Меню Международный номер издания ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2020 » Декабрь » 16

Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы на занятии по психологии через личностно-ориентированный подход

Перфилова Оксана Викторовна, преподаватель
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Аннотация: За последний год мы столкнулись с таким понятием как дистанционное обучение. С одной стороны – это новый образ мысли и новый образ жизни, развивающий новый вид интеллекта и новые цифровые навыки. А с другой стороны – порождение неблагополучных психических реакций из-за самоизоляции, проведения большего количества времени в гаджетах и отсутствия общения со сверстниками нормальным, обычным образом. И личностно-ориентированный подход становится наиболее важным условием сохранения индивидуальности каждого студента, в особенности при оценивании его работы в таких условиях.
Ключевые слова: Оценивание, контроль, критериально- ориентированный подход, образовательные стандарты, текущий контроль, дескрипторов, промежуточная аттестация.


Роль оценки в образовательном процессе определяется правилом Дж. Биггса:
«Студенты изучают не то, что заложено в программе, а то, что, по их мнению, будет оцениваться».
Оценивание – ключевой элемент любой деятельности, поскольку позволяет управлять результатами, выявлять отклонения от нормы и принимать решения, направленные на устранение причин, не позволивших достичь желаемого.
Контроль результатов обучения носит не персонализированный характер. Его задача – определить эффективность реализации образовательной программы.

Оценка результатов обучения отражает динамику освоения образовательной программы отдельным обучающимся, способствует индивидуализации процесса обучения.

Контроль и оценка не альтернативные процедуры, так как оценивание – обязательный инструмент педагогического контроля.

Оценивание осуществляется с разными целями и может выполнять различные функции. В зависимости от целей могут применяться различные подходы к оцениванию. Цели оценивания обычно сводятся к двум типам:
1.Оценивание, необходимое для принятия решений о поддержке конкретных обучающих, (это личностно-ориентированный подход при оценке знаний, применяемый на занятии по психологии);
2.Оценивание, используемое для формирования управленческих решений на разных уровнях системы образования – от конкретной образовательной организации до министерств образования страны.[1]

Нас интересует ( в рамках заданной темы) первый случай, где результаты оценки влияют на корректировку образовательного процесса (используются для диагностики проблемы в обучении конкретных студентов и определения мер по их преодолению, а также для планирования индивидуальных образовательных траекторий) и определение уровня освоения образовательной программы обучающимися.

По дисциплине «Психология» я применяю критериально- ориентированный подход, который основан на сопоставлении полученного результата с ожидаемым, верифицированным, описанным при помощи чётких характеристик (дескрипторов). Типичный пример такого подхода – образовательные стандарты, задающие набор критериев, характеризующих образовательный результат по конкретному обучающемуся (в терминах: «должен знать…», «должен уметь…», «должен иметь практический опыт»).

Образовательный стандарт определяет тот допустимый уровень образования («образовательный ценз»), относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени и (или) начале профессиональной деятельности. Именно этот уровень и выступает как основа критериально - ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, достигнутых каждым отдельным выпускником.

Дисциплинарный этап контроля можно назвать подготовительным, «допусковым» по отношению к оценке компетенций, которая требует создания условий для более сложных мыслительных и практических действий (связанных с процедурами применения анализа, синтеза умений и знаний, управления нетиповой ситуацией). Если мы хотим проверить то, как человек действует, какие поведенческие схемы выбирает для решения профессиональных задач, то должны обеспечить погружение в деятельность. При этом даже виды работ, действия, выполняемые в ходе практики, не всегда достаточны для проверки компетенций, так как чаще всего, обучающийся выполняет задание в «щадящих» условиях, без установления ограничений, обычно сопровождающих профессиональную деятельность (например: время и точность выполнения действий, скорость операции и пр.).

Планом профессиональных образовательных программ предусмотрены такие виды контроля как текущий, промежуточный и итоговая аттестация.[1]

Текущий контроль успеваемости (оценивание в группе) – систематическая проверка знаний, умений и навыков студентов. Эта оценка проводится в течение семестра непосредственно в ходе учебных занятий, в том числе по итогам выполнения различных самостоятельных работ. На занятии по психологии такой контроль проводится в виде тестовых заданий группы «А» после каждой темы, что прекрасно укладывается в дистанционный формат обучения.

Задача текущего контроля – обеспечение мониторинга качества освоения учебной дисциплины, позволяющий своевременно реагировать на «потери» качества и совершенствовать содержание и технологии образовательной деятельности. Такая оценка приближена к обучающемуся, обеспечивает его постоянное взаимодействие с преподавателем. Она используется педагогом в повседневной работе и в формате видеоконференций. И главная цель оценивания в группе – ответить на вопросы: каковы сильные стороны конкретного студента и как их можно развить. В чём студент испытывает трудности и как они могут быть преодолены.

Промежуточная аттестация – это проверка учебных достижений студентов, осуществляющаяся по итогам изучения каждой обязательной части образовательной программы учебной дисциплины. И все мы знаем, что ПА проводится в виде экзамена или зачёта. По психологии – это зачёт или дифференцированный зачёт. С учётом личностно-ориентированного подхода зачёт или дифференцированный зачёт по психологии проводится по нескольким вариантам, разработанным индивидуально для нескольких групп обучающихся: студентов имеющих низкий уровень усвоения знаний и умений, средний уровень усвоения знаний и умений и высокий уровень усвоения знаний и умений. С учётом этого в материалах по промежуточной аттестации предоставляется три варианта тестовых заданий и насколько видов задач для разного уровня развития обучающихся.

При таком компетентностном подходе преподаватель полноценно выполняет учебную программу, ориентированную на формирование общих и профессиональных компетенций, формируя у студентов интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнёрские отношения, предотвращая возникновение дискомфорта и максимально использует индивидуальные особенности студентов для повышения результативности их обучения [2].

Список литературы:
1. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст]/Е.Н Степанов -М: ТЦСфера, 2015, -128с.
2. Шклярова О. Важная составляющая образования [здоровье сбережение обучающихся] //Здоровье детей – 2014 – сент.(№9) – с.12-15
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar