Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 22

Организация исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках астрономии

Бардонова Инна Юрьевна преподаватель
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», г. Энгельс Саратовская область

Аннотация: исследовательская технология, являясь одной из самых эффективных, как нельзя лучше соответствует требованиям к разработке и реализации современного урока. Применение таких методов работы, как наблюдение, эксперимент, лабораторная работа, исследовательская работа с источниками информации, анализ текстов или видеороликов способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий. В этом и заключается практическая ценность данной технологии.
Ключевые слова: принципы ФГОС, универсальные учебные действия (УУД), этап урока, гипотеза, факты, виды работы, исследовательская технология.


«Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет».
Эрих Фромм


Астрономия и физика космоса – фундаментальные дисциплины, увлекательные, поучительные, способствующие формированию мировоззрения, воспитывающие эстетические чувства. В то же время они трудны, особенно потому, что рассматриваются лишь отдельные вопросы в ходе изучения физики на профильном уровне или астрономии как таковой [1, с.56].

Любая учебная деятельность выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности обучающихся (сформированность УУД и системы представлений о мире). Необходимо отметить, что это движение совершает сам обучающийся в процессе учебной деятельности, осознавая все этапы продвижения, в ином случае личность развиваться не может. Преподаватель лишь обеспечивает движение обучающихся от цели к результату через применение различных технологий организации деятельности.

Одной из эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, обеспечивающей индивидуальное развитие обучающихся и умений, необходимых им для самостоятельной работы, является исследовательская технология. Она предполагает как индивидуальный, так и групповой, совместный поиск неизвестного обучающимися в ходе учебной деятельности.

Рассмотрим применение исследовательской технологии на примере урока астрономии по теме «Эволюция звезд», разработанному в соответствии с принципами ФГОС. Тип данного урока можно классифицировать как урок исследования и открытия (освоения) новых знаний. Деятельностная цель урока данного типа – сформировать умения пользоваться новыми способами действия. Содержательная цель – расширение понятийной базы новыми элементами.

На первом, начальном этапе урока необходимо мотивирование обучающихся. Они должны захотеть познакомиться с новым материалом, знать нужные для этого ресурсы и понимать, что необходимо делать для получения знаний. Очень часто я начинаю уроки с цитирования таких выражений известных или не очень известных личностей, которые способны создать эмоциональный настрой, задуматься (но ненадолго) и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность [2, с.34]. На примере урока по эволюции звезд я воспользовалась следующей цитатой Киры Борг: «Чтобы заглянуть на миллионы лет назад, не нужно машины времени, — достаточно поднять голову и посмотреть на звезды». За традиционным вопросом о смысле данного выражения следуют и другие, связанные с уже имеющимися знаниями и приводящие к формулированию темы урока. На этом этапе формируются личностные УУД (понимание необходимости учения) и коммуникативные, когда обучающимся приходится высказывать не только собственное мнение, но и выслушивать друг друга, выстраивая понятные речевые высказывания.

Таким образом, переходим к следующему, второму этапу урока - формулировке цели и темы урока. В идеале это должны сделать сами обучающиеся, что они и делают, если правильно построена цепочка вопросов. Цель урока необходимо трансформировать в виде задач, которые опять же обучающиеся сформулируют самостоятельно, если они извлекут нужную информацию, услышанную от преподавателя, да ещё и обсудят её. Информация к размышлению – повод навести порядок в собственных мыслях, расставить все по своим местам и дать правильное предположение о том, чем предстоит заниматься в ближайший час.

Итак, задачи поставлены, цель названа, тема сформулирована. Плавно переходим к третьему этапу урока, на котором предписывается озвучить гипотезу и план дальнейших действий. Наиболее оптимальной в данном случае является фронтальная устная работа, поскольку необходимо не только вспомнить уже известные факты, но, по возможности придать им элемент недосказанности, некой загадочности, чтобы дать возможность обучающимся выдвинуть гипотезы, необходимые для дальнейшей работы. В данном случае, в числе прочего, можно спросить о том, почему массивные звезды имеют короткую продолжительность жизни. И это позволяет выдвинуть гипотезу о том, что на продолжительности жизни звезд сказываются их некие физические параметры, например, масса [4, с.125].

Для проверки гипотезы осуществляется один или несколько видов работы. Это может быть наблюдение, эксперимент, лабораторная работа, исследовательская работа с источниками информации, анализ текстов или видеороликов и т.д. Это тот самый этап урока, на котором и происходит апофеоз исследовательсской деятельности обучающихся, связанный с проверкой выдвинутой гипотезы, чтобы её удалось подтвердить или опровергнуть. Вернувшись к уроку астрономии по теме «Эволюция звезд», следует отметить, что исследование осуществлялось посредством прослушивания видеофрагмента и извлечения из него нужной информации об основных этапах эволюции звезд и дальнейшего её уточнения с помощью анализа устных сообщений. Кстати, опережающее задание обучающимся, связанное с подготовкой сообщения, преподавателю необходимо тщательно комментировать и давать им конкретные установки, чтобы из великого разнообразия информации во Всемирной сети они смогли выбрать нужную. Тот, кто готовит информацию для урока, безусловно, развивает свои личностные качества (например, усиливает положительное отношение к познавательной деятельности), что способствует укреплению желания приобретать новые знания, умения и совершенствовать уже имеющиеся. А у всех, кто ее анализирует, сравнивает и делает выводы, формируются познавательные и коммуникативные УУД. Ссообщения, подготовленные к уроку, содержали информацию об эволюции Солнца и массивных звезд. Акценты расставляются на химических превращениях, которые происходят внутри звезд, а они зависят от их размеров. Вывод, к которому должны прийти обучающиеся, пройдя всю цепочку: прослушивание информации - анализ – групповое обсуждение – подтверждение (или опровержение) гипотезы и есть та причинно – следственная связь, которой так сложно следовать неподготовленному слушателю. Но если элементы исследовательской технологии применяются из урока в урок, если к концу краткого изучения курса астрономии обучающиеся знают, что от них ждет педагог, то они готовы выступить с сообщением, которое является обобщением всего того, что сделано на уроке. На нашем уроке по теме «Эволюция звезд» таким обощающим выступлением стало сообщение «Эволюционный трек» на диаграмме Герцшпрунга – Рессела» [3, с.50]. Это был последний, пятый этап урока открытия новых знаний, на котором первичное закрепление знаний осуществляется посредством анализа положения звезд на диаграмме спектр – светимость. Умение обучающихся работать с диаграммой - доказательство того, что задачи урока решены и цель достигнута.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимым дополнением любого урока, разработанному согласно принципам ФГОС, является проведение физкультминутки (в нашем случае это была релаксация зрения) и рефлексии, направленной на развитие способности адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать причины их преодоления.

И последнее, о чем необходимо сказать, это то, что в современной дидактике и практике обучения исследовательсская деятельность не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела большую практическую ценность.

Список литературы
1. Браверманн, Э.В. Урок физики в современной школе. – М., Просвещение, 1993.
2. Гурштейн, А.А. Извечные тайны неба. – М.: Наука, 1964.
3. Козлова, Н.Д.Я иду на урок астрономии: Звездное небо: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
4. Кулюткина, Ю.Н. Образовательные технологии. – Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасская / С.- Пб., издательство «Каро», 2002.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar