Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 1

Чем же отличается современный урок истории…

Середенко Анна Александровна, преподаватель истории
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"

В связи с модернизацией российского образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам. Нетрадиционные методы преподавания истории привлекают преподавателей, дают возможность форсировать, изучить большой объем исторического материала.

Новые формы аттестации обучающихся предполагают, что они должны владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.

Иными словами, функция колледжа, школы заключается, во-первых, не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли обучающийся часть учебников или нет, а прежде всего в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, какие и у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы. Во-вторых, эта функция заключается и в том, чтобы устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств. В-третьих, устраняя «неугодных», закрыть для них пути для дальнейшего продвижения по крайней мере в определённые социальные области, но обеспечить продвижение способных обучающихся в направлении тех социальных позиций, которые соответствуют их общим и специфическим свойствам.
Предполагается, что педагог должен выявить склонности ребёнка, приспособить стремления к возможностям, помочь в выборе жизненного пути.

Традиционный урок истории предполагает яркий, увлекательный рассказ преподавателя об историческом событии, работу обучающихся над историческими источниками, изучение исторической карты, наконец, тщательную работу над хронологией и обязательные ответы обучающихся у доски.

Как правило, письменные работы не приветствовались, надо было научить обучающихся красноречию, умению точно формулировать мысль, делать сравнения и выводы, знать исторический материал.

Чем же отличается современный урок истории от тех занятий истории, которые имели место 15-20 лет назад? Традиционный урок истории не отрицается, все наработки, методические законы и приёмы сохраняются как основа изучения исторического материала, нужно выяснить, какие произошли «наращения» в современном уроке, чем он обогатился, какие новые задачи решает современный урок истории и, главным образом, каков современный механизм решения новых задач современного исторического образования?

Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого обучающегося. Результатом образования должно стать достижение обучающимися уровня образованности (элементарная грамотность, функциональная грамотность, уровень общекультурной компетентности и т.д.), соответствующего их личному потенциалу.

Мой опыт преподавания истории всё более убеждает меня в том, что изучение предмета важно осуществлять без навязывания обучающимся единственно правильного мировоззрения, что следует реализовывать право на свободный выбор взглядов и убеждений, отдавать на занятии приоритет диалогу, избегать монолога, руководствоваться принципами успешности, избегать формального учёта успеваемости, не только преподносить фактические знания, но и учить приёмам анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, доказательства и сопоставления, а также умениям выражать свою оценку событий.

Повышение эффективности обучения истории я вижу, прежде всего, во внедрении принципов развивающего и разноуровнего обучения, т.к. такое обучение предполагает:
- учёт индивидуальных типологических особенностей обучающихся
(черт характера, способностей, темперамента);
- умение составлять психологическую характеристику детей
(тип мышления, особенности памяти);
- анализ имеющегося опыта учащихся, накопленных ими знаний и умений;
- учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

Развивающее обучение – это специально организованное в соответствии с законами психического развития обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность по овладению знаниями.

Для этого нужна система дидактических условий:
- умения слушать, читать, наблюдать;
- умения классифицировать, обобщать;
- умение самоконтроля.

Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно-следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если обучающийся владеет общеучебными умениями и навыками.

Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач.
Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д.

Показателями развивающего обучения личности являются:
- уровень сформированности понятийного мышления;
- самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей;
- деятельностный подход обучающихся к усвоению знаний.

Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге обучающиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, понимать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.
В своей работе я применяю различные методы развивающего обучения. Вот некоторые из них.

Технология проекта при обучении истории
Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Виды проектов могут быть разными в зависимости от возраста:
информационные, игровые, исследовательские, творческие.
По содержанию: межпредметные (история, литература, обществознание).
По способу выполнения: индивидуальные и групповые.
Последовательность действий обучающихся в работе над проектом:
1) определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;
2) планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;
3) обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»);
4) выполнение проекта;
5) описание проекта;
6) защита проекта;
7) оценка результатов.

Особо актуальным этот метод является при работе с отдельными группами обучающихся (к примеру, посещающими элективные курсы по предмету).

Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением.
Учебно-познавательный проект – это поиск решения проблемы обучающимися.

Интервью как метод активизации познавательной деятельности обучающихся
При изучении новейшей истории кроме газет, журналов, компьютера, обучающиеся должны получать информацию и из «первых рук», от своих современников. Получив задание побеседовать, взять интервью у участников каких-либо событий, обучающийся превращается в исследователя, он изучает историю в активном измерении.
Интервью дают богатую информацию о бытовой стороне жизни, которая является важной составляющей истории общества в определенный период, о деталях событий, о личном отношении участника к историческим событиям. И бывает, что мнение современника об определенном историческом событии совсем не совпадает с общепринятой точкой зрения, помещённой в учебнике. Таким образом, субъективное мнение о развитии событий в переломные периоды жизни общества дают пищу для размышления, критического анализа, оценки исторического материала.

Использование интерактивных форм обучения
В отличие от традиционных методик, где педагог привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения обучающийся сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Обучающийся становится главной действующей фигурой. Преподаватель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружения в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности обучающегося, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Как же определить имеющийся уровень обученности обучающегося, его готовность к восприятию информации, к поиску самостоятельных путей решения задач?

Для этого я использую такой вид работы: в течение 10 минут обучающиеся самостоятельно знакомятся с новым учебным текстом средней сложности и выполняют задания, направленные на воспроизведение текста, его понимание, применение знаний по образцу и в новых условиях. Полученные результаты анализирую и на их основе определяю уровни обучения, в дальнейшем продумываю и применяю приёмы мотивации и стимулирования учебной деятельности, планирую самостоятельную работу на разных этапах занятия (работа в парах, группах, индивидуальная работа).
В рамках развивающего обучения учу ребят составлять планы, сравнительные таблицы, определять понятия, пересказывать.

Свою задачу вижу в том, чтобы научить обучающихся этапам работы, из которых складывается умственная деятельность.

Формируя приёмы и навыки такой деятельности, вначале объясняю приёмы работы, учу применять памятки-предписания с перечнем конкретных шагов – действий (по алгоритму); затем использую серии однотипных заданий с возрастающей сложностью при самостоятельной работе с источником. Результатом работы является выход на самостоятельное составление и систематическое применение логических схем, позволяющих анализировать и характеризовать исторические явления, а также обобщать и систематизировать полученные знания.
Нет необходимости много говорить о том, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у ученика интерес к нему.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в ОУ, отношения сотрудничества педагога и обучающихся, занимательность изложения учебного материала (яркие примеры, парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи преподавателя, организация познавательных игр, конкурсов и анализ жизненных ситуаций, разъяснение значимости знаний в будущей жизни.

Как элемент занятия, использую познавательные игры, кроссворды; они очень нравятся обучающимся и те с ними активно работают.

Часто объясняю детям, что умения и навыки для любого человека важны и обязательно пригодятся в изучении других предметов и вообще в жизни. Я говорю, что любой человек может со временем что-то забыть, но человек, умеющий работать самостоятельно, если он что-то и забыл, может, используя свои умения, найти материал и восстановить забытое.

Во время занятий, преподнося студентам исторический материал, использую афоризмы, изречения, цитаты, содержащие мысли об исторической науке и взаимосвязи истории и человека, ведь их значение для образовательного процесса трудно переоценить.

История – всегда разведка
В былом, но для грядущих лет.
Историк загибает ветку,
Чтоб не свернул идущий вслед.
Историк трудится сутуло,
Не разгибаясь по ночам,
Чтоб эта ветка не хлестнула
Вслед движущегося по очам.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar