- 11.12.2020
- 7999 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ СК "Пятигорский медицинский колледж", г.Пятигорск, Ставропольский край
Аннотация: Статья посвящена использованию интерактивных форм обучения для совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении.
Целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих профессией, обладающих социальной и профессиональной мобильностью. Качество образования в настоящее время характеризуются не только суммой усвоенных знаний и умений, но и опытом деятельности по применению знаний для решения нестандартных профессиональных задач и ситуаций.
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание таких дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту профессионального образования (ФГОС СПО) необходимо использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования профессиональных компетенций и развития личности обучающихся.
Существуют различные методы обучения:
Пассивные методы - освоение материала студентами происходит только со слов преподавателя, а также материала, данного в учебниках. На таком занятии главным действующим лицом является педагог. Студенты являются просто пассивными слушателями. Связь студента с преподавателем при таком методе осуществляется посредством контрольных или самостоятельных работ, тестов, а также опросов. Данная метод в образовании является традиционной и продолжает использоваться педагогами. При этом студенты не выполняют никаких творческих заданий.
Активные методы являются такой формой взаимодействия преподавателя со студентами, когда обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Студенты при этом не являются пассивными слушателями. Они становятся активными участниками занятия, имея равные права с педагогом. Это стимулирует их познавательную деятельность и самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. Он актуален при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности. При этом активный режим не учит студентов обмену знаниями, не позволяет набраться опыта взаимодействия в группе.
Интерактивные методы обучения ориентированы на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между студентом и преподавателем, так и между самими студентами.
Дословный перевод с английского слова "интерактив" означает "взаимный" (inter) и "действовать" (act). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.
В отличие от традиционных методов интерактивное обучение предусматривает роль преподавателя как помощника, активизирующего потоки информации, направляющего деятельность студентов к выполнению поставленных задач. Обучающийся становится главной действующей фигурой.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Данный метод развивает способности обучающегося, учит его самостоятельно мыслить и принимать решения.
Целью интерактивных методов является создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения продуктивным.
Технология интерактивных методов обучения призвана:
- активизировать индивидуальные умственные процессы учащихся;
- пробуждать внутренний диалог студента;
- обеспечить понимание той информации, которая служит предметом обмена между студентами;
- осуществлять индивидуализацию педагогического взаимодействия;
- вывести студента на позицию, где он станет субъектом обучения;
- обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между студентами.
При использовании интерактивного обучения необходимо придерживаться следующих основных правил:
- в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники;
- надо позаботиться о психологической подготовке участников (полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации);
- оптимальное количество участников — 25 человек;
- аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах;
- необходимо четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента (об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его);
- следует отнестись с вниманием к делению участников семинара на группы (вначале использовать принцип добровольности, а затем уместно использовать принцип случайного выбора).
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
- доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимся;
- демократический стиль;
- опора на личный опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации;
- включение внутренней и внешней мотивации деятельности.
Различают игровые и неигровые интерактивные методы обучения.
К игровым интерактивным методам обучения относятся: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
К неигровым интерактивным методам обучения относятся: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения.
Использование интерактивных технологий, например, дебатов, позволяет избавиться от боязни выступать перед аудиторией и развивает речь. Работа в сменных парах даёт возможность развить умение адаптироваться к разным партнёрам, «мозговой штурм» учит быстро и чётко излагать свои идеи, не теряя времени на анализ.
При таких условиях студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения .
Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным понятием метода УКС является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.
Использование преподавателем современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся.
Список литературы
1. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / И. В. Плаксина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ЮРАЙТ, 2018. - 151 с. - (Бакалавр. Академический курс).
2. Эрганова, Н. Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении [Текст] : учеб. пособие / Н. Е. Эрганова. - Москва : Академия, 2014. - 160 с.
3. Максимова, Т. В. Метод проектов как средство развития познавательной активности и творческих способностей студентов [Текст] / Т. В. Максимова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - 2016. - № 8. - С. 82-86.
4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза//[электронный ресурс]/ режим доступа https://youthworker.by/images/_library/Reutova.pdf
5. Марико В. В., Михайлова Е. Е. Использование дискуссионных форм обучения для развития коммуникативных компетенций студентов//[электронный ресурс]/ режим доступа: http://diss.seluk.ru/m-pedagogika/751836-1-vv-mariko-mihaylova-ispolzovanie-diskussionnih-form-obucheniya-dlya-razvitiya-kommunikativnih-kompetenciy-studentov-metodicheskoe-p.php
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.