- 14.03.2021
- 2689 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж», г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика
Аннотация. Статья посвящена краеведческому подходу при изучении дисциплины «Экология» в ГБПОУ «КБАДК», его роли в мотивации познавательного интереса, экологического воспитания и образования студентов и применения его в проектной и практической внеурочной деятельности. Показаны некоторые формы и методы использования краеведческого материала при выявлении экологических проблем и способов их решения самими студентами.
Сегодня, кажется, уже никто не решится отрицать актуальность для любой республики и страны в целом проблем в экологической безопасности. Много говорится о неудовлетворительном качестве окружающей среды в промышленных регионах России, об угнетении и разрушении естественных экосистем в результате антропогенного воздействия, о загрязнении атмосферного воздуха и водных объектов, о возникновении огромного количества промышленных и бытовых отходов и влияния всего этого на здоровье населения.
Сколь угодно много можно говорить о создании многочисленных законов, законодательных и нормативных актов в области охраны природы и окружающей среды, но пока само население не научится бережному отношению к этой самой окружающей среде, все разговоры и действия тщетны. Как говориться, «не там чисто, где убирают, а чисто там, где не сорят». Если каждый ребёнок будет «впитывать» эту истину с молоком матери, только в этом случае можно надеяться на лучший исход. Основа решения всех экологических и природоохранных проблем лежит в экологическом воспитании и образовании, начиная с семьи, как базового института, и дошкольных учреждений. Далее, ответственность за полноценное эколого-природоохранное воспитание и образование лежит на общеобразовательной школе как самом массовом звене системы образования, через которое проходит всё подрастающее поколение, практически всё население страны.
Непрерывность природоохранного образования и воспитания связано так же с изучением учебных дисциплин определенной направленности в средних профессиональных и высших учебных учреждениях.
Формы и методы использования материала в процессе изучения дисциплин могут быть разнообразными. Популяризация местных экологических проблем возможна при заслушивании докладов по определенной тематике, подготовке презентаций на тему родного края, проведении научно-теоретических и научно-практических конференций, круглых столов, экскурсий, организации ролевых игр, разного рода внеурочных мероприятий, экологических рейдов, например, уборки определенной территории от твердого мусора, в процессе которой каждый студент в воочию убедится в необходимости природоохранной политики, образования и воспитания. При этом использование краеведческих материалов на практических занятиях могут быть иллюстрацией того или иного события, конкретизацией и подтверждением теоретического материала. В процессе обсуждаются основные проблемы, поиск решений осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В заключительный период проводится анализ результатов и подведение педагогических и воспитательных итогов.
При подготовке к практическому занятию можно:
• внести в план занятия несколько вопросов, которые касаются сугубо местных проблем, и рассмотреть их в общем контексте. Например, к теме «Экологические проблемы» прибавить вопрос об экологической ситуации в родной республике, родном городе или селе, к теме «Особо охраняемые природные территории» или к теме «Охрана ландшафтов» – вопрос о заповедных и рекреационных территориях Кабардино-Балкарии и так далее;
• рекомендовать студентам вместе с обязательной литературой заранее подобранный местный материал к теме. По индивидуальным заданиям студенты сами могут подбирать соответствующие источники, пользоваться фондами библиотеки, а также местной печатью;
• поручить нескольким студентам подготовить сообщение об экологических проблемах местного характера. Они могут быть информативного характера (на 5 – 6 мин.), в форме презентаций, статистических данных, фотодокументов и т.п.
Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение студентов к окружающей природной среде на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного обращения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, оказывает содействие выработке основ экологически целесообразного обращения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового обращения.
Использование краеведческих материалов решает такие задачи как:
1. формирование у студентов целостного представления о природе;
2. представление знаний всех исследуемых предметов во взаимосвязи, осознание общей связи явлений;
3. развитие взаимообогащения и взаимодействия понятий, явлений и закономерностей, рассмотренных в естественно-научных областях знаний;
4. использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде;
5. формирование условий для развития краеведческих знаний.
Еще одним важным направлением эколого-краеведческой работы есть – исследовательское. Суть эколого-краеведческой работы заключается в том, чтобы отыскать, изучить и раскрыть всю совокупность особенностей, сосредоточенных на определенной территории и таким образом дать комплексную характеристику определенной территории. Объектом эколого-краеведческих исследований является совокупность географических, исторических, биологических, археологических, геологических и других объектов. Объединяя краеведческие материалы с теоретическими знаниями о естественных компонентах и закономерностях развития, студенты имеют возможность написать исследовательские работы.
Наиболее удачными за последние годы в нашем колледже были работы, использованные в республиканской научно-практической конференции педагогов и студентов, проведенной нашим колледжем в октябре 2019 года: «Особо охраняемые природные территории Кабардино-Балкарии», «Рекреационно-туристические территории Кабардино-Балкарии», «Биоиндикация, как один из методов экологического мониторинга, на примере города Нальчика», «Влияние автомобильного транспорта на экологию КБР (на примере г. Нальчика)», «Шумовое загрязнение от автомобильного транспорта», «Примерный расчет выбросов вредных веществ ДВС» (ДВС – двигатель внутреннего сгорания), «Математические методы в исследованиях загрязнения окружающей среды» и другие. Выполняя исследовательские работы, студенты старались не только описать природу родного края, но и указать на экологические проблемы и предложить пути их решения.
Одна из наиболее доступных и эффективных форм – это экскурсия. Ни один рассказ, иллюстрации не способны создать такого глубокого впечатления, как знакомство с объектами во время экскурсий.
Главными целями экскурсий есть: определение местоположений памятников природы и истории, проведение наблюдений за ними; наблюдение явлений и процессов природы; изучение состояния объектов природы, которые охраняются с целью контроля над соблюдением и выполнением норм природоохранного законодательства на территории края и экологических последствий деятельности человека. Студентами колледжа снимались видеоролики. Собранные и обработанные материалы используются на уроках экологии. Они помогают усвоению экологических понятий и закономерностей.
Таким образом, в каждом регионе существует довольно большая и разнообразная экологическая информация краеведческого характера. Эту информацию следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеурочных мероприятиях.
Для этого в колледже ежегодно проводятся внеурочные внутриколледжные, республиканские и федеральные мероприятия, конкурсы студенческого плаката, приуроченные ко «Дню окружающей среды». В 2020 году студентами и педагогами нашего колледжа проведены практические работы по очищению берегов реки Нальчик в парковой зоне «Атажукинского сада» – городского парка и терренкура – оздоровительной дорожки, в народе, называемой «1000 ступеней» от твердого мусора. Ежегодно студенты принимают участие в региональных экологических конкурсах, где занимают призовые места.
Использование краеведческого материала является важной составляющей формирования экологической культуры студентов, которая сыграет важную роль у необходимых убеждений и практических привычек, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны, сохранение и приумножение природных ресурсов родного края.
Список литературы:
1. Деев А.Ф. Краеведение в школе: Методическое пособие. - Мурманск.: МИУУ, 2011. - 96с.
2. Донченко Г.Я. Краеведение как средство активизации познавательной деятельности учащихся. - Ставрополь.: СГПИ, 2012.-162 с.
3. Гринкевич В.К. Краеведение в школе. - Л.: ГубОНО, 1925.-38с. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.
4. Трайтак Д.И. Отражение природоохранительных понятий в курсах природоведения и ботаники // Природоохранительное образование в средней школе. (по материалам издания 1978 г.).-С.57-63. // DVD – диск «Педагогика и психология». – М., 2015.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.