Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Апрель » 14

Дистанционная организация образовательного процесса во время особой эпидемиологической ситуации по СOVID-19 на примере ГБПОУ РС(Я) "Якутский

Стручкова Анна Саргылановна, заместитель директора по инновационной работе;
Ким Любовь Петровна, методист дистанционного образования;
ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"

12 января Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подтвердила, что новый коронавирус стал причиной респираторного заболевания у группы людей в Китае. Новый короновирус начал распространятся по всему миру. Весна 2020 года в России отмечена не только ранним приходом и аномальным теплом, но также новой пандемией атипичной пневмонии — коронавирусного заболевания, получившего название COVID-2019. Инфекция в России, как отмечается в официальных данных, впервые зафиксировано 2 марта. Привело к таким мерам, как отмена мероприятий, закрытие школ, театров и музеев, ресторанов и кафе, а также закрытие границы. К концу марта 2020 года подавляющее большинство субъектов федерации, включая Москву, ввели карантин. И уже с 18 марта 2020 года Указом Главы Республики Саха (Якутия) Николаевым А.С. от 17 марта 2020г. № 1055 «О введении режима повышенной готовности и мерах по противодействию распространению новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)», все студенты колледжа были переведены на дистанционную форму обучения.

Перед колледжем стал вопрос о срочном изменении формы обучения студентов и деятельности преподавателей колледжа и отделений. Большим подспорьем для данного вопроса явилось то, что мы приступили к реализации проекта «Дистанционное образование» в колледже в рамках программы информатизации ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж» на 2019-2023 гг.

Реализация проекта «Дистанционное образование» в колледже начали со 2 семестра 2018/2019 уч.г. Цель проекта - внедрение в образовательную деятельность элементов дистанционного обучения наравне с традиционными формами обучения студентов, обучающихся в колледже и отделениях, также слушателей отдела дополнительного профессионального образования. Изучив и проанализировав наиболее популярные системы дистанционного образования, колледж остановил выбор на системе дистанционного образования Moodle. Основными преимуществами системы Moodle являются: бесплатное распространение, возможность адаптации под конкретные цели и задачи, поддержка международных стандартов обмена учебными материалами, имеет множество инструментов для создания электронных курсов. Но, как и у любой другой системы, к сожалению, у Moodle есть свои недостатки. Главный из них — отсутствие технической поддержки.

На первом подготовительном этапе внедрения проекта провели организационные работы по предоставлению дополнительного хостинга, создании рабочей группы, обучению ответственных лиц по реализации данного проекта, разработки нормативных документов, технической подготовке. Ответственными лицами по внедрению данного проекта назначены Стручкова Анна Саргылановна - заведующая отдела информатизации и статистики, Ким Любовь Петровна – куратор дистанционного обучения, Левин Иван Петрович – инженер-программист.

На втором, основном этапе, начали обучение педагогического состава головного учреждения (г.Якутск) по разработке электронных дистанционных курсов. Обучение проводилось ежедневно по графику цикловых комиссий с марта по май 2019 года. В результате данных работ в начале 2019/2020 учебного года в системе было разработано более 50 дистанционных курсов, которые использовались на занятиях преподавателями как элементы дистанционного обучения. Также на 1 семестре 2019/2020 учебного года продолжили обучение, для новых преподавателей и консультации для желающих. В итоге на март месяц 2020г. в системе ДО Moodle ЯМК было разработано 68 дистанционных курсов.
Первоначальные этапы внедрения проекта «Дистанционное образование» позволило колледжу быть более подготовленным в этот сложный период пандемии: обучены преподаватели и студенты, более 60 курсов, более 500 пользователей.

Перед отделом информатизации и статистики в эти дни были поставлены сложные задачи:
• Регистрация всех пользователей (студентов и преподавателей) в систему дистанционного обучения в кратчайшие сроки, в том числе отделений колледжа;
• Доработка существующих курсов и новых курсов в соответствии с календарно-тематическими планами, учебными планами с учетом теоретического, практического обучения и учебной, производственной практики;
• Ежедневный мониторинг технической возможности платформы и оборудований;
• Обеспечение информационной безопасности созданных электронных курсов, персональных данных студента и преподавателей, доступа к информационной базе и его целостности;
• Охват 100% дистанционному обучению всех студентов колледжа;
• Учет посещаемости, обучения по расписанию, взаимодействия студента-преподавателя в удаленном режиме обучения;
• Помощь в разработке дистанционных курсов по всем дисциплинам специальностей;
• Обучение преподавателей и студентов отделений колледжа (г. Мирный, г. Ленск, г. Нюрба, п. Удачный, п. Хандыга, п. Сангар, п. Жиганск), медицинских работников г. Якутска, преподающих профессиональные модули по совместительству;
• Разработка дистанционных курсов для слушателей отдела дополнительного профессионального образования;
• Обучение преподавателей дополнительным информационным технологиям: программам удаленного доступа, видеоконференцсвязи, электронный журнал и др.

При выборе вспомогательных платформ и электронных ресурсов дистанционного обучения были систематизированы следующие основные требования:
1. Доступность;
2. Основные характеристики:
• разновидность лицензии, рейтинг трафика;
• поддержка русского языка;
• минимальные требования и поддержка операционной системы, автономность существования платформ;
3. Функциональные возможности платформы дистанционного обучения: система тестирования; максимальное количество одновременных слушателей; проверка знаний; отчетность; разграничение прав пользователей.

Таким образом, оценив эффективность использования технических возможностей определены ключевые электронные инструменты для осуществления удаленной формы деятельности:
• Мессенджеры: Whats App, В контакте, Telegram;
• Приложение: Instagram (Инстаграм);
• Интернет платформы: Zoom, Skype, Jitsi meet;
• Информационная система - официальный сайт колледжа http://ybmk.ykt.ru/;
• Сервисы: You Tube, Google формы

В целом за период удаленной работы во 2 семестре 2019/2020 учебного года дистанционные курсы увеличились втрое - это 165 курсов по дисциплинам, профессиональным модулям, курсы для слушателей, курсы для обучающихся предпенсионного возраста. Увеличилось количество пользователей в 10 раз. Прошли обучение 1644 студентов среднего профессионального образования, более 5000 слушателей дополнительного профессионального образования (анализ за 2019/2020 уч.г.). В период удаленной работы изменен провайдер на reg.ru, в целях экономии финансовых затрат и увеличения объема хостинга. Ежедневно проводились консультативные занятия в режиме видеоконференцсвязи с куратором дистанционных курсов. Ежедневный мониторинг посещаемости и обучения со стороны учебной части колледжа.

Для автоматизации документооборота учебной части колледжа во время удаленной работы педагогического состава, был создан в системе дистанционного обучения курс «Электронная учебная часть», ВКС - виртуальные классы. Состоящая из элементов:
• зачетная и экзаменационная ведомость;
• итоговая семестровая ведомость;
• шаблоны ежедневных и ежемесячных отчетов;
• ежемесячный отчет по выдаче учебных часов;
• отчеты о выполнении педагогической нагрузки;
• ссылки на гугл-таблицы: посещаемость, отработки пропусков, календарный план промежуточной аттестации;
• доска объявлений;
• расписание занятий с ссылками на ВКС и др.

Данный курс позволил ввести контроль учебной частью посещения учебных занятий студентами и отработки пропущенных занятий и ведение документации преподавательским составам в удаленном режиме работы.
Основными причинами пропусков занятий студентов являются:
1. слабое соединение Интернет связи в удаленных улусах;
2. плановые и внеплановые отключения электричества в населенных пунктах проживания;
3. привлечение студентов к волонтерскому движению «Волонтеры-медики»;
4. совмещение студентами учебы и работы в медицинских учреждениях.

Полностью за 2 семестр 2019/2020г. проведены в дистанционной форме: промежуточные аттестации, защита учебных и производственных практик, защита курсовых работ, защита выпускных квалификационных работ. В этот сложный период выпущено 432 выпускника, успешно сдавшие государственную итоговую аттестацию в дистанционной форме.
Следует отметить также, что с началом новой коронавирусной инфекции «Ковид19» с марта 2020 года в Якутском медицинском колледже в связи с дистанционным обучением произошли изменения в организации и содержании внеаудиторной деятельности. Также в условиях дистанционной формы обучения все запланированные мероприятия и конкурсы были реализованы успешно и в полном объеме.

Для организации воспитательной работы среди обучающихся были адаптированы и внедрены формы проведения внеаудиторной работы: Совещания, собрания с применением платформ в режиме ВКС; онлайн-викторины; дистанционные литературные проекты; онлайн тестирование; ярмарка; онлайн выставки; конкурсы (чтецов, каверов, рисунков, агитационных материалов и др); защита проектов; кураторские часы в режиме видеоконференцсвязи; игры; квесты; видеотрансляция хобби, интересов. Также с переходом на дистанционное обучение возникла необходимость пересмотра форм проведения досуговых кружков и спортивных секций. При общежитии колледжа работало 3 кружка: «Игра на Хомусе» (фольклорное направление), «Хозяюшка» (кулинарное), краеведческое «История Якутии». Благодаря индивидуальному подходу руководителей спортивных секций, были адаптированы формы и методы работы со студентами. Применялись видеозанятия, успешно осуществлялась обратная связь со стороны студентов, результаты своих тренировок студенты снимали на видео и направляли руководителям.

За время дистанционной формы обучения с марта по декабрь проведены масштабные мероприятия и конкурсы: «Студент Года», онлайн поздравление студентов и сотрудников с Днем Республики, конкурс чтецов «Помним, гордимся, помним», «Праздник Труда, Мира, Весны» – праздничные поздравления, литературный проект «День Победы», торжественная церемония вручения дипломов, видеопоздравление «День Знаний», конкурс чтецов «Воспеваю мою Якутию», родительские собрания, педсоветы, декадники, фотоконкурсы и др.
В период новой короновирусной инфекции COVID-2019 студентами нашего колледжа выпущен сборник стихов, эссе и рисунков «CORONAVERSE». Данный сборник включает произведение нашей молодежи, рожденные в этот сложный период.

С началом 2020/2021 учебного года продолжилось обучение студентов колледжа в дистанционном формате при этом увеличилась количество студентов до 1856 человек. На 1 семестр 2020/2021 уч.г. количество пользователей системы дистанционного образования ЯМК увеличилось на 20%, количество дистанционных курсов на 24%. В итоге за период пандемии новой короновирусной инфекции COVID-2019 прошли обучение более 2000 студентов, более 5000 слушателей дополнительного профессионального образования, разработано более 200 курсов по всем специальностям и программам дополнительного профессионального образования. Поставленные цели, планы, задачи перед коллективом и колледжем в этот сложный период полностью выполнены.

За этот промежуток времени педагогический коллектив колледжа полностью адаптировался в условиях дистанционного обучения и активно применял интерактивные технологии, которые позволили создать комфортные условия обучения и воспитания, при которых студент чувствовал свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и воспитания. Очень важно понимать, что онлайн занятия и мероприятия предполагают многостороннюю коммуникацию, активность каждого субъекта учебного и воспитательного процесса, что очень немаловажно для реализации поставленных задач образовательной организацией.

Список литературы:
1. Сергей Смирнов. Применение Moodle 2.3 для организации дистанционной поддержки образовательного процесса, Издатель: "Эдитус", Год выхода: 2012, ISBN: 978-5-943890-16-1
2. Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13159-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449342
3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12991-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448711
4. Пандемия COVID-19 в России - https://ru.qaz.wiki/wiki/COVID-19_pandemic_in_Russia
5. https://lms-service.ru/stati/plyusy-i-minusy-sistemy-moodle/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar