- 08.01.2021
- 8358 Просмотров
- Обсудить
СГБОУ ПО «Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной» , г. Севастополь
Аннотация: В статье представлен обзор основных интерактивных методов обучения с целью повышения качества обучения, развития у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях. Приводятся примеры использования отдельных видов интерактивных методов обучения на уроках химии.
Ключевые слова: интерактивность, интерактивные методы обучения, интерактивное обучение.
«Твердые знания и понимание получены обществом
через общение, деятельность и взаимодействие путем
решения значительных проблем и задач».
Л.С.Выготский
через общение, деятельность и взаимодействие путем
решения значительных проблем и задач».
Л.С.Выготский
Перед каждым преподавателем стоит задача: как удержать интерес обучающихся, как повысить качество знаний? Чтобы решить эти задачи современный преподаватель должен овладевать как традиционными, так и новыми способами преподавания. Ему необходимо постоянно совершенствовать методы подачи материала и овладевать новыми технологиями обучения. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Интерактивные методики позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции (ключевые компетенции ученика: изучать, искать, думать, сотрудничать). Именно интерактивное обучение помогает преподавателю организовать познавательную деятельность так, что в учебный процесс познания вовлекаются практически все обучающиеся.
Термин «Интерактивная педагогика» впервые использовал в 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц.
В настоящее время в педагогической науке понятие «интерактивное обучение» формируется и уточняется.
Так, Н. Суворова [7], С. Заир-Бек [3], под интерактивным обучением понимают диалоговое обучение, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная, групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие задания. В процессе такого обучения создаются комфортные условия, когда учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивнее сам процесс обучения. М.В. Кларин [4, 5] подчеркивает необходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность учащихся, используя с этой целью различные виды учебного диалога, опору на воображение, аналоги и метафоры, работу с концептуальными моделями и и.т. д.
О. Пометун [6], говоря об организации интерактивного обучения, считает, что оно предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. Рассматривая интерактив как наиболее современную форму активных методов образования, О. Пометун отмечает, что в отличие от активных, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
По определению педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б.М. Бим-Бада, интерактивное обучение (от англ. interaсtion - взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. [2]
Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко) [1].
Интерактивные методы обучения (interactive learning methods) — методы обучения, построенные на активном взаимодействии обучающихся с преподавателем, контентом и между собой в коллаборативном обучении (collaborative learning) [9].
Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Коллаборативное обучение, совместное обучение (collaborative learning) — интерактивный процесс, в котором обучение построено на взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем для достижения конкретной цели. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, ее обсуждение, осмысление и применение в формате групповых проектов, совместных разработок, креативных сессий, мозговых штурмов и т. п. [9].
Создание контента (content creation) — термин, использующийся для описания различных практик, результатом которых является получение любого типа контента, включая текст, видео, графические файлы, презентации и т. д., для образовательных целей [9].
Признаки интерактивных методов:
1. Диалог – мыследеятельность
2. Смыслотворчество
3. Полилог
4. Свобода выбора
5. Создание ситуации успеха
6. Позитивность и оптимистическое оценивание
7. Рефлексия
В своей работе использую следующие интерактивные методы обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся – это мозговой штурм, погружение, работа в малых группах и в паре, кластер, анализ ситуации, решения проблем, работы с видеофрагментами, обучая учусь, блицопрос, словесные ассоциации, презентация домашнего задания. Так же проводится защита индивидуальных проектов с использованием компьютерной презентации.
Метод проектов (project-based learning) — работа над индивидуальным или групповым проектом по заданной теме, в процессе которой обучающиеся осуществляют самостоятельный сбор данных, учатся ими пользоваться, развивают исследовательские навыки и системное мышление. Метод проектов ориентирован на достижение целей обучающихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта [9].
Система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на занятии), использование проектной деятельности во внеурочное время. Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы обучающихся предоставляет внеурочная деятельность.
Предлагаю примерные темы проектов: «Молоко: пить или не пить?», «Самый лучший стиральный порошок», «Вещества в моем доме», «Жиры: вред и польза», «Косметика. Убийственная красота!?», «Газированные напитки – яд малыми дозами», «Ремонт в квартире – благо или зло?», «Соль в нашей жизни: за или против?», «Углеводы в нашей жизни» и т.д.
Мозговой штурм (brainstorming), мозговая атака — процесс совместного генерирования идей и обмена мнениями, при котором участники высказывают максимальное количество предложений по решению поставленной проблемы за короткий промежуток времени. При этом принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. По итогам проводится критическая оценка полученных решений и выбираются наиболее применимые на практике [9].
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов (film-based learning) — осуществляется для размышления над проблемными вопросами, которые озвучиваются перед началом фильма. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах (моментах) и проводить дискуссию. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты [9].
Работа в малых группах (small group workshop) — деление коллектива на малые группы, для обсуждения определенных вопросов и разработки решений учебной проблемы. Этот метод позволяет вовлекать в работу всех обучающихся (в том числе и стеснительных), тренирует навыки сотрудничества и межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) [9].
Поиск информации. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Метод свободных ассоциаций может применяться на уроке, как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. На стадии вызова обучающиеся предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксируются учителем на доске. Основной целью применения данной техники является вызов интереса к теме урока, усиление механизмов памяти.
Решение ситуационных задач. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Использование в учебном процессе ситуационных задач по химии способствует формированию у обучающихся таких универсальных учебных действий, как умение работать с информацией, применять предметные знания по химии в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссии, вести исследовательскую работу.
Пример изучения тем курса химии.
Тема «Металлы».
Метод «Поиск информации» Для групп разрабатываю вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале. Определяю время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.
Темы «Неметаллы», «Кислоты. Химические свойства кислот».
Работа с видеофрагментами из худ.фильмов «Собака Баскервилей», «Пик Данте». Предварительно задается вопрос: «Какая ошибка с химической точки зрения допущена авторами? Прокомментируйте свой ответ».
Тема «Окислительно-восстановительные реакции».
Помимо реальных опытов использую видеофрагменты. Демонстрация видеофрагментов в данном случае проводится с целью экономии времени на уроке, увеличения наглядности. Обучающимся ставились вопросы к каждой демонстрации, сформулированные таким образом, чтобы можно было ответить на них, просмотрев видеофрагмент. В конце концов им нужно было правильно составить уравнения окислительно-восстановительных реакций и расставить в них коэффициенты.
Темы: «Белки», «Жиры», «Углеводы».
Для установления уровня знаний по данным темам провожу коллективную «мозговую атаку». Предлагаю обучающимся перечислить все, что они знают об этих веществах. Затем обучающиеся формулируют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы на уроке. Потом сообщается цель урока.
Тема: «Основания. Химические свойства оснований».
Работа в парах. Каждая пара обучающихся исследует конкретное свойство вещества, затем докладывает о результатах опыта и пишет уравнение химической реакции.
Тема «Жиры».
Метод свободных ассоциаций. Перед оглашением цели урока задаю вопрос: «Какие ассоциации вызывают у вас слово жиры». В результате определяются цели урока.
Тема «Растворы. Расчет по массовой доле веществ в растворе»
Решение ситуационных задач.
Задача №1. В медицине издавна борную кислоту /Н3ВО3/ (сассолин) применяют в виде 2-3% растворов для полоскания горла, в мазях и присыпках, т.к. она обладает антисептическими свойствами. Но, в настоящее время в связи с выявленными побочными явлениями внесены ограничения к ее применению. Сколько граммов борной кислоты и воды нужно взять для приготовления 250 г раствора с массовой долей борной кислоты 3%?
Задача №2. Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги еще в 1960-х гг., был 0,85%-ный водный раствор хлорида натрия. Вычислите объем воды и массу хлорида натрия, необходимого для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85%.
Суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1.Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
2.Развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
3.Являются условием для самореализации личности обучающихся в учебной деятельности.
Список литературы:
1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107
3. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма // Библиотека школы.- 2001.- №12
4. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика.2000.№7
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998
6. Пометун О.І., Пироженко Л.В. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. – К.: А.С.К., 2004.
7. Суворова, Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова. –М.: Учитель, 2000. –№1. –С. 25–27.
8. Чайкова Е.С., АхлебининА.К. "Использование интерактивных обучающих заданий на уроках химии"
9. СберУниверситет [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sberbank-university.ru/edutech-club/glossary/937
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.