Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2021 » Июль » 29

Направления работы руководителя учебной группы среднего профессионального образования

Красильникова Юлия Александровна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Аннотация: роль семьи в профессиональном развитии обучающихся всегда была актуальной образовательной и воспитательной задачей. Но только профессионализм руководителя учебной группы позволяет широко и результативно приобщить максимальное число родителей к учебной, воспитательной, производственной работе студентов. В данной статье предлагаются разнообразные варианты сотрудничества руководителя учебной группы студентов среднего профессионального образования с родителями.
Ключевые слова: роль семьи в профессиональном развитии, система сотрудничества с родителями.

Воспитывать... самая трудная вещь.
Думаешь: ну, все теперь кончилось!
Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М.Ю.


Работа с родителями обучающихся имеет множество разных аспектов своей актуальности. Они достаточно широко освещены в современной методической литературе. В своей работе мы хотим коснуться особого направления в работе с родителями: роль семьи в общеобразовательном и профессиональном становлении обучающихся.

Вместе с группой обучающихся, классный руководитель получает в руководство и коллектив родителей. И коллектив этот может иметь не меньшее количество своих внутренних проблем. Их создает множество разных составляющих:
- уровень образования и воспитания, психологические особенности самих родителей, характер их общения с ребенком (авторитарность, демократизм, либеральность); способ действия в конфликтных ситуациях (насилие, компромисс, избегание конфликтов); выполнение функции эмоциональной поддержки ребенка, степень заинтересованности им;;
- их собственный взгляд на выбор своим ребенком профессии, уровень их участия в этом выборе;
- их собственный взгляд на воспитание ребенка, особенности индивидуальных семейных ценностей и приоритетов, внутренняя семейная атмосфера;
- наличие у родителей других видов деятельности, которые делают воспитание своего ребенка не единственным их занятием, в то время как для педагога это главная профессиональная задача;
- наличие у родителей меньших педагогических умений и знаний, нежели у руководителя группы, хотя навыкам и умениям классного руководителя не обучают ни в одном образовательном учреждении;
- социально-материальные особенности семей обучающихся (уровень материального благополучия, полноценность семьи, количество детей вообще и многое другое).

Родители – своего рода еще одна учебная группа со своим микроклиматом, отличниками и неуспевающими, психологическими особенностями и даже рейтингом в образовательном учреждении.
Несмотря на эти и другие особенности, каждая семья должна быть причастна к получению образования, в том числе профессионального, своими детьми. Именно руководитель учебной группы становится связующим звеном в этом процессе.

Работа руководителя учебной группы связана с рядом особенностей студентов:
- обучающимся среднего профессионального образования значительно раньше приходится становиться самостоятельными, нежели их сверстникам 10-11 классов. В то время как старшеклассники продолжаю работать в рамках школьных программ, обучающиеся СПО уже осваивают профессиональные компетенции, родителям в этом процессе труднее участвовать труднее;
- сама система СПО и ВПО в целом меньше привлекает к своей деятельности родителей, в сравнении со школьным образованием;
- сами обучающиеся, становясь крайне самостоятельными (что особенно проявляется в их массовом трудоустройстве на работу уже на второй год обучения), неохотно привлекают родителей к своей учебной деятельности.

Список проблем значительно больше. Мы отметили только основные, на наш взгляд.
В своей работе мы хотим поделиться опытом решения главной проблемы – приобщение родителей к профессиональной и общеобразовательной деятельности обучающихся.

С 2018 – 2019 учебного года мы руководим группой СПО по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 18-СЭЗ.

В своем сотрудничестве с родителями мы работаем в следующих направлениях:
- учебная деятельность;
- внеучебная работа;
- учебная и производственная практика;
- дополнительное образование.

Учебная деятельность с участием родителей

Работа родителей в учебной деятельности начинается с их привлечения непосредственно к учебным занятиям по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам.

Так на занятиях дисциплины «Литература» на темы «Ценности семейные и профессиональные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Финансовые стратегии героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1-2 приглашенных родителя участвуют в обсуждении следующих проблем:
- «Как понять, твой ли это человек (на примере отношений Андрея Болконского и Натальи Ростовой)»;
- «Как совмещать семейную жизнь и профессиональное становление» (на примере семейной жизни Андрея Болконского)»;
- «Мнение окружающего света в решении проблем семейных»;
- «Помощь семьи в получении детьми образования (на примере истории обучения Родиона Раскольникова)».
Привлекая родителей таким образом, обязательно необходимо:
- заранее обговорить с ними их собственное отношение к этим проблемам и подготовить их работу на занятиях;
- учитывать возможные разногласия во взглядах на проблемы между родителями и детьми. Правильно поставленная дискуссия способна и откорректировать определенные проблемы во взаимопонимании между родителями и детьми в этих направлениях.

Участие родителей в занятиях профильных дисциплин используется в тех случаях, когда родители сами непосредственно работают по смежным специальностям. Они могут провести, например, мастер-классы по отдельным профессиональным компетенциям в рамках практических занятий по спецдисциплинам.

В этом направлении в этом году нам удалось организовать:
- мастер-классы под руководством родителей профессиональных отделочников со стажем работы от 10-15 лет по компетенциям «Облицовка плиткой», «Штукатурные работы фасада здания»;
- занятие с элементами игры «Резюме. Собеседование», на котором родитель, работающий менеджером по персоналу, познакомил обучающихся с реальными резюме, особенностями прохождения собеседования и провел мастер-класс «Пройти собеседование»;
- занятие по праву с привлечением родителя – юриста. На одном из этапов занятия он познакомил обучающихся с юридическими аспектами прохождения собеседования, составления трудового договора.

Участие родителей во внеучебных мероприятиях

Во внеучебной деятельности родители привлекаются к участию в беседах с обучающимися о профессиях. В ходе этих бесед обучающиеся знакомятся:
- с нюансами и особенностями работы на реальных строительных объектах;
- с отличиями работы на предприятиях и в роли индивидуального строителя, отделочника, члена рабочей бригады;
- с отличительными особенностями строительных фирм и предприятий области и т.д.

По мере возможности родители с удовольствием участвуют и в профессиональных социальных проектах. Как профессиональные отделочники и непрофессиональные волонтеры они участвуют во всероссийском реставрационном фестивале «Том Сойер Фест». В этом году обучающиеся нашей группы 18-СЭЗ, будучи еще первокурсниками, участвовали в профессиональных отделочных работах фасадов зданий, задействованных в фестивале. На проекте требовалась помощь профессиональных руководителей-отделочников. Их обязанности выполнял не только мастер нашего техникума, но и родители обучающихся нашей группы.

Трое родителей в реставрационных работах участвовали на правах волонтеров: красили, прибирались и т.д.
Специально для остальных родителей была организована экскурсия по району реставрации. Они вживую познакомились с работой своих детей, ее значимостью и для их профессионального развития, и для города в целом.
Участие родителей в учебной и внеучебной деятельности может быть и заочным. Хорошим вариантом является подготовка ими бесед на разные темы. Само содержание готовят родители, хорошо разбирающиеся в определенных актуальных для обучающихся проблемах, а представляют их дети, сопровождая их собственными презентациями.

Темы бесед, подготовленных родителями бесед:
- «Юридическая ответственность несовершеннолетних», «Комендантский час для несовершеннолетних» (беседа подготовлена родителем-юристом);
- «Поведение несовершеннолетних и совершеннолетних в общественных местах», «Особенности общения подростков с представителями органов правопорядка в общественных местах» (беседа подготовлена родителем – старшим группы задержания);
- «Правильное питание подростков» (беседа подготовлена родителем - шеф-поваром);
- «Физическое развитие молодых людей», «Исполнение воинской обязанности» (беседа подготовлена и проведена капитаном СОБР, приглашенным одним из родителей).

Приобщение родителей к учебной и производственной практике

Многие родители с удовольствием предоставляют возможность для обучающихся для прохождения учебной и трудовой практик на своих предприятиях. В этом плане руководитель учебной группы помогает налаживать совместную работу родителей обучающихся групп разных специальностей.

Такое направление работы увеличивает нагрузку и занятость руководителя учебной группы, но оно довольно интересно, позволяет глубже соприкасаться с профессиональной деятельностью обучающихся, более тесно общаться с коллективом родителей, причем не только своей группы.

Участие родителей в мероприятиях

В коллективе нашей группы 18-СЭЗ есть родители, которые с удовольствием принимают участие и в творческой деятельности. За первый год совместной работы уже оформились определенные традиции:
- оформление аудитории группы к праздникам;
- участие в оформлении мероприятий техникума;
- помощь в подготовке группы к соревнованиям и конкурсам.

Интересен тот факт, что некоторые родители не занимались этим за время обучения их детей в общеобразовательных учебных заведениях. Как ни странно, причиной послужила их неуверенность в собственных творческих способностях.
В этом году мы, как преподаватель русского языка и литературы, организовали в техникуме дистанционное интеллектуальное соревнование «Битва трех королевств» на мобильной платформе «Castle Quiz». Обучающиеся трех курсов соревновались в знании русского языка, литературы, финансовой грамотности. Поскольку соревнование проходило на базе мобильного приложения, оно оказалось интересным и родителям участников. Как и участники, родители были скрыты за псевдонимами, которыми по Положению выступали имена героев мультипликационных фильмов. Для них была обозначена специальная призовая номинация. Если обучающиеся решали задания по определенным темам, то участникам-родителям можно было решать любые задания по русскому языку, литературе, финансовой грамотности.

Также родителями группы было разработано оформление данного турнира для аудитории и специального сообщества в социальных сетях.

Участие в онлайн-образовании

Современные технологии позволяют приобщать родителей обучающихся к общению с преподавателями, психологами посредством возможностей интернет. Роль руководителя учебной группы в данном случае – знакомство родителей с серьезными платформами дистанционного обучения.

Так на платформе «Фоксфорд. Для родителей» они участвовали в вебинарах на темы «Какик качества нужны для разныхтипов профессий», «Как спланировать образовательную траекторию», «Что делать, если ребенок утраивает сцены», «Умение подобрать для себя гардероб», «Домашние обязанности» и многое дугое.
На платформе НГПУ мени Кузьмы Минина в конце учебного были организованы вебинары с деканами и преподавателями университета. Ребята совместно с родителями пообщались с представителями университета на тему выбора отделений для поступления по окончании техникума.

Привлечение родителей к учебной и внеучебной деятельности позволяет укрепить коллективные отношения, межличностные связи между родителями и обучающимися, между родителями и родителями, между родителями и коллективом образовательного учреждения.

Такой подход превращает получение образования отельным обучающимся в полноценную многогранную систему, укрепляет и расширяет отношения участников, которыми становятся и родители.

Список литературы
1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 2015. – 169 с.
2. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2013. – 321 с.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Общая педагогика. - М.: Проспект, 2017. – 426 с.
4. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании [Текст] / Н.И. Гайворонская // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. – 213 с.
5. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 188 с.
6. Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Педагогика, 2017. – 214 с.
7. Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 2017. – 176 с.
8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Проспект, 2015. – 59 с.
9. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. - М.: Просвещение-АСТ, 2015. – 302 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar