- 13.05.2021
- 5237 Просмотров
- Обсудить
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"
Колледж - это та микросреда, в которой юноши и девушки без особых сложностей могут постепенно перейти к взрослой самостоятельной жизни. Педагогические коллективы колледжей всегда задумываются о проблеме адаптации первокурсников, ведь от того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.
Необходимым условием успешной деятельности учащегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На начальном этапе обучения складывается новый коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации протекает на нескольких уровнях как приспособление к новой системе обучения, к изменению учебного режима, к вхождению в коллектив, отличный от школьного. Все это сопровождается существенной перестройкой жизни и психических, физиологических состояний учащихся, оказывающих непосредственное влияние на их здоровье.
Анкетирование, интервью, наблюдение за учебно - воспитательным процессом в колледже позволили нам сделать вывод о том, что преподаватели и мастера производственного обучения не всегда могут самостоятельно оказать помощь обучающимся в их личностном развитии, а тем более знать какие последствия могу оказать адаптационные трудности на здоровье студентов.
Выделяя учебным фактором риска смену образовательного учреждения и начало профессионального обучения, связанного с адаптационными трудностями, мы проводим «Месячник адаптационного периода» в группах учащихся первого курса. Это помогает стабилизировать психическое состояние обучающихся, сформировать необходимые навыки учебной деятельности и адекватное представление о профессии, а также является катализатором успешных межличностных связей.
Основной целью данного периода является помощь учащимся колледжа в адаптации к учебной деятельности и освоении навыков межличностного общения.
Одним из этапов в организации адаптационного периода является психолого-педагогическая диагностика студентов нового набора, позволяющая исследовать уровень профессиональной направленности студентов на базе неполного среднего образования. Также целью диагностического исследования является возможность установить, как протекает процесс адаптации. Для решения поставленных задач были разработаны анкеты, использовались различные тестовые методики.
В ходе исследования были выявлены следующие трудности периода адаптации: переживание утраты школьного коллектива, неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней, поиск оптимального режима труда и отдыха, неумение конспектировать и работать на практических занятиях. Одной из причин сниженной успеваемости можно считать недостаточное внимание к выработке продуктивного стиля мышления в школьный период. Это приводит к тому, что учебный процесс в колледже вынужден в значительной мере опираться на репродуктивное мышление первокурсников, которое не дает возможности принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях деятельности. В результате к концу первого семестра обучения до трети студентов ещё не могут в полной мере включиться в учебный процесс.
Исследование адаптационного периода выявило особенности в деятельности первокурсников:
- не все первокурсники имеют четкое представление о выбранной профессии;
- мотивы получения профессии у значительной части студентов еще не включены в структуру реально выполняемой деятельности;
- ведущая психологическая подструктура деятельности - способ ее выполнения - сформирована недостаточно;
- в качестве результата деятельности на I курсе можно рассматривать успеваемость, в связи с недостаточной базовой подготовкой и неумением студентов преодолевать трудности, она невысока.
Одной из задач «Месячника» была задача снижения степени беспокойства, тревожности, которое естественным образом возникает в новой ситуации. Результаты проведённого нами исследования свидетельствуют о том, что эту задачу он решает. Действительно, степень тревожности и беспокойства у учащихся снижается, степень уверенности и успокоенности возрастает.
Таким образом, проведённое нами исследование позволяет сделать вывод о том, что «Месячник адаптационного периода» в первые дни занятий действительно способствует адаптации студентов к обучению в колледже. Мы выяснили, что в такой срок можно добиться значительного роста групповой сплочённости, адаптивности к новым условиям обучения. Мы доказали, что такие мероприятия действительно позволяют снять излишнюю тревожность и беспокойство у первокурсников, способствуют росту уверенности в себе и своих силах, а это верный признак психического здоровья наших подопечных.
Несколько лет назад в нашем колледже была организована службы студенческой поддержки, целью которой является создание оптимальных условий для максимального развития личности учащихся и снижения негативных последствий образовательной деятельности на их здоровье.
Служба студенческой поддержки помогает студентам I курса в адаптации к новому коллективу. Проводится анкетирование, цель которого выявление мотивов поступления в колледж, интересов, склонностей учащихся, их представлений о профессии, выясняется, как они проводят досуг. Постоянно в центре внимания находятся студенты - сироты, подростки из «группы риска», обследуются и изучаются их бытовые условия жизни, оказывается практическая помощь психолога, осуществляется социальная поддержка.
Для создания необходимых условий деятельности педагогов и учащихся служба студенческой поддержки организует занятия с молодыми и опытными мастерами, кураторами, преподавателями. Среди обучающихся проводим анкетирование «Учитель глазами ученика» и на основе полученных данных, учитывая их пожелания, рекомендуем администрации колледжа назначать кураторов групп. Эти мероприятия позволяют создать благоприятный морально - психологический климат в группе, в колледже, снизить уровень тревожности и перенапряжения нервных процессов учащихся.
Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Адаптация студента происходит тогда, когда студент адекватно оценивает ситуацию, выбирает один их социально одобряемых вариантов своих действий и успешно использует возможности их осуществления.
Дезадаптация проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушениям психического здоровья.
Общепринятым является положение о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом, но в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения. Именно в первый год обучения студент в большей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении и поддержки процесса его адаптации, что мы и создаем благодаря слаженной системе работы всего коллектива.
Список используемой литературы:
1. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. – В кн.: Проблемы активности студентов. – Ростов-Дон: Феникс, 1995.
2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. – Иркутск, 1996.
3. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 933-935.
4. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации – Новосибирск, 1992.
5. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов – Казань, 1997.
6. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Просвещение, 1975.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.