Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Ноябрь » 16

Организация самостоятельной работы обучающихся с использованием технологий дистанционного образования по ОУП 1. Русский язык

Гарькавая Оксаеа Юрьевна, преподаватель
ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: В статье рассматриваются возможности применения динамической учебной среды Moodle, которая предоставляет широкие возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в образовательную систему СПО.
Ключевые слова: дистанционные технологии, среды Moodle, образовательные ресурсы, самостоятельная работа обучающихся.


Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. В структуре учебной деятельности она занимает от трети до двух третей общего учебного времени. Организация самостоятельной работы имеет системный характер на протяжении всего времени обучения обучающихся.

С целью оптимизации самостоятельной познавательной деятельности составляются индивидуальные планы работы обучающихся, выступают не только средством информирования обучающихся о необходимом объеме самостоятельно усвоенных знаний, но и позволяет правильно распределить учебное время и их индивидуальные усилия для достижения желаемого результата.

К формам самостоятельной работы, предлагаемой обучающимся в традиционном обучении относятся: рефераты; конспектирование первоисточников, составление тезисов, плана обработанного материала; рецензирование, аннотирование, отзывы, выполнение тренингов, решение задач; составление схем, таблиц, диаграмм и пр.; расчетные, графические, расчетно-графические работы, разработка тестов, дидактических материалов; самостоятельные контрольные работы, выполнение индивидуальных творческих задач, другие формы, которые соответствуют специфике образовательной организации.

В связи с тенденциями компьютеризации всех сфер деятельности человека также сегодня еще добавляется: работа с персональным компьютером, обработка программно-педагогического обеспечения; работы с электронными версиями дидактических материалов, поиск необходимой информации в сети Интернет.

Новые подходы к организации обучения, а именно использование дистанционных технологий требуют существенного переосмысления и корректировки традиционных форм, и перевод их в дистанционные формы. Дидактические возможности и условия использования информационно-образовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гипертекста, использовать наглядные свойства звуковой, графической, анимационной и видео информации, способствующие лучшему усвоению материала [1].

Все вышеперечисленные формы самостоятельной работы обучающихся можно реализовать в дистанционном курсе, например, на основе модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle, которая предоставляет широкие возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в образовательную систему СПО. При этом следует начать с составления индивидуального учебного плана работы обучающегося, который легко реализовать в электронном виде, разбив объем учебной материала на содержательные блоки по темам или по неделям. Наличие таких учебных планов, позволяет обучающимся самостоятельно выполняя работу, выявлять способности организовывать, планировать, регулировать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и оценку ее результатов и собственных действий.

Но стоит заметить, что, независимо от вида самостоятельной работы, которую выполняют обучающиеся, как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения, определенная роль остается и за преподавателем, т. е. осуществляется при наличии тьютора.

Преподаватель должен ознакомить обучающихся с целью выполнения самостоятельных работ, трудоемкостью, сроками выполнения, методикой выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества выполненной самостоятельной работы.

Для эффективного осуществления организации самостоятельной работы обучающихся с использованием технологий дистанционного образования разработаны Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся на образовательной платформе Moodle.

Изучение теоретического материала в дистанционном курсе можно представить в виде электронной книги с удобной системой навигации: гиперссылками на отдельные разделы или параграфы книги, на термины и их толкование в словаре, на биографические данные ученых, имена которых встречаются в тексте книги и т. д.

После получения новых знаний, следующим шагом в обучении является формирование новых умений и навыков с использованием теоретического материала. В учебном процессе такая деятельность осуществляется на практических, семинарских, лабораторных занятиях, т. е. аудиторных занятиях.

Дистанционные технологии также позволяют осуществить такие виды работы, но обычно в присущей им форме. В частности, это может быть занятие, которое обучающийся должен пройти самостоятельно, с подсказками преподавателя, или даже без них. Это также может быть видеозанятие в on-line режиме, когда задействованы все участники курса и преподаватель, или запись занятия, когда каждый участник собственноручно выбирает удобное для изучения материала время.

Семинарское занятие может быть организовано в виде чата, семинара, вебинара, видеоконференции. При этом можно предоставить возможность участникам оценивать ответы и результаты работы друг друга.

Таким образом, организация самостоятельной работы является эффективным средством активизации творческой самостоятельности обучающихся.

На каждом этапе самостоятельной работы обучающихся необходимы четкий своевременный и эффективный контроль и проверка усвоения знаний, а также уровня сформированности умений и навыков, развития способностей. Контрольные мероприятия позволяют определить, насколько обучающемуся удались попытки самостоятельно решать определенные учебные задачи. По завершению изучения содержательного модуля преподаватель должен осуществлять итоговый контроль и оценку результатов деятельности обучающихся.

Это обычно проводится в форме: собеседования, проверки конспектов, защиты рефератов, проверки письменных индивидуальных заданий, коллоквиума, научно-практической конференции, защиты проектов и презентаций, комплексного тестирования, контрольной работы и т. п. Эти формы работы актуальны как в традиционном, так и в дистанционном обучении.

Стоит отметить, что всестороннее использование коммуникации одна из основных ценных возможностей электронных обучающих сред. Высокая степень интерактивности создается при помощи синхронных и асинхронных средств взаимодействия, которые создают иллюзию реального живого общения, иными словами «эффект присутствия».
Учебный процесс организуется таким образом, что обучающиеся, выполняя задания, активно общаются между собой и преподавателем (тьютором) через сервис сообщений, чата и форумов. Данная система коммуникации очень благоприятна для выполнения проектных работ.

Проанализировав возможности осуществления организации самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях СПО в форме дистанционного курса, можно сделать выводы, что такая форма самостоятельной работы способствует более углубленному изучению обучающимися теоретического материала учебной дисциплины, формирует умение поиска оптимальных вариантов ответа, решений, навыки научного исследования; развивает навыки работы с электронными учебниками, первоисточниками, формирует умение пользоваться современными средствами получения информации; позволяет обучающимся осуществлять самоконтроль на каждом шаге изучения материала, получать консультацию преподавателя, или услышать мнение другого участника курса.

Преподавателям это позволяет осуществлять систематический контроль за ходом выполнения обучающимися графика самостоятельной работы, осуществлять анализ допущенных ошибок, выполненных работ и давать им предварительную и итоговую оценку, видеть и объективно оценивать активность и результативность обучающихся в курсе.

Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий – это естественный этап эволюции системы образования от классического до виртуального, то есть от доски с мелом к компьютерным обучающим программам, от обычной библиотеки к электронной, от малочисленных учебных групп к виртуальным аудиториям любого масштаба.
Развитие дистанционных форм позволяет не только обеспечить доступ к качественному образованию, но и дает возможность завоевать определенное место на рынке образовательных услуг.

Система дистанционного обучения:
- обеспечивает широкий доступ к лучшим образовательным ресурсам;
- существенно увеличивает возможности традиционного образования за счет формирования образовательной информационной среды;
- способствует приобретению обучающимися навыков самостоятельной работы;
- повышает уровень образовательных программ за счет предоставления альтернативных программ широкому кругу обучающихся;
- позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными организациями.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar