.
Во многом планированию и проведению работы с подростками этой группы, в том числе и выявлению их принадлежности к «трудным», помогает проведение различных анкетирований, опросов, тестирований, проводящихся в СОФ МГРИ постоянно. Этой работой занимается студенческая лаборатория социологических исследований, которой я руковожу. Особенное внимание ежегодно мы уделяем первокурсникам, так как у них с началом обучения совпадает очень сложный период адаптации, во время которого мы проводим многочисленные опросы, касающиеся практически всех сторон обучения, проживания, психологического комфорта, степени включения в коллектив и так далее.
Учитывая тот факт, что «трудные» подростки нередко стремятся обратить на себя внимание отличающимся от общепринятых норм поведением (например, курением, употреблением алкогольных напитков, наркотических препаратов, психоактивных веществ), приведу результаты текущего учебного года, полученные в результате анкетирования подростков, студентов первого курса по этим вопросам. Кстати, это позволяет определить уровень отношения к этим явлениям в подростковой среде, определить число лиц, имеющих подобные привычки, а затем и запланировать дальнейшую работу социально-воспитательного отдела, кураторов студенческих групп, а также психологической службы, в соответствии с полученными в ходе социологического исследования данными.
Выяснилось, что только 31% респондентов отрицательно относится к тому, что подростки употребляют алкоголь, считая, что этим они губят себя. Больше всего, 66%, выразили свое полное равнодушие к этому явлению, указав, что это дело лично каждого. Оставшиеся 3% написали, что так делают все, поэтому они за это явление. О существовании проблемы употребления алкоголя в обществе в целом, не только в молодежной среде, знают 92% опрошенных первокурсников. Однако, 38% считают нормальным употребление алкогольных напитков, а 36% придерживаются противоположного мнения. Еще 26% никогда не задумывались об этом, поэтому затруднились дать ответ. Кто же, по мнению наших первокурсников, сильнее подвержен алкоголизму? Указали, что это мужчины 43%, отдали первенство женщинам 27%, остальные затруднились дать ответ, так как никогда об этом не размышляли.
Далее мы попросили респондентов определить возраст, с которого, по их мнению, допустимо употреблять или пробовать алкогольную продукцию. Удивило, что 7% считают, что это можно делать в возрасте от 13 до 15 лет, 35% уверены, что более всего подходит промежуток от 16 до 18 лет. Еще 38% думают, что человек в 19 лет (и старше) может это делать, а оставшиеся 20% заявляют, что этого делать в жизни не стоит вообще. При этом 20% студентов ответили утвердительно на вопрос: «Употребляете ли Вы алкоголь?», а 47% отметили, что их родители также делают это. Затем нам было интересно выяснить, с кем подростки впервые попробовали алкогольные напитки. Оказалось, что треть респондентов (33%) сделали это с родителями, а 40% - с друзьями. Безусловно, порадовал тот факт, что 27% не пробовали их вообще. С какой же целью употребляют алкоголь подростки? Так, 38% пьют за компанию, 36% для веселья, 20% просто так, а 6% не задумывались над этим вопросом.
Характерно, что это делают не часто 40% респондентов, 48% - только по большим праздникам, 10% - всякий раз, когда появится повод, а 2% нужно лишь желание для того, чтобы выпить. Оказалось, что 5% уже сейчас чувствуют особую тягу к алкоголю, у 84% этого нет, а 11% затруднились ответить. Бытует мнение, что многие прибегают к алкогольным напиткам, как к средству, помогающему пережить неудачи. Удалось выяснить, что 82% студентов с этим категорически не согласны, 15% делают это редко, а 3% часто используют это средство. Последний вопрос этого блока касался наличия положительных сторон употребления алкоголя (с точки зрения тестируемых студентов). Категорично ответили «нет» 64% респондентов, однако 36% для себя нашли какие-то положительные моменты.
Следующий блок вопросов касался курения. Как же относятся к нему наши первокурсники? Ответы таковы: 14% положительно; 45% отрицательно; 41% безразлично. При этом 15% считают курение нормой, 65% придерживаются противоположного мнения, а 25% не задумывались над этим. С утверждением: «Курить - это модно!» согласилось также 15% опрошенных респондентов, а не согласилось 85%. На наличие у курения положительных сторон указало 8%, а 92% их не видят, хотя некоторые из ответивших курят сами. Характерно, что 44% студентов указали, что их родители (или один из них) курят. При этом 58% уверены, что к курению больше склонны мужчины, чем женщины.
Отрадно, что на вопрос: «Курите ли Вы?» 67% первокурсников ответили «нет». На вопрос: «С кем Вы пробовали сигареты?» были даны ответы: сам(а) - 9%; с друзьями - 37%; не пробовал(а) - 54%. О цели курения никогда не задумывалось 22% студентов, 24% считают, что это помогает при стрессе, 11% делают это за компанию, а 6% просто так. При этом 8% считают, что допустимо курить (пробовать) сигареты можно с 13 до 15 лет, 27% назвали возраст от 16 до 18 лет. Еще 20% указали: «19 лет и старше», а 45% категорично ответили: «никогда». Следует также заметить, что 75% первокурсников категорически против того, чтобы курили их дети.
Затем последовал ряд вопросов, касающихся употребления наркотиков и психоактивных веществ. Из ответов респондентов стало ясно, что 85% относятся к ним отрицательно, 4% положительно, а 11% - безразлично. Также 4% (относящихся положительно) указали, что употребляли наркотические или другие психоактивные вещества, а 96% не делали этого никогда. При этом 48% использовали их для того, чтобы поднять настроение, 44% - для облегчения общения, а 8% - как помощь в стрессовой ситуации. Характерно, что 40% первокурсников сталкивались в своем окружении с наркоманами. При этом 24% предлагали попробовать подобные вещества, причем, бесплатно. Оказывается, что 7% видят в употреблении наркотиков и ПАВ положительные стороны, что настораживает. Более склонными к наркомании 62% студентов считают мужчин, а 38% - женщин.
Еще хочу заметить, что (согласно ответам респондентов) даже просто участие в анкетированиях заставляет задуматься и обратить внимание на свое поведение от 36% до 62% первокурсников. Как правило, полученные результаты используются также при проведении тематических классных часов в группах, открытых общих мероприятий, на которые часто приглашаются медицинские работники города, представители правоохранительных органов, прессы, инспекции по делам несовершеннолетних.
Большое внимание при работе с «трудными» подростками мы уделяем так же их семьям, отдельно планируя работу с родителями, ведь, как правило, к таким детям претензий у родственников не только не меньше, а даже больше, чем у педагогов. Примером такой деятельности является индивидуальное консультирование психолога, социального педагога, обучающие тренинги, практикумы, семинары. Кстати, при проведении одного из практикумов, мы совместно с родителями попытались составить обобщенный список поступков и действий детей, которые их беспокоят. Результаты просто шокировали, получился список из 68 пунктов (от безобидного «пачкает на кухне» до «сделала аборт и снова забеременела»).
Для чего мы это делали? Конечно же, не для простой констатации фактов, а для выделения наиболее характерных черт подросткового поведения и психологических состояний, наиболее часто переживаемых студентами. Это: резкое ухудшение поведения (упрямство, строптивость, своеволие, драчливость и т.п.); противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (тревога, страх, одиночество и т.п.); реакция эмансипации (выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля родителей и других взрослых); реакция группирования со сверстниками; выраженность акцентуаций характера.
Учитывая, что для подросткового возраста характерны увлечения, иногда часто сменяющие друг друга, администрация СОФ МГРИ принимает меры для организации досуга студенческой молодежи. Поэтому, одним из методов работы с «трудными подростками» мы считаем его вовлечение его в секции, кружки, культурно-досуговую деятельность учебного заведения. Эта программа дает возможность подростку почувствовать себя востребованным.
Уверена, что эффективность работы с «трудными» подростками связана с обеспечением многостороннего характера и гуманистической направленности оказываемой педагогической поддержки; наличием технологической гибкости и разнообразия в применяемых методах и приемах перевоспитания; распределением функций и четкой обоснованной структуры взаимодействия семьи, учебного заведения и других социальных институтов воспитания для создания комфортной, безопасной и педагогически организованной среды. Опыт работы в этом направлении дает основание утверждать,что только тесное единство всех сторон воспитательного процесса может обеспечить успех социально-педагогической деятельности.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.