Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 25

Использование ИКТ и медиа-ресурсов на занятиях общепрофессиональных и профессиональных дисциплин

Кузнецова Елена Васильевна
ОГБПОУ «Фурмановский технический колледж» г..Фурманов, Ивановская область

Аннотация: современные инновационные средства использования информационно-коммуникационных технологий и медиа-ресурсов на занятиях общепрофессионального и профессионального циклов.
Ключевые слова: ИКТ, интерактивная панель, курсотека.


Современное профессиональное образование с переходом на новые стандарты нуждается в активном и эффективном применении ИКТ в образовательном процессе, в условиях конкретной практической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно - государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Инновационные технологии при освоении профессиональных компетенций - одна из основных задач, стоящих перед преподавателями всех учебных заведений СПО.

Повышение эффективности обучения студентов во многом зависит от использования на уроках компьютерных технологий. Используя, информационные технологии при изучении общепрофессионального и профессионального циклов активизируется процесс обучения, формируются навыки работы с компьютером, появляется возможность увеличения объема нового материала на уроке.

Перед преподавателями общепрофессионального и профессионального циклов, стоит задача сделать свои учебные занятия интересными для студентов, привить интерес к знаниям, помочь студентам раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. На занятиях реализуется основное направление процесса воспитания и обучения в колледже:
формирование нравственной,
социально - активной личности,
будущего высококлассного профессионала.

Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.

Внедрение информационных технологий проходит в рамках увеличения методического материала каждым преподавателем по своей дисциплине или профессиональному модулю. Использование ИКТ на своих занятиях педагог должен рассматривать не как цель, а как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя; как способ расширения индивидуальной активности обучающегося.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Использование ИКТ в образовательном процессе имеет ряд преимуществ:
1. Более подробная демонстрация учебной информации;
2. Повышение мотивации у студентов к обучению;
3. Применение графики и звука позволяют воссоздать реальную обстановку рабочей деятельности;
4. Вовлечение студентов в образовательный процесс;
5. Качественное измерение контроля деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

При использовании интерактивной технологии обучающиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, но стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

Следовательно, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет варьировать:
1. Способами предъявления материала, вызывающими у студентов активность различной модальности (зрительную, слуховую, моторную).
2. Формами предъявления материала (в виде текста, формул, рисунков, графиков, схем).
3. Характером познавательных задач (одни задачи требовали практических действий студентов, другие различного уровня умственных операций).
4. Логическими схемами предъявляемого материала.
5. Связями между ключевыми понятиями.

Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности студентов. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному студенту намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:
- студенту:
повышение мотивации обучения;
повышение познавательного интереса;
становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
- преподавателю:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения обучающихся, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов;
формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав студента – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной работе.
Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ и в нашем учебном заведении.

В своей работе я пользуюсь информационными технологиями на разных этапах деятельности.
1) При изложении нового материала.
Мною разрабатываются презентации в программах Power Point, которые используются при изложении учебного материала, позволяют демонстрировать опыты, таблицы и графики, формулы и блок-схемы, сопровождать занятие не только наглядными иллюстрациями, но и невоспроизводимыми в действительности демонстрационными экспериментами. Это делает занятия более насыщенными и интересными.
2) Проведение виртуальных лабораторных работ.
Лабораторные работы по созданию штрихового кодирования для разнообразных товаров с помощью программы moysklad. Это способствует выработке исследовательских навыков и побуждает к творческому поиску обучающегося. Также онлайн-сервис МойСклад поможет бесплатно напечатать и скачать все необходимые документы и унифицированные формы: счета, товарные чеки, накладные, ТОРГ-12, ТТН, акты, счета-фактуры, кассовые ордера и многие другие[2,156].
3) Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием).
Проверка и оценка достижений обучающихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования. Система контроля и оценки позволяет развивать у студентов умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Поэтому мною применяется тестирование на сайте https://www.kursoteka.ru/[3]
5) Внеаудиторная самостоятельная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся с использованием ИКТ и Интернет-технологий – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с различной информацией. Активность этого метода определена, прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается студентом, становится для него актуальной и значимой.
Самостоятельные работы по моим предметам включают в себя, в том числе, создание презентаций в программе Power Point, используя Интернет-ресурсы. Ребята с интересом подбирают необходимую информацию, творчески подходят к созданию презентации, так как знают, что это реальный шанс получить хорошую оценку.
6) Оформление курсового проекта.
После завершения расчетов курсового проекта по МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности» студенты работают в программах Мicrosoft Word и Power Point для оформления практической части.
Использование новых педагогических технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность обучения.
Нельзя забывать об основных инструментах работы учителя и студента: доска, мел, ручка, тетрадь.
Сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как электронная сенсорная интерактивная панель.

Интерактивная панель – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивные доски не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления.[1, c.125]
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к студентам лицом и поддерживает постоянный контакт с группой. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Обучение с помощью интерактивных досок – абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы преподаватель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов.

Интерактивная доска – это доска, на которую проецируется изображение, причем она используется как сенсорный экран: стилусом можно управлять программной средой точно так же, как обычной мышью, т.е. при выборе слайдов, решении задач, построении геометрических фигур . можно, прикасаясь к поверхности доски выполнять необходимые действия. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.

В перспективе моей педагогической деятельности – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Таким образом, использование ИКТ на учебных занятиях общепрофессиональных и профессиональных дисциплин опирается на множество разработанных методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и имитация каких-то действий. С помощью мультимедиа можно добиться глубокого понимания студентами изучаемого вопроса. Применение мультимедиа является одним из основных средств реализации принципа наглядности в обучении, создает необходимые условия для формирования материалистического мировоззрения при изучении техники, убеждая в познаваемости явлений и законов реальной действительности.

Использование средств информационно- коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия. Использование ИКТ позволяет преподавателям и обучающимся нашего колледжа идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

Список литературы:
1. Волков В.А. Современные мультимедиа. Москва. Компьютер - ИНФО, 2015.- 125 с.
2. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2017. – 156 с.
3. https://www.kursoteka.ru/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar