- 09.12.2020
- 2724 Просмотра
- Обсудить
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"
Обостряющиеся с каждым годом в нашей стране социально-экономические проблемы в первую очередь отражаются на положении детей и семей. Дети – наиболее незащищенный слой нашего общества, их права и свободы часто нарушаются. Многие дети в современном мире страдают от насилия, становятся очевидцами и пострадавшими физических, сексуальных и психологических злоупотреблений со стороны взрослых.
Психологами доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает отрицательное влияние на развитие детей, их социализацию. Дети разного возраста по-разному реагируют на насилие и агрессию, но на всех детей - даже на младенцев – они оказывают огромное влияние. Ребенок, которого наказывали физически, быстро деградирует. Насилие несет собой моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов.[1].
Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Дети – пострадавшие от насилия имеют большой риск выйти из-под контроля, их легко вовлечь в преступную деятельность, типа воровства или проституции. [2]. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким. Отрицательный опыт жестокости в детстве часто передается последующим поколениям, поэтому очень важно выявление жестокого обращения с ребенком на начальных этапах и оказание помощи как самим детям, так и их семьям [2].
Пристального внимания исследователей требуют увеличение численности детей, подвергшихся насилию, проблемы выявления причин и признаков жестокого обращения, а также результат влияния последствий насилия на развитие личности ребенка. В настоящее время очень востребовано:
- изучение психосоматических особенностей детей, переживших насилие;
- разработка методик диагностики причин и последствий травмирующих переживаний;
- психокоррекционные программы реабилитации этих детей.
Изучением вопроса насилия и жестокого обращения с детьми занимались такие зарубежные и отечественные авторы как: Б. Боннер, Дж. М. Левенталь, Д. Финкельхор, Т. Н. Шульга, E. T. Соколова, C. B. Ильина, H. B. Тарабрина, М. А. Беляева, М. Н. Бессонова, М. Ф. Черкасова [3, 5].
В современной науке не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Исследователями данной проблемы было предложено множество теорий - от наличия психических нарушений до влияния социокультурных ценностей и социальной организации. При всей серьезности этой проблемы отношение к ней в нашей стране снисходительно-терпимое.
Факты насилия в семье не принято придавать огласке: считается, что это внутрисемейное дело. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. Умалчивание проблем внутрисемейного насилия порождает неверное представления о том, каковы реальные масштабы этого явления.
Дети, подвергающиеся жестокому обращению, как правило, очень редко обращаются за помощью, а педагоги недостаточно компетентны в этом вопросе и не всегда могут выявить такого ребенка и помочь ему.
Особенности психологической и социальной помощи детям, пострадавшим от насилия, заключаются в том, что они направлены на создание благоприятной среды, в которой должна находится жертва насилия. Данная помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия. Для оказания помощи детям, пострадавшим от насилия, используются разнообразные методы и приемы. К числу наиболее действенных относят арт-терапию, песочную терапию, игротерапию и когнитивно-бихевиоральный подход.[5].
Специалисты в области работы с детьми и подростками, подвергшимися насилию, полагают, что общеупотребительного способа решения кризисной ситуации не существует. В случаях, когда жертвой агрессии и насилия оказывается ребенок, необходимо проводить работу с теми, кто занимается его воспитанием – учителями и родителями. [6; 7]. Поэтому необходима профессиональная работа по адаптации и социализации ребенка: помощь в переживании последствий травматического события, увеличение ролевого потенциала, формирование коммуникативных и других социальных навыков.
Неотъемлемой частью профилактики насилия и агрессии является работа с общественным сознанием, как с родителями, так и с профессионалами (учителями, социальными работниками и др.), занимающимися воспитанием детей.
Можно предоставить такие методрекомендации педагогам и родителям:
1. Всегда слушайте ребенка.
2. Проверять понимает ли ребенок смысл используемых взрослым слов, и наоборот.
3. Проанализировать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.
4. Обговорить с ребенком, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит этого позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.
5. Описывать ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.
6. Научить ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших прикосновений».
7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять. [5].
Прекратить насилие в своем доме возможно, научившись уважать другое мнение, другие индивидуальные особенности, другой стиль поведения.
Литература:
1. Алексеева Л.С. Проблемы жестокого обращения с детьми // Педагогика. - 2006. - №5. - с. 44
2. Асанова Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. / Н. К. Асанова – М.: ВЛАДОС, 1997. –
220 с.
3. Волкова Е. Н. Защита детей от жестокого обращения / Е. Н. Волкова. – СПБ.: Питер, 2007. – с. 243.
4. Догадина М. А. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М. А. Догадина, Л. О. Пересогин. – М. : Сам себе адвокат, 2002. – 210 с.
5. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е. Н. Волковой. – Нижний Новгород, 2004. – 192 с.
6. Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации / Под ред. И. В. Матвиенко. – М.: Региональная общественная организация «АННА», 2001. – 210 с.
7. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред.Н. К. Асановой. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 280 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.