- 22.12.2020
- 5070 Просмотров
- Обсудить
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»
В современном мире изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются не только реформы образования, но и инновации, то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности образовательных организаций различного уровня.
Конечно, можно различать реформы общегосударственного и внутриведомственного (т.е. проводимого только в рамках системы образования) масштаба. Однако при этом всегда следует помнить, что любая внутриведомственная реформа, если она достаточна значима, всегда согласуется с высшим руководством государства и идет во взаимосвязи с реформированием в других областях. И в этом смысле разделять реформы на внутрипедагогические и внепедагогические (общегосударственные) не имеет смысла.
Другое дело - педагогические инновации. Они являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Отличительные черты инноваций:
- целенаправленность, т.е. неслучайный характер использования;
- завершенность и практическая применимость получаемых результатов;
- наличие новизны результатов, т.е. их качественное отличие от ранее существующих аналогов.
Не все изменения, происходящие в сфере образования, мы называем педагогическими инновациями. К примеру, изменение общественного положения образования, повышение его статуса и увеличение финансирования нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее результат каких-то социальных процессов, реформ или изменения политических ориентации общества, то есть результат проведения политических реформ.
Изменения в оборудовании учебных заведений и строительстве зданий также нельзя назвать чисто педагогическими инновациями -это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной техники, разработки наглядных учебных пособий, архитектуре, строительстве и др.
Изменения в структуре системы образования также нельзя назвать педагогическими инновациями. Это скорее инновации в сфере управления образованием. Отчасти к управленческим инновациям относятся и нововведения во внутренней организации деятельности школ (если эти нововведения не являются вынужденными в результате введения педагогических инноваций).
Таким образом, к чисто педагогическим инновациям можно отнести такие изменения:
1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
2) во внутренней организации деятельности школы;
3) в отношениях «учитель - ученик»;
4) в методах обучения.
Широкое инновационное движение - необходимое явление для реформы. Его наличие выступает основным социальным условием проведения реформы. Такое движение является не только важнейшим условием проведения реформы, но и средством подготовки к реформе. Инновационное движение позволяет формировать сознание и направленность активности педагогической общественности, создавать профессиональные объединения. Образно говоря, инновационное движение представляет собой несущую конструкцию образовательной реформы.
Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических преобразований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.
2. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992.
3. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.
4. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.