- 21.11.2020
- 2890 Просмотров
- Обсудить
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Аннотация: В данной статье поднимается проблемы искусства в школе. Сегодня, когда образование довольно прагматично на задворках оказываются предметы гуманитарно-художественного цикла. В этом, на мой взгляд, непрактичность и недальновидность образования. Ведь художественное образование, которому отведено положение необязательного, или даже обременительного, довеска, решает целый ряд задач, которые рассмотрены в этой статье и которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут.
Ключевые слова: художественное образование, художественная культура, духовно-нравственные ценности, художественное образование, художественное творчество.
В нашей стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Она обретает в общественном сознании статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, воспринимается как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Либо, что еще хуже, как сфера обслуживания.
Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях крайнего прагматизма, всевластия рынка, активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство.
Но вся история человечества свидетельствует, что искусство и художественная культура - это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата понимания ее жизненной ценности, ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это прямой путь к расчеловечиванию общества.
Сегодня отношения к художественной культуре и к соответствующим школьным дисциплинам оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса.
Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители: они сами не были приобщены к искусству и многие из них охотно заменили бы его на что-нибудь «более нужное». Такова, к несчастью, и направленность государственной образовательной политики: на постепенное сокращение художественного цикла, на вытеснение его из федерального компонента в региональный, из основного образования в дополнительное и т.д. Отсутствие аттестации по предметам искусства подтверждает их необязательность.
На каждый из предметов искусства в школе отводится 1 час в неделю: существенно меньше, чем в странах, определяемых как страны со средним уровнем развития и приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в «высокоразвитых странах». Это труднообъяснимо и унизительно для России и нашей отечественной культуры.
Федеральный компонент стандарта среднего полного образования различает базовый и профильный уровни освоения тех или иных предметных областей, в том числе искусства. Здесь художественный цикл представлен уже одним предметом – МХК на профильном уровне. В отличие от ряда других, МХК не входит в число предметов, базовое освоение которых обязательно для всех профилей. Значит учащиеся других профилей (а их огромное большинство), скорее всего, никогда не получат представления о художественной культуре человечества.
Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «минимума». На практике не в каждой школе регулярно ведется преподавание изобразительного искусства и музыки, и ведут его сплошь и рядом неспециалисты.
В настоящее время дополнительное художественное образование, включая музыкальные и художественные школы, охватывает по официальным данным около 15% детей. Что касается качества дополнительного (как и основного) художественного образования в масштабах страны, то оно вызывает серьезнейшие сомнения, если учитывать общероссийский «культурный фон»: две трети сел не имеют никаких учреждений культуры, и жители их лишены всякой возможности встречи с живым искусством; в считанных городах есть детский театр и т.д., и т.п.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что, отставая от развитых стран по измеримым параметрам художественного образования, фактически не признавая его ценности для человека и общества, мы обладаем теоретическими разработками, методическими достижениями и конкретными учебными программами высокого мирового уровня.
Некоторые из них, например, системы Д.Б.Кабалевского и Б.М.Неменского, получили широкое распространение. Распространение других систем, напротив, очень мало. Так, по программам развивающего обучения, (Г.Кудиной, З.Новлянской, Ю.Полуянова) научно обоснованным и проверенным практикой, работают не больше сотни российских школ.
Однобокое развитие крайне обедняет сенсорную сферу ребенка, его непосредственную связь с окружающим миром, чуткость и восприимчивость по отношению к нему и вызывает обоснованное беспокойство вдумчивых педагогов и медицинских работников. Эта проблема, многократно обостряется в эпоху раннего увлечения виртуальной чувственностью компьютера, вытесняющего реальный чувственный опыт уже не только из школьного обучения, но из повседневной жизни детей.
Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества. Таким образом, именно богатый художественный опыт, может сохранить целостность психического развития ребенка.
Рационализированное образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе. Последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны. В образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка.
Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т.д. На самом деле вопрос гораздо глубже.
Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. Именно дефицит творчества является главной причиной снижения школьной успешности детей. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества, порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности.
Одной из неотложных задач образования считается переход от знания к компетенции. В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества. В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.
Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровых детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Между тем «борьба с перегрузками», то есть сокращение учебных часов, всегда грозит в первую очередь сказаться на «не обязательном» искусстве!
Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам, повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности.
Школьники, без предварительного отбора поступающие в «эстетические» классы, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.
Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.
В условиях светского общего образования искусство – единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. Если мы хотим сохранить себя в качестве наследников отечественной и мировой культуры, да и просто как человеческое общество, то художественное образование должно стать безусловным приоритетом государственной образовательной, точнее – культурно-образовательной политики.
Список литературы:
1. Мелик-Пашаев А. А. Проблемы эстетического воспитания и педагогики творчества // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1988.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1973.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. М., 1.926.
4. Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. М., 1987.
5. Леей В. И. Искусство быть другим. М., 1980.
6. Предтеченская Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса "Мировая художественная культура" // Музыка в школе, 1984, № 4.
7. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. М, 1985.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.