Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 2

Занятия по предмету «История» на базе краеведческого музея

Середенко Анна Александровна, преподаватель истории
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"

Перед преподавателем истории всегда стояла задача не только в передаче обучающимся определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.

Когда в занятие включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного села, исторический материал для студентов становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята, в каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.

Краеведческий материал может играть огромную роль на уроках истории. Он позволяет современному обучающемуся познакомиться со своим краем, узнать его историю, духовно – нравственные традиции. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Краеведение во все времена оказывало большое влияние на судьбу человеческой цивилизации. Оно, прежде всего, воспитывает любовь к родной земле. С. О. Шмидт, учёный – историк, возглавляющий союз краеведов России, так раскрывает это положение: “Краеведение возбуждает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов”.

Часто при изучении истории нам сложно погрузиться в историческую эпоху и представить конкретного человека, его мысли, чувства. Изучение истории родного края помогает легче понимать людей другой эпохи и иных, не похожих на нашу, культур, а, следовательно, понимать себя.

Но всё же история - не только арена страстей, мод, желаний, насилия, войн и разрушенных городов. Мы слишком легко забываем, что это лишь один из многих его аспектов. И, прежде всего, забываем, что сами мы и окружающие нас люди – часть истории. Мы тоже несём ответственность за историю и свою позицию в ней. Именно к личной ответственности призывает историческое краеведение.

Надо понимать, что историческое краеведение представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными свойствами: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельным характером. Иными словами, это не только область исторического познания (изучает историю края, отражённую в её памятниках, и опирается на принципы и методы исследования), но и сфера активной практической деятельности учителя и учащихся. Деятельность эта позволяет выстраивать между учителем и учеником новые, субъектно – субъектные отношения. Эти стороны применения краеведческого материала на уроках истории и обществознания образуют не просто сумму слагаемых, а нечто качественно новое – стройную систему различных видов деятельности. Познавательной, ценностно – ориентационной, коммуникативной и, наконец, преобразовательной.

Применение краеведческого материала в нашей работе способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции.

Пути изучения родного края разнообразны. Следует выделить два уровня познавательной краеведческой работы с учащимися. Первый уровень - это изучение уже имеющихся знаний о крае со слов учителя или из учебных пособий.
Уже с 5 класса детей можно знакомить с фактами из истории их родного города, показывать фотографии, создавать небольшие стенгазеты, посвященные каким-либо значимым событиям в его жизни. Особый интерес для детей могут представлять рассказы об местных археологических раскопках, демонстрация артефактов, связанных с древнейшей жизнью человека.

Вообще при изучении российской истории с 17 по 20 века всегда должна быть параллельная линия «а как то или иное событие отразилось на нашем родном крае, какие события разворачивались и на территории нашего города тоже?» Например, как отреагировали жители нашего города на известие об отмене крепостного права и т.д. Если какие либо исторические действия разворачивались непосредственно на территории родного города, можно посмотреть исторический фильм по данному событию и попытаться узнать свой город в кадре.

Через вещественные памятники истории, когда ребёнок может их потрогать, воспринять зрительно, легче передать атмосферу изучаемой эпохи, её значение для тех людей, которые жили до нас. При изучении Великой Отечественной войны, дополнением к рассказам учителя и походу в музей будет приглашение человека каким- то образом, связанным с теми событиями. Вообще история войны, в случае применения краеведческого материала, становится близкой, осязаемой, подлинной.

Второй уровень изучения краеведческого материала – это изучение истории родного края через поисково – исследовательскую деятельность. Она формирует систему научных навыков и знаний, повышает мотивацию к учению, раскрывает индивидуальные способности, обучает информационным технологиям, развивает умение работать в коллективе.

Применению краеведческого материала на занятиях истории предшествует большая работа по исследованию родной истории, созданию источниковедческой базы, работа по созданию исследовательских краеведческих работ.
Темы исследований следует выбирать, учитывая наличие необходимой литературы, собственных материалов и наработок, значимые события в истории родного края. Студенты могут использовать в своей исследовательской работе книги из библиотеки, материалы интернета, районного и областного архивов. Не следует забывать и о воспоминаниях очевидцев значимых событий в истории родного края, старожилов села. Вполне возможно, что кто – то из них знает что – то важное о том, что исследуется.

Занимаясь исследовательской краеведческой деятельностью, ребята учатся анализировать исторический материал, прослеживать причинно – следственные связи исторических явлений, событий, переносить прежние знания в новые ситуации.

Они учатся ставить перед собой цель и находить пути её достижения. При работе над исследованием ребята приобретают навыки сравнения и сопоставления научной информации с информацией, полученных из других источников; формулирования критической оценки своей деятельности; обоснованно отвечать на вопросы во время выступления. Да и сами этапы исследования оказывают воздействие на формирование личности учащихся. Они учатся сопереживать и критически мыслить, ощущают себя творцами истории. Занятие исследовательской работой по истории родного края предполагает участие в различных конкурсах и конференциях. Это дает опыт в общении с людьми на научном уровне и может помочь в дальнейшей научной карьере ученика.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность обучающимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает обучающимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают повышенный интерес. Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на занятии. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на занятии.

Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.

После проведения экскурсии педагог проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с обучающимися, заслушивание сообщений и докладов обучающихся, с которыми они выступают на занятиях и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов. Применение краеведческого материала на занятиях истории позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах обучающихся, они учатся сопереживать. Когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у обучающихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar