Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Октябрь » 30

Анализ и моделирование проблемных педагогических ситуаций как условие повышения качества подготовки студентов педагогических специальностей

Трубникова Татьяна Сергеевна преподаватель
КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж», г. Ачинск, Красноярский край

Аннотация: статья посвящена проблеме подготовки студентов к педагогическому взаимодействию, основанному на принципах толерантности, гуманности, ориентации на индивидуальность. Одним из средств решения данной проблемы является анализ и моделирование будущими педагогами проблемных педагогических ситуаций.
Ключевые слова: педагогическая ситуация, анализ ситуации, педагогическое взаимодействие.


Учителю, особенно начинающему, крайне сложно ориентироваться в разнообразных педагогических ситуациях, часто требующих от него мгновенных и адекватных реакций. В то же время ситуации взаимодействия с учеником присутствуют в процессе деятельности учителя постоянно и непрерывно. Адекватное управление ими, нивелирование нежелательных и максимальное стимулирование положительных элементов ситуативных преобразований является одним из ключевых условий эффективности педагогической деятельности.

Поэтому важно, чтобы будущий педагог научился последовательно анализировать педагогические ситуации, выявлять причины проблем, с которыми он сталкивается в ходе взаимодействия с учеником, учитывать индивидуальные особенности ребенка и, в соответствие с этим, определять свои дальнейшие действия. В связи с этим большое значение имеет анализ проблемных педагогических ситуаций на психологических дисциплинах, что позволит научить будущих учителей начальных классов выстраивать педагогическое взаимодействие со школьниками, основываясь на принципах толерантности, гуманности, ориентации на индивидуальность, решать проблемы воспитания ребенка не путем директивного воздействия на него, а путем организации условий, способствующих развитию его личности.

Работа с проблемными педагогическими ситуациями в ходе изучения дисциплины ОГСЭ02 Психология общения студентами специальности 440202 Преподавание в начальных классах, выстраивается с учетом трудностей, с которыми преимущественно сталкиваются студенты при работе с ситуациями. В целом их можно классифицировать в соответствие с условиями, выделенными М.А. Холодной [3], дефицит которых при столкновении человека с проблемой снижает успешность ее решения.

Среди них были выделены следующие.
1) Несамостоятельность построения умственной картины. Студент не может самостоятельно проникнуть в суть ситуации, найти в ней определяющие, ключевые моменты, причины, обусловившие возникновение проблемы, и самостоятельно наметить пути выхода из нее.

2) Низкое качество построения умственной картины и возможности ее перестройки.

Во-первых, это неполное представление ситуации, когда часть деталей вообще не попадает в поле зрения (например, «ученик недоволен оценкой учителя, потому что имеет завышенную самооценку»).
Во-вторых, это опора на непосредственные субъективные ассоциации, а не на анализ объективных особенностей ситуации (например, «у нас в школе в таких случаях приходил завуч, и все вопросы решались»).
В-третьих, это глобальное представление о ситуации без серьезных попыток подойти к ней аналитически, нежелание понять отдельные ее детали и аспекты (например, «трудный ребенок – надо побеседовать с родителями и отправить его к психологу»).
В-четвертых, это предпочтение более простой, ясной и хорошо организованной формы репрезентации сравнительно со сложной (например, «ребенок грубит учителю, потому учитель ему не нравится»).
В-пятых, это фиксация внимания студента на очевидных, внешних, бросающихся в глаза аспектах ситуации и неспособность реагировать на скрытые «молчаливые» ее аспекты (например, «мальчик ударил девочку, потому что многие мальчики драчливы, а девочке нужно было просто дать сдачи»).
В-шестых, это неумение соотнести с конкретной ситуацией научные психолого-педагогические знания.

3. Недостаточность самоанализа процесса создания умственной картины. Неосведомленность студента о том, как сам он строит модель ситуации, что помогает ему более эффективно решать эту задачу. 4. Отказ от создания умственной картины проблемы. При анализе проблемы студентами мы можем обнаружить склонность к использованию стратегии типа «сначала – сделать, потом - подумать». Студент предлагает готовое решение, но затрудняется обосновать его.

Для решения вышеописанных проблем на первых этапах работы с ситуациями предлагаются задания, направленные на развитие навыков анализа, умения применять теоретические знания при решении практических задач.

Пример 1.
Ситуация (из рассказа учителя): «Я взяла второй класс. Дети были плохо подготовлены, вели себя тоже плохо. Три мальчика на уроках ходили по классу, безобразно вели себя на переменах. Я сделала следующее. Много хвалила нарушителей дисциплины за правильное поведение на уроках перед всем классом и индивидуально. Завела с детьми дневник поведения, куда ставила оценки за поведение. Беседовала с родителями. За плохое поведение оставляла их после уроков и заставляла правильно сидеть почти 40 минут». Оцените действия учителя.
Затем, в зависимости от темы занятия, студентам предлагаются различные проблемные ситуации, полученные в ходе опроса студентов, прошедших педагогическую практику, учителей школ, преподавателей, а также имеющиеся в литературных источниках. В зависимости от ключевой проблемы все ситуации были разбиты мной на следующие группы: 1) проблемы дисциплины в классе, 2) конфликты, 3) агрессивное поведение, 4) проблемы учебной мотивации, 5) нецензурные выражения, 6) воровство, 7) отверженность, 8) трудности в обучении.
Анализ ситуации предполагает отражение следующих ее аспектов: особенности участников взаимодействия, обстоятельства взаимодействия, требующая решения проблема, причины ее возникновения, способы решения проблемы.

Студентам предлагается следующая схема анализа проблемной ситуации, позволяющая максимально полно отразить все элементы ситуации:
1. Определите проблему.
А) Назовите условия и обстоятельства, в которых возникла проблема.
Б) Дайте характеристику участников ситуации:
эмоциональные особенности,
познавательные особенности,
личностные особенности,
возрастные особенности,
мотивы поведения в данной ситуации,
значение ситуации для участников
В) Дайте характеристику межличностным отношениям участников ситуации.
Г) Охарактеризуйте имеющуюся проблему.
Д) Назовите причины возникшей проблемы.
2. На основе анализа ситуации и конкретных условий сформулируйте задачи педагога.
3. Найдите варианты решения задачи.

В некоторых случаях для преодоления затруднений студентов при поиске способов решения проблемы им предлагаются готовые решения, из которых они могут выбрать или предложить свое.

Пример 2.
Ситуация (из рассказа студентки): «Один мальчик всегда срывает в классе дисциплину, очень громко разговаривает, может ударить кого-нибудь из детей, плюнуть и пр. Однажды на уроке, когда я дала ему индивидуальное задание, он стал громко разговаривать, смеяться, ударил девочку. Я много раз делала ему замечания, вовлекала в работу, вызывала к доске, но он не успокаивался. Тогда я сказала: «Замолчи! И не мешай остальным!». Он ответил: «Замолчи сама!». Сел за парту и продолжал нарушать дисциплину».

Возможные варианты поведения в ситуации:
1. Не реагировать на ребенка
2. Хвалить ребенка («Молодец, что ударил девочку» «Правильно делаешь, что балуешься на уроках»)
3. Пообещать плохую отметку
4. Сказать « Хорошо, я замолчу, а ты рассказывай материал»
5. Обратиться к классу: «Кого бы вы хотели сейчас послушать, Ваню или меня?»
6. Изолировать за отдельной партой
7. Написать замечание
8. Позвать завуча
9. Сказать: «Для меня тебя больше не существует»
10. Обратиться к детям: «Посмотрите на Ваню, разве можно себя так вести?»
11. Сказать: « Класс в таком шуме работать не может. Работай сам, а мы посмотрим».
12. Провести физминутку.
13. Сказать: «Может быть, ты нам и станцуешь?»
14. Заставить извиниться
15. Сказать «Ну я замолчу, и что дальше?»
16. Сказать: « Я замолчу, когда тебе будет что сказать» и дать задание, выполнив его, он с ответом выступил перед классом.
17. Спросить: «Почему я должна замолчать?»
18. Спросить: «Почему ты так себя ведешь? Разве ты не знаешь, что так делать нельзя?»
19. Предложить: «После уроков поговорим»
20. Предложить: «Я ставлю тебе 3, а не 2, а ты молчишь и выполняешь задание»
21. Дать индивидуальное задание.
Для того, чтобы студенты научились рассматривать ситуацию с различных позиций, отдельные ситуации проигрываются, затем в группе анализируется возможность практического применения созданной ими ранее модели, ее соответствия принципам педагогического взаимодействия, приоритетам современного образования.

Пример 3.
Студенты делятся на 3 группы. Каждая группа получает свою фабулу. Задача студентов выбрать исполнителя роли, подготовится и провести переговоры.

Фабула для учителя. В вашем классе трудный ребенок. Он отстает в развитии, проявляет агрессию в отношении других детей и даже учителя. Мама на замечания по поводу поведения ребенка не реагирует, наоборот очень гордится своим ребенком, который не дает себя в обиду. Вы пригласили маму на беседу с педагогом – психологом, после чего мама устроила скандал по поводу того, что ее ребенка считают умственно-отсталым. Завуч пригласила маму к себе на беседу. Вам тоже нужно там присутствовать.

Фабула для родителя. Ваш ребенок очень непоседлив, так же, как и все ваши родственники в детстве. В школе учитель постоянно придирается к нему. А он просто умеет постоять за себя, никому не дает себя в обиду. А недавно учитель пригласил вас к психологу, которая рекомендовала вам пройти ПМПК. Вы возмущены и собираетесь жаловаться в Управление образованием. Завуч пригласила вас к себе. Что ж, вы сходите, послушаете последний раз их глупости и пойдете жаловаться.

Фабула для завуча. Произошел конфликт между учителем и мамой ученика. Ребенок трудный, по словам специалистов имеет отставание в развитии. В классе постоянно дерется с другими детьми, на замечания учителя не реагирует. Учитель вынуждена постоянно следить за ним, чтобы он не причинил вред другим детям. Недавно мама устроила скандал. Вы пригласили ее и учителя к себе на беседу.

Таким образом, представленный подход к анализу ситуаций на уроках позволяют подготовить студентов к работе в нестандартных профессиональных ситуациях, осуществлять планирование своих действий, анализировать их результаты. Значимым также является ориентация студентов на гуманизацию межличностных отношений между педагогами и учащимися, сотрудничество с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, собственную позицию.

Список литературы
1. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник.- 4-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2019.- 317с.
2. Росс Л. Нисбетт Р., Человек и ситуация. Уроки социальной психологии— М.: Аспект Пресс, 2000.— 429 с.
3. Холодная, М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 288 с.
4. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 367 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar