Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Июль » 20

Составление и применение тестовых заданий при проведении теоретических занятий с обучающимися образовательных учреждений СПО

Пестов Александр Иванович, преподаватель
ФКП образовательное учреждение №119
ФСИН России
г. Пенза. Пензенская область

Аннотация: Связь предлагаемого метода контроля с положениями предыдущей статьи автора. Обоснование применения тестовых заданий. Критерии тестовых заданий. Составление тестов. Применение тестов.

Ключевые слова: Способ контроля усвоения изучаемого теоретического материала, связь способов контроля с уровнем способностей обучающихся, тест как инструмент эффективного контроля уровня усвоения учебного материала, самостоятельное составление тестов педагогом, содержание и количество тестовых заданий, особенности подсчета результатов, варианты применения тестов как универсального инструмента контроля.


Данная работа написана в развитие и дополнение предыдущей статьи «Особенности преподавания теоретических дисциплин в образовательных учреждениях исправительных колоний уголовно-исполнительной системы», опубликованной на сайте Профобразование 10.06.2021 (http://проф-обр.рф/blog/2021-06-10-1776).

Если в упомянутой статье излагалась методика обучения, то ниже будет рассмотрен разработанный и применяемый автором способ контроля усвоения изучаемого теоретического материала.

Не подлежит сомнению, что мы обязаны образовывать и воспитывать своих учеников, но выбирая и применяя педагогические технологии, приходится учитывать культурный уровень (ранее полученное образование и воспитание) обучающегося контингента. В моем случае это неоднократно судимые взрослые люди от относительно молодого до пожилого возраста. Учеба и труд в их прошлой жизни, как правило, не являлись приоритетами. Как следствие, основная часть спецконтингента имеет низкий уровень знаний, умений, навыков и слабую мотивацию к их развитию.

При обучении подобной категории учеников особенно важно определять степень усвоения ими пройденного материала. Также необходимо видеть, насколько продуктивен труд педагога. Главная проблема эффективного контроля заключается в том, что обучающиеся, получив и усвоив определенные знания, не могут их ясно формулировать. При выборе средств контроля усвоения теоретических знаний очевидно, что эту задачу решает применение такого инструмента, как тест, так как он уже включает в себя правильно сформулированный верный ответ.

Контрольный инструмент я разрабатывал самостоятельно, без использования сторонних источников знания и изначально установил для себя, что тестовые задания должны обеспечить решение трех принципиально важных вопросов:
1. Обеспечить полную подробную проверку всего пройденного материала учебной дисциплины;
2. Исключить влияние угаданных правильных ответов на итоговую оценку;
3. Получить объективную оценку знаний обучающихся.

Предлагаемый материал, в целях большей доступности, условно разделен на отдельные этапы и пункты и изложен в виде инструкции.

I. Составление тестовых заданий

1. Тестовые задания преподаватель или мастер производственного обучения составляет самостоятельно.
2. Основой для тестовых заданий служат конспекты занятий, которые в обязательном порядке должны содержать информацию, подробно раскрывающую содержание положений из разделов «должен знать» образовательных и профессиональных стандартов, а также ЕТКС.
3. В конце конспекта каждого занятия должны быть сформулированы вопросы по этим и другим, необходимым для контроля изучаемого материала пунктам.
4. Все эти вопросы, изложенные в порядке программы обучения, и будут вопросами тестовых заданий по соответствующей учебной дисциплине.
5. Такой тест будет надежным, исчерпывающим и универсальным инструментом контроля усвоения знаний.
6. Далее приступаем к формулированию ответов на вопросы тестовых заданий.
7. На каждый вопрос будет два ответа. Один ответ всегда правильный, другой всегда неправильный. Почему ответов только два а, например, не пять? Потому, что вопросов в тесте много: для учебной дисциплины большого объема их будет 200 и более. При двух ответах нам придется самим придумать 200 неправильных ответов, а при пяти – 800! Кроме того и обучающимся, при работе с тестом, будет тяжело ориентироваться в большом количестве ответов.
8. Подсчет результатов выполнения тестовых заданий имеет свои особенности. За каждый правильный ответ – плюс один балл, за неправильный – минус один балл, при отсутствии ответа – ноль баллов.
9. Допустим, обучающийся работает с тестом из 100 вопросов. Он точно знает и отмечает 60 правильных ответов, набирая при этом 60 баллов. На остальные 40 вопросов правильные ответы он не знает и, как правило, пытается их угадать. В результате, при достаточно большом количестве вопросов, количество правильных и неправильных ответов примерно равны и при подсчете результата в сумме они дают ноль. Возможны незначительные отклонения от нуля, которые практически не влияют на оценку. В итоге остаются 60 баллов, набранных за правильные ответы. В случае, когда обучающийся не указывает ответы на вопросы, которые он не знает, баллы за них он не набирает, итоговая сумма также будет равна 60 баллам. Это дает возможность достаточно точно определить процент усвоения обучающимися знаний по учебной дисциплине. В данном случае это будет 60%, или «удовлетворительно».

2. Применение тестовых заданий

Рассмотрим варианты применения разработанного нами инструмента контроля.
1. Поскольку содержание и последовательность вопросов теста точно соответствует содержанию и последовательности изучаемой учебной дисциплины, его можно своевременно и эффективно использовать для проведения контрольной работы по любой пройденной теме или разделу учебного материала.
2. Очень удобно использовать тест для итоговой аттестации (экзамена). Он дает возможность в короткие сроки (не более трех часов) одновременно в полном объеме проэкзаменовать всю группу по всему пройденному учебному материалу. Важно, что полученная оценка будет объективной.
3. Тесты можно использовать для проведения учебных соревнований как очно, так и заочно, как внутри группы, так и между любым количеством групп, как по одной учебной дисциплине, так и одновременно по разным. Можно, например, проводить учебные соревнования между группами разных специальностей на лучшее знание своего специального предмета профессионального цикла, проводя сравнение результатов в процентах выполнения каждой группой своего теста.

Рассмотренная выше форма контроля позволяет педагогу достаточно быстро, полно и объективно проверить и оценить знания обучающихся на любом этапе обучения.

Информация об опыте составления и применения тестовых заданий была представлена автором в рамках мероприятия «Педагогическая гостиная», состоявшемся 14.12.2018 года в институте регионального развития Пензенской области, и положительно оценена участниками семинара.

Список литературы.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Статья 47. Пункт 3. Подпункты: 1)…6)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar