- 02.11.2020
- 3301 Просмотр
- Обсудить
Румянцева Елена Николаевна, преподаватель математики
ГБПОУ Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права, г. Санкт-Петербург
Аннотация: Статья посвящена роли коллектива, как положительной, так и отрицательной, в становлении личности студентов, обучаемых в техникуме «Отраслевых технологий финансов и права». Приводятся живые примеры работы по созданию и воспитанию студенческого коллектива. Параллельно с этим рассматриваются вопросы развития личности, включая проблемы, связанные с психологическим и физиологическим развитием.
Ключевые слова: коллектив и личность; преподавательская деятельность в СПО; личный пример; сплочение коллектива учащихся; тимбилдинг.
«Могучая воспитательная сила коллектива рождается только при том условии, когда человек является не пассивным потребителем знаний, а творцом». Эти слова В.А. Сухомлинского могут служить ориентиром для каждого педагога, независимо от того какой предмет он преподает.
Как преподаватель математики – науки, объединяющей по способу выражения все естественно-научные дисциплины и области деятельности человека, я ставлю своей целью дать студентам не только крепкие базовые знания предмета, но и обучить их успешному и эффективному применению этих знаний и навыков в дальнейшем обучении и трудовой деятельности. Это не слишком простая задача, так как не секрет, что в СПО часто приходят учиться студенты, не имеющие достаточной подготовки. Поэтому в своей профессиональной деятельности ставлю перед собой следующие задачи:
• привить интерес к предмету;
• показать важность применения математики во всех видах человеческой деятельности;
• развивать логическое мышление;
• развивать такие качества, как точность и аккуратность;
• привить умение мыслить конкретными категориями, четко и ясно излагать свои мысли.
В системе СПО, как в любой системе образования следует рассматривать деятельность педагога в двух аспектах: в учебно-профессиональном и воспитательном. В профессиональном образовании коллективную, объединяющую роль, играет осознание обучающихся как будущих специалистов в определенном роде деятельности. Этому способствует совместное овладение знаниями в данной области, терминологией, навыками.
Авторитет в коллективе приобретают учащиеся, способные дать практический совет, подкрепленный личным опытом. Созданию работоспособного, целеустремленного коллектива обучающихся способствует комплексное использование современных образовательных технологий. Так, технологию критического мышления я применяю около 15 лет.
Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, мышление творческое, способность подойти к вопросу с новыми идеями. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда обучающийся сам «собирает» информацию о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Это естественный процесс генезиса мышления, высшей психической функции. Если же преподаватель дает готовое знание о предмете и требует простого воспроизводства в виде ответной реакции, то он разрушает естественную тягу к исследовательской и познавательной деятельности развивающейся личности.
Приведу пример. Для преподавания математики, на мой взгляд, хорошо использовать прием «Верите ли ВЫ, что…?». Прием развивает аналитическое мышление, внимание. При работе в группе – навыки коммуникативной культуры. Способствует формированию умения критически оценивать результат. Работу с этим приемом строю следующим образом:
1. раздаю группам листы с вопросами, на которые надо дать краткий ответ: да (+) или нет (-);
2. на стадии вызова студенты заполняют 1-ю строку таблицы;
3. по окончании работы я предлагаю группам высказаться и по результатам высказываний заполняю на доске 1-ю строку аналогичной таблицы;
4. закончив работу с текстом, студенты снова возвращаются к тем же вопросам, но которые теперь начинаются со слов «Верно ли, что…?» и заполняют 2-ю строку таблицы на доске;
5. далее идет детальное обсуждение каждого столбца таблицы. Значки, соответствующие правильным ответам, помещаются в 3-ей строке таблицы.
Среди вопросов присутствуют как верные, так и неверные, включают в себя ключевые моменты приготовленного к изучению текста, а также основные ошибки студентов.
Обучение сообща – это приобретение студентами знаний путем обучения в коллективе. Работая вместе: либо парами, либо небольшими группами над одной проблемой, пытаясь общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи. Комбинации или нововведения. При работе сообща происходит взаимное обогащение в группе, преподаватель должен так организовать совместные действия. Чтобы они вели к активизации учебно-познавательных процессов.
Удачным методом считаю использование методов педагогического сотрудничества, в рамках которого студенты психологически становятся в положение преподавателя, это требует от них более детального и осмысленного подхода к изучаемой теме, устанавливает более крепкие связи с ранее пройденным материалом, позволяет видеть нужность излагаемого здесь и сейчас материала для будущего обучения или использования в профессиональной деятельности. Совместно созданные доклады, презентации, нетрадиционные задания типа математических кроссвордов помогают студентам не только лучше усвоить материал, но и способствует становлению личности, учит работе в команде, общению на разных уровнях. Педагогика сотрудничества позволяет организовать обучение в группах разного состава. При этом преследуется цель развития коллективного мышления, где каждый должен внести свою лепту. Особое внимание уделяю подбору состава групп, в группу включаю студентов с разным уровнем успеваемости. Такая практика работы в коллективе, объединенном в желании достичь общей цели, дает исключительную возможность психологической подготовки, что необходимо в условиях современной организации работы в фирмах и на производстве.
Это способствует укреплению у студентов веры в собственные силы, помогает более быстрому и качественному усвоению материала, заполняет пробелы в подготовке, исключает притупление внимания у наиболее способных студентов, возникающее в том случае, когда приходится повторять уже решенное и пройденное. В результате сокращается число неуспевающих студентов, а наиболее способные повышают уровень своей подготовки.
Применение всех вышеперечисленных технологий и методов приводит к тому, что студенты с низкой успеваемостью и низкими показателями первых срезов приходят к более высоким результатам. Рост познавательной активности наблюдается у значительного большинства студентов. В результате студенты переходят от пассивного изучения к активному, начинают стремиться к выполнению творческих заданий и выполняют их на хорошем уровне, участвуют в групповых формах работы, и результаты этой работы проявляются на старших курсах, о чем мне неоднократно говорят коллеги.
За время моей работы я постоянно исполняю обязанности классного руководителя. Эта работа носит как регламентированный, так и неформальный характер. Особенно важен данный вид работы с первокурсниками. Уже, наверно, стало традицией и моим внутренним позывом, брать классное руководство над студентами первого курса. Это позволяет создать более комфортную обстановку для студентов – бывших школьников, так как у них возникает большое количество академических проблем и найти поддержку они могут именно у преподавателя, который не только их классный руководитель, но и ведущий предметник. Общение на уроке и вне его позволяет лучше понять студентов, понять и организовать меру помощи по необходимости. Отдавая группу потом другому классному руководителю, с которым она дойдет до выпуска, я не теряю связь со студентами, и они часто оказывают мне посильную помощь с группами нового набора, помогают новичкам быстрее обжиться в новой для них среде.
Обычно в сентябре мы проводим вечер знакомства. Ребята передают из рук в руки предмет (горящую свечу или др.) и рассказывают, что-нибудь о себе. Это позволяет сформировать представление о воспитанности, увидеть в человеке смысл и цель, найти подход, лучше понять друг друга. Ребята откликаются на внимание к ним со стороны взрослых и с удовольствием принимают затем участие в Дне первокурсника. Группы постарше помогают другим поставить танец, приходят посмотреть концерт, вспоминают свой прошлогодний номер, сравнивают, переживают. Главное, чтобы положительные эмоции оставались с ними.
Как классный руководитель я обращаю внимание не только на учебу и провожу культурно-массовую работу, стремлюсь к тому, чтобы каждый студент нашел для себя увлечение, в этом мне помогает развитая структура спортивных секций в техникуме и клуб «Аврора». Результаты дают себя знать, мои классные группы всегда активные участники и болельщики командных спортивных соревнований в техникуме, с удовольствием участвуют в Днях здоровья.
На процесс обучения большое влияние оказывают бытовые условия и психологический климат в студенческом коллективе. В нашем техникуме учатся студенты, приехавшие с разных уголков страны, и мое внимание к таким студентам особое. Я не только проверяю порядок в общежитии и как студенты соблюдают нормы и правила проживания, но и не упускаю возможности посоветовать где лучше купить продукты, что и как приготовить, т.к. ребята приезжают издалека и не сразу могут адаптироваться в большом городе, без поддержки родителей. Результаты проверки и замечания заносятся в специальный журнал.
В рамках заданной программы проводится патриотическая работа: ежегодные беседы на классных часах, посвященные Дню Победы, Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, всегда напоминаю 8 сентября о трагическом дне, когда сомкнулось кольцо блокады. Я понимаю, что сухие факты не всегда понятны молодому поколению, они слишком далеки от этих дней, но нам помогают общегородские праздники и мероприятия, посвященные знаменательным датам. Лично для меня тема Отечественной войны и блокады нашего города близка и понятна, т.к. старшее поколение нашей семьи испытало на себе все трудности этого периода. Поэтому я искренне пытаюсь донести все, что касается памятных дат этого периода до своих ребят. Так, 27 января 2014 года, лучшие студенты группы 1А-105 были приглашены на торжественный парад и церемонию возложения цветов на Пискаревском мемориальном кладбище. Мероприятие произвело на ребят большое впечатление, и они самостоятельно оформили стенд с фотографиями. В сентябре 2018 года с группой 1С-131 поехали к монументу «Дорога Мужества» в Лисьем Носу, поговорили о «Малой Дороге жизни» и о людях, которые прокладывали трассу.
Патриотическое воспитание, культурно-массовая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также трудовое воспитание (субботники, дежурство по техникуму) прививает правильные ценности, ведет к сплочению, способствуют созданию здорового образовательно-воспитательного коллектива, играющего важную роль в становлении личности обучающихся.
В наше время, когда, к сожалению, эгоизм присущ нынешнему поколению студентов, актуальны слова В.А. Сухомлинского «эгоист – это трещина в фундаменте коллективистских отношений». Мне вспоминаются примеры, которые показывают, что полнота и богатство эмоциональной жизни коллектива укрепляют этот «фундамент».
Учащийся группы по специальности «Электрики» Александр А., хорошо физически развитый молодой человек, держался в стороне от группы. Не принимал участия в соревнованиях, несмотря на просьбы сокурсников. Проходя производственную практику, упал с высоты, получив серьезные травмы. Был практически при смерти. Его удалось вылечить, но из-за длительного пропуска занятий (около трех месяцев) встал вопрос об академическом отпуске и переходе в другую группу с потерей года обучения. После обсуждения ситуации в группе ребята приняли решение помочь Александру выполнить курсовую работу, сдать чертежи и зачетные работы, а затем и подготовиться к экзаменам. Александр практически полностью восстановил здоровье и даже принял участие в спортивных соревнованиях в команде группы.
Иногда взаимодействие коллектива и личности носит сложный, неоднозначный характер. Группы 1 курса формируются из ребят, приехавших из разных регионов страны. Они привносят в коллектив элементы поведения, специфические для района их проживания. Обладая излишне эмоциональным поведением, они провоцирующе ведут себя по отношению к согруппникам и преподавателям, пытаясь завоевать авторитет. Привлечение их к участию в концертах, художественных композициях направляют их энергетику в нужное русло и к концу первого года обучения они полностью вливаются в коллектив. Однако, иногда такие студенты, внешне изменив манеру поведения, провоцируют коллектив на срыв занятий.
Студент Александр П., не найдя поддержки своему вызывающему поведению, отчислился по собственному желанию из техникума. На следующий год этот трудновоспитуемый подросток, стоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних восстановился в техникуме в мою группу. К Александру требовался дифференцированный подход, регулярно проводились беседы для выявления его способностей и предлагались посильные поручения, такие как: создать во ВКонтакте страницу группы с внесением постоянной учебной информации об успеваемости и пропусках занятий. Было предложено подготовить пешеходную экскурсию по городу. Александр неоднократно выступал на классных часах с разъяснениями положений Закона о табакокурении в общественных местах, успевал по всем предметам, по результатам 1 семестра получал стипендию, был подчеркнуто вежлив с преподавателями. При этом настраивал группу на нарушение дисциплины и пропуски занятий. В результате за примерное поведение был снят с учета и продолжает попытки оказывать негативное влияние на коллектив, не уважает нормы коллективной жизни. Но группа уже не признает авторитета Александра.
Пример показывает, что работа преподавателя с коллективом требует целенаправленных и постоянных усилий. Позволю себе привести некоторые рекомендации, которыми я руководствуюсь при своей работе с коллективом:
• предлагать студенту охарактеризовать коллектив и оценить свое чувство коллективизма;
• разработать механизмы совместного решения конфликтов;
• обращаться к коллективу в форме предложения или просьбы;
• поощрять инициативу коллектива.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.