- 09.11.2020
- 5090 Просмотров
- Обсудить
Тишаков Олег Игоревич
ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Аннотация: в статье говорится о роли физической культуры в формировании патриотических ценностей молодежи.
Ключевые слова: гражданскую позицию, гражданско-патриотическое воспитание, уважения к культурному и историческому прошлому, традиционные мероприятия.
Целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха – это гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях.
В момент, когда молодой человек поступает в колледж, его жизнь кардинальным образом меняется. У студента появляется дело, которое ведет его к взрослой жизни, к профессии, где он может быть мастером своего дела. Это новое и неизведанное чувство! В этот момент важно продолжать формировать у студента гражданскую позицию и чувство патриотизма, даже в узком понимание этого термина. Научить понимать значимость своей профессии, свое место в ней, полюбить свое дело. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу. Процесс патриотического воспитания и гражданской позиции является основной частью воспитательного процесса колледжа, и от нас педагогов во многом зависит становление наших воспитанников в настоящем и в будущем достойных граждан нашей Родины. Одним из факторов гражданско-патриотического становления личности наших воспитанников является в колледже - физическая культура и спорт.
Как показывает многолетний опыт советского и российского процесса обучения в средне - специальных учебных заведениях, целенаправленное воспитание влечет за собой более организованное проведение учебных и спортивных занятий. То, какое качество преподавания может предложить преподаватель своим студентам, напрямую влияет на качество воспитанности, упорства, воли, настойчивости и других черт обучающихся.
На занятиях физической культуры можно с легкостью применить принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл данного принципа состоит в ответственности, которую несет каждый студент перед своей учебной группой — коллективом — и коллектива за конкретного обучающегося. Также работает и другой принцип — воспитание, связанное с трудом и с жизнью. Подготовка обучающихся к труду и к самой жизни является одной из важнейших целей занятий физической культуры. Хорошо воспитанный человек, любящий спорт, живет здоровой жизнью, приносит обществу пользу, умеет получать моральное удовлетворение от работы в коллективе и от простого общения с другими людьми.
При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.
Цель нашей воспитательной системы на уроках физической культуры и во внеурочное время состоит в выработке нравственно-этических качеств, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии служения Отечеству на гражданском и военном поприще.
Основные задачи:
• создание и обеспечение возможностей обучающихся для выработки специальных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
• содействие развитию патриотических качеств личности обучающегося, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
• воспитание в обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
• развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни обучающихся и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
• развития форм самоуправления.
Для реализации данной цели и основных задач, сейчас я хотела бы показать ту небольшую часть работы, которая ведется по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей студента. Воспитательная система в каждой учебной группе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
Духовно – нравственное воспитание направлено на осознание обучающимися, в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. Поэтому важно вести работу и с родителями, воспитывая тем самым, чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видят перед собой подростки, чему они изумляются и что вызывает отклик в их душе.
К основам духовности по нашему мнению ребята должны соприкасаться на уроках физической культуры, на физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях во внеурочное время. Например, на уроках физической культуры с теоретическим материалом, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: «Путь к Олимпу», «Спорт в лицах»,“ Для чего человек живет?”.
Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Как граждане своей страны студенты должны не только знать свои права, уметь активно ими пользоваться, но и иметь свою четкую гражданскую позицию. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Большое внимание уделяется нами на современное сейчас движение - волонтерское движение под названием «Мы за здоровый образ жизни». Ежемесячно проводятся акции по различным темам: «Вредным привычкам - нет!», «Меняю сигарету на конфету», «Быть здоровым – модно!», агитационные конкуры рисунков и плакатов и др. Работая в этом направлении проводятся такие мероприятия как в форме праздника, так и в форме бесед, лекций, конференций, конкурсов: Соревнования по различным видам спортивных игр, посвященные Дню солидарности борьбы с терроризмом, Эстафеты «Вместе мы сила!», приуроченные к Дню трезвости, традиционным праздником День студента, традиции русского народа, совместное мероприятие с областной Белгородской библиотекой и т.д.
Хотим отметить, что очень важное значение в этом направлении имеет и работа клуба «Вектор», исполнение кодекса чести каждым воспитанником клуба.
- Быть верным Отечеству.
- Быть храбрым.
- Быть верным и преданным, стойко переносить трудности.
- Постоянно овладевать знаниями.
- Соблюдать правила вежливости. Всегда быть чисто и аккуратно одетым.
- Вести здоровый образ жизни.
- Быть патриотом своего колледжа.
Так же работа спортивного клуба готовит спортсменов к участию в областной спартакиаде среди профессиональных образовательных организаций города Белгорода по различным видам: легкая атлетика, спортивные игры волейбол, баскетбол, мини-футбол, где сборные команды колледжа достойно представляют наш колледж, занимая призовые места. Это, несомненно, повышает чувство патриотизма и гордости за наших спортсменов и в большей степени влияет на выбор наших обучающих при выборе досуга и образа жизни.
Работа по патриотическому воспитанию студентов связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Особое место в системе патриотического воспитании колледжа занимает военно-патриотический месячник, посвященный Дню Защитника Отечества, где каждый обучающийся может показать свою силу, ловкость, сообразительность. В течение месяца в колледже проводиться соревнования такие как: первенство по подтягивании, гиревой спорт, становая тяга, военная эстафета, олимпиада по теории физического воспитания и ОБЖ, стрельба из пневматического оружия, одевания костюма Л1 и ОЗК, турниры по шахматам и шашкам. После подведения итогов участники-победители награждаются медалями и грамотами.
Эти традиционные мероприятия способствую формированию чувства любви к Родине, гордости за свой малый коллектив (учебную группу), развивают принципы здоровой конкуренции, чувство честной борьбы, целеустремленности.
Вывод: Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
В итоге хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в нашей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов, преподавателей физической культуры – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Используемая литература
1. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2010. -№ 1.
2. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2011. - С.97-100.
3. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2012.
4. Г. Авзалова « Формировать личность 21 века» журнал « Учитель» №1 2019г
5. А.В. Гаврилова статья-проект «Я- гражданин России», журнал « Классный руководитель» № 5 2019г
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.