Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Июнь » 10

Особенности преподавания теоретических дисциплин в образовательных учреждениях исправительных колоний уголовно-исполнительной системы

Пестов Александр Иванович, преподаватель
ФКП образовательное учреждение №119 ФСИН России
г. Пенза. Пензенская область

Аннотация: поточно-индивидуальный метод. Этапы подготовки и проведения уроков с использованием поурочных раздаточных материалов: подготовка раздаточного материала, распределение раздаточных материалов; учет последовательности изучения программы; контроль усвоения знаний.

Ключевые слова: методика преподавания, распорядок дня обучающихся, самостоятельное изучение, активная и интерактивная форма обучения, устная форма освоения учебного материала, поурочный, промежуточный и итоговый контроль.


Изначально материал готовился не для публикации, а как инструкция для себя в процессе поиска эффективной методики преподавания в условиях исправительной колонии. В связи с этим статья не является теоретическими изысканиями на заданную тему с изложением и переработкой заимствованных материалов, а основана на личном опыте, имеет преимущественно практическую направленность и может быть непосредственно использована в работе преподавателя.

В основном автор исходил из того, что разрабатываемая методика должна давать стабильно положительный результат в минимальной зависимости от личных качеств преподавателя и индивидуальных возможностей студентов.
Десять лет назад, перейдя на преподавательскую работу в образовательное учреждение уголовно-исполнительной системы, я со временем понял, что проведение занятий в виде традиционного урока в условиях исправительной колонии имеет низкую результативность. Чтобы не тратить впустую свое время и время обучающихся, нужно было искать методы и приемы обучения, наиболее полно учитывающие особенности отбывания наказания обучающимися.
Специфика преподавания в исправительной колонии обусловлена тем, что посещение учебных занятий по расписанию образовательного учреждения трудно, а чаще невозможно совместить с установленным распорядком дня осужденных в исправительном учреждении. Приходится учитывать, что нижеперечисленные мероприятия для администрации колонии и осужденных по объективным обстоятельствам более приоритетны, чем посещение занятий в образовательном учреждении.

На возможность посещения уроков обучающимися влияют:
1. Посменное питание в столовой.
2. Занятость части обучающихся на объектах жилой и производственной зон учреждения.
3. Вызовы осужденных на краткосрочные и длительные свидания с родственниками.
4. Пропуски уроков по болезни.
5. Посещение в установленное время магазина учреждения.
6. Посменное посещение бани.
7. Помещение обучающихся в штрафной изолятор.
8. Различные режимные мероприятия…

Соблюдение режима содержания в колонии приводит к тому, что обучающиеся приходят на учебные занятия и уходят с них в разное время. Проводить с ними занятия в точном соответствии с утвержденным расписанием уроков невозможно и непродуктивно.

Поиск и практическое применение различных более или менее оптимальных методов преподавания теоретических дисциплин в таких условиях (учитывая запрещение использования на территории исправительного учреждения Интернета и отсутствие читального зала) показал, что наиболее эффективной формой обучения является индивидуальная работа обучающихся в классе с поурочным раздаточным материалом по персональному графику. В нашем случае раздаточный материал представляет собой не разновидность наглядных пособий, а полноценный развернутый конспект-лекцию на каждый урок рабочей программы учебной дисциплины. Конспект содержит текстовую и, при необходимости, графическую части, а также контрольные вопросы по материалу данного урока.
Каждый обучающийся, придя впервые на занятие, получает материал для первого урока, самостоятельно изучает его, в устной форме сдает урок преподавателю, получает оценку и берет материал для следующего урока.

Таким же образом все обучающиеся самостоятельно, при участии и под поурочным контролем преподавателя осваивают всю программу учебной дисциплины.

Несмотря на то, что обучающиеся приходят и уходят в разное время, они с первой до последней минуты заняты самостоятельным изучением учебного материала. Преподаватель ведет приведенную ниже оценочную ведомость, в которой фиксируется продвижение всех обучающихся по учебной программе с первого до завершающего урока и этим полностью контролирует процесс обучения каждого обучающегося.
Метод обучения был условно назван поточно-индивидуальным, так как обучающиеся занимаются в классе вместе, но свой путь каждый проходит самостоятельно, при непосредственном участии педагога.
Программа предусматривает выполнение контрольных работ на определенных этапах. Каждый выполняет контрольную работу в свое время, после изучения и защиты предусмотренного количества уроков. Выполнение контрольных работ позволяет своевременно и объективно оценить уровень усвоения обучающимися пройденного учебного материала.
При обучении по изложенному методу автоматически и полностью учитываются и используются индивидуальные способности каждого обучающегося. Метод является активным и интерактивным: весь материал обучающиеся осваивают самостоятельно и при этом помогают друг другу.
Личный трехлетний опыт применения поточно-индивидуального метода в сравнении с работой по традиционным методикам преподавания показал значительное улучшение учебных показателей студентов и заметное развитие способностей к усвоению знаний.

Этапы подготовки и проведения уроков с использованием поурочных раздаточных материалов.
1 этап. Подготовка раздаточного материала
Раздаточный материал состоит из отдельных планов-конспектов на каждый урок в соответствии с содержанием учебной дисциплины.
Планы-конспекты разрабатываются преподавателем в форме, доступной для самостоятельного изучения обучающимися.
Планы-конспекты могут содержать, при необходимости, графические материалы: таблицы, рисунки, эскизы, чертежи.
В конце плана-конспекта приводятся вопросы по теме урока.
На первые десять уроков рабочие материалы готовятся в трех экземплярах, на последующие двадцать – в двух, далее – по одному. Это необходимо для обеспечения последовательного изучения студентами учебной программы.
2 этап. Проведение урока: распределение раздаточных материалов; учет последовательности изучения программы; контроль усвоения знаний.

Прибыв на занятие, первый обучающийся сразу получает раздаточный материал для первого урока и приступает к его изучению. Преподаватель делает отметку о выдаче раздаточного материала в оценочной ведомости. Следующие обучающиеся включаются в работу таким же образом.

Обучающийся, первым усвоивший полученный учебный материал, в устной форме кратко раскрывает тему урока и отвечает на вопросы преподавателя. Преподаватель выставляет ему оценку в ведомости и выдает следующий материал. По этой схеме преподаватель работает со всеми обучающимися.

Записей на уроке обучающиеся не делают. Все занятие проводится в устной форме.
Необходимо, чтобы обучающиеся были загружены с первой до последней минуты своего пребывания в учебном кабинете. При этом не имеет значения, когда они приходят и когда уходят. Каждый самостоятельно и последовательно изучает учебную дисциплину при участии и под контролем преподавателя.

Список литературы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 47. Пункт 3. Подпункты: 1)…6).
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar