Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Декабрь » 1

Особенности разработки структуры дистанционного занятия

Бакина Татьяна Викторовна, преподаватель
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж

Дистанционное обучение — это, в первую очередь, взаимодействие обучающихся и преподавателя между собой на расстоянии (дистанционно). При этом дистанционноеобучение отражает практически все присущие учебному процессу компоненты и методы,цели, организационные формы, содержание, а часто и средства обучения и реализуемоеспецифичными средствами телекоммуникационных технологий,предусматривающими интерактивность процесса обучения.

3 вопроса, которые вы должны себе задать при подготовке дистанционногозанятия:
1. Чему я хочу научить студентов?
2. Каким образом студенты этому научатся?
3. Какую поддержку в этом я могу им дать?

Можно выделить несколько режимов дистанционного занятия, которые отличаются потипу взаимодействия преподавателя и студентов:
1. Анонсирующеезанятие.
Цель: привлечь внимание студентов, замотивировать на обучение.
Можно записать небольшое видео через различные сервисы, поделиться ссылкой на него с обучающимися.
2. Вводное занятие.
Цель: введение в проблематику, обзор предстоящих занятий.
Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт обучающегося.
3. Консультация.
Попросите студентов составить список вопросов и предварительноприслать перед занятие. Вместе собучающимися старайтесь найтирешения возникших проблем.
4. Тестирование.
Проводите дистанционно тесты, олимпиады, выполняйтевиртуальные лабораторные эксперименты.
5. Вебинар.
Существует много платформ, позволяющих провести вебинар со студентами, используя видеосвязь. Есть два вида вебинаров:
вебинары с двусторонним участием педагога и обучающихся;
вебинары (веб-конференции) с односторонним участием: кто-товыступает в качестве докладчика, остальные — слушатели.
Обучающиеся и педагог одновременнонаходятся у автоматизированного рабочего места. Местонахождение и время студентов ипедагога не играет роли, организация занятия проходит в отложенном режиме.
6. Чат-занятие.
Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебногопроцесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведениячат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
7. Веб-квест.
Включает в себя задание с игровыми элементами. Для веб-квеста необходимы интернет-ресурсы. Обучающиеся сами ищут информацию, необходимую для выполнения задания квеста, в интернете или книгах.
8. Занятие сиспользованиемвидеоконференцсвязи.
Такой тип занятия не отличается от традиционного, занятиепроходит в реальном режиме времени.
Распределение времени занятия (для онлайн-режима):
- Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
- Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
- Выполнение индивидуальных заданий или организация групповой деятельности повыполнению заданий – 10 минут;
- Обсуждение результатов занятия – 10 минут.

При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность обучающихся. Учебные материалы должны сопровождатьсянеобходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотренаконсультационная зона, которая позволит студентам задавать вопросы.

При подготовке к дистанционному занятию преподаватель определяет, чтоконкретно должен сделать обучающийся в каждой из частей занятия.
Структура дистанционного занятия:
1. Ориентировочная часть.
Обучающийся знакомится с целями.
Правила постановки целей в дистанционном занятии следующие:
1) цели должны отражать основное содержание занятия;
2) цели должны быть ориентированы на обучающихся;
3) цели должны быть сформулированы в категориях деятельности (начинаются с глагола, обозначающего, что будет уметь обучающийся).
Цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы потом можно было проверить, реализована ли она.
2. Информационная часть.
Обучающийся изучает информационные материалы. При создании материалов для дистанционного обучения целесообразно использовать такие способы представления информации, как видеоролик, аудиоролик, рисунок, интерактивная таблица, текст. Можно дать студентам ссылку на сайт, содержащий готовые учебные материалы
3. Диагностическая часть.
Обучающийся выполняет тестовые и практические задания. Практические задания должны быть ориентированы на проверку того, как обучающийся может выполнять определенные операции и действия. Тестовые задания ориентируются на проверку того, как усвоен материал занятия. Можно воспользоваться заданиями и готовыми тестами, а, если же есть желание самому создавать задания, можно зайти на сайт https://learningapps.org/ - сервис для создания практических заданий для самостоятельной работы обучающихся.
4. Рефлексивная часть.
Обучающийся заполняет рефлексивную анкету. Рефлексивная анкета в любом дистанционном занятии должна установить достижения обучающегося и трудности, возникшие в процессе изучения материала и выполнения заданий.
Вопросы в анкете формулируются так, чтобы помочь студентам осмыслить собственный опыт учения.

Алгоритм разработки дистанционного занятия:
1. Определить тему дистанционного занятия.
2. Определить тип дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
3. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного занятия (с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных обучающихся).
4. Определить форму проведения дистанционного занятия (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).
5. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающимся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).
7. Подготовка глоссария (словаря терминов) по тематике дистанционного занятия.
8. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
9. Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет.
10. Подготовка технологической карты занятия.
11. Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
12. Опытная эксплуатация занятия.
13. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
14. Проведение занятия.
15. Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности, как со стороны студентов, так и дистанционного преподавателя.

Элементы дистанционного занятия:
1. Мотивационный блок.
Мотивация - необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентами. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента. Задача сетевого педагога – не передать обучающемуся определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Для этого в каждом материале дистанционного занятия должна быть четко определенная цель перед обучающимися, которую они должны достичь.
2. Инструктивный блок.
Инструкции и методические рекомендации: подробно и понятно изложите обучающимся, как выполнять задания.
3. Информационный блок.
Информация к студентам поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности обучающегося. Распределите все по блокам, выстройте структуру, которой легко будет следовать.
Какие инструменты можно использовать на дистанционном занятии?
- Книги и справочники в электронном виде (в том числе библиотечные ресурсы)
- Готовые онлайн-курсы
- Видеоматериал
- Презентация
- Аудиоматериал
- Лабораторные практикумы
- и др.
4. Контрольный блок.
Определите, в каком виде будет происходить контроль знаний обучающихся.
5. Коммуникативный и консультативный блок.
Система интерактивного взаимодействия обучающихся дистанционного занятия с преподавателем и между собой.
Современные программы для организации дистанционных конференций (например, Skype и Zoom) позволяют включать демонстрацию экрана во время проведения занятия, организовывать видеозапись занятия для студентов, которые отсутствовали по тем или иным причинам. Существует также возможность использования чата для обмена информацией. К тому же, в чат можно присоединить какие-либо документы и вставить ссылки, которыми обучающиеся смогут пользоваться для самостоятельного изучения материала.

В дистанционном обучении большую роль играет использование различного рода наглядного материала.
Видеофрагмент. Использование в ходе занятия видеофрагментов позволяет активизировать учебную деятельность. Видеофайлы имеют неоспоримые достоинства, такие как, оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий, вызывает интерес к предмету обучения. Использовать видеофрагменты можно в различные моменты занятия. Помните, видеофрагменты должны быть хорошего качества, иметь продолжительность на более 5-7 минут, и обязательно должны быть снабжены комментарием преподавателя (по ходу демонстрации видео или после).

Презентации. Использование презентаций при дистанционной форме обучения является практически незаменимым. В сети Интернет можно найти огромное количество презентаций на различные темы. Если вы используется эти материалы, проверьте их принадлежность к конкретной теме урока, измените титульный слайд, отредактируйте внешний вид и внутреннее наполнение презентации.

Существуют определенные требования к оформлению презентаций:
- Наличие титульного листа с указанием темы и автора.
- Наличие не более трех разных вариантов шрифтов. Размер шрифта не менее 24 для текста и 36 для заголовка (размеры могут быть увеличены в связи с использованием студентами маленьких экранов смартфонов).
- Презентация должна иметь единый стиль оформления слайдов. Для фона предпочтительны холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
- Используйте короткие слова и предложения. Лучше представлять информацию на слайде при помощи таблиц и схем, а к ним давать развернутое устное пояснение. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Рекомендуемое количество слайдов – не более 10-15.

С какими сложностями вы можете столкнуться:
Проблема 1. Если в колледже были студенты, которые не хотели работать, то маловероятно, что они начнут работать на занятии дистанционно. К сожалению, нет общего правила, которое поможет каждому педагогу задействовать таких студентов. Подойдите к каждому обучающемуся индивидуально. Кто-то начнет проявлять активность при работе в группе (например, задание в одном документе для всей учебной группы), кому-то просто необходимо подавать информацию в другом виде, для кого-то максимальную пользу принесут индивидуальные консультации с преподавателем.

Проблема 2. Большая трата времени на создание учебного материала. В первую очередь необходимо помнить, что материал должен учить студентов, а не просто проверять их память. Прежде мы передавали студентам ту информацию, которой сами владели очень хорошо. В дистанционном обучении иначе — нужно, чтобы знание появилось в голове учеников, когда они работают дома.
Проблема 3. Тщательно продумайте ту работу, которую студенты буду выполнять на оценку. Обучающиеся имеют под рукой Google, а также совместный чат с одногруппниками. Пусть эти два фактора дополняют друг друга. Для этого необходимо придумать качественные задания, возможно, с использованием интерактивных технологий.

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Дистанционные занятия с чётко определённым содержанием, способствуют достижению планируемых результатов обучения, позволяют развить у студентов познавательный интерес и мотивацию к получению образования.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar