Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Август » 11

Условия объективной оценки учебных достижений по физике

Сангалов Станислав Сергеевич, преподаватель
ГБПОУ «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина», г. Арзамас, Нижегородская область

Аннотация: в статье обсуждается проблема объективности оценки, в том числе и при дистанционном обучении; подробно рассматриваются возможные приемы и задания, повышающие объективность оценки, разбираются конкретные примеры упражнений по физике и методика работы с ними.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, оценка учебных достижений, объективность оценки, обучение физике.


На современном этапе развития среднего профессионального образования оценка выполняет не столько диагностическую, сколько организующую и мотивирующую функцию [1], учитывает не только оценку преподавателя, но и самооценку и взаимооценку.

Физика относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла и направлена на развитие общего кругозора учащихся, нацелена на формирование умения мыслить, аргументировать свою точку зрения, применять математические методы к практическим задачам.

В свете вышесказанного следует использовать не только традиционные оценочные средства по физике, такие как опрос, лабораторная работа, самостоятельная и контрольная работы, но и привлекать новые оценочные инструменты: тесты само- и взаимопроверки, электронные тесты с автоматизированной проверкой в LMS (Learning Management System) Moodle. Большое значение приобретают индивидуальные проекты. Традиционные самостоятельные и контрольные работы также можно модернизировать, чтобы свести к минимуму списывание.

Особенно остро проблема объективности оценки обозначилась в период дистанционного обучения, которое осуществлялось с использованием компьютера или телефона. Эти же технические устройства представляли учащимся возможность быстро найти и списать задачу, передать свое решение всей группе, скооперироваться в социальных сетях или месенждерах.

1. Одним из условий объективности оценки является большая вариативность заданий.
Например, рассмотрим задачу по теме «Законы постоянного тока».
Задача. Найдите силу тока в цепи, изображенной на рисунке 1, если известны сопротивления R1, R2, R3, а также ЭДС и внутренне сопротивление источника тока r.


Рис. 1 Электрическая цепь


Условие задачи содержит параметры R1, R2, R3, ЭДС и r, которые можно задать для каждого студента, используя генератор случайных чисел, например, с помощью функции СЛУЧМЕЖДУ(n1,n2) табличного процессора MS Excel. Диапазон (n1,n2), из которого выбираются значения величины можно для каждого параметра определить отдельно.

Таким образом, каждый учащийся получает свои числовые данные, даже если студент пересылает решение учебной группе – прямое списывание невозможно. Также MS Excel позволяет выполнить автоматизированную проверку; в соответствии с формулой берутся данные из конкретной строки, номер которой совпадает с вариантом студента или его порядковым номером в списке группы (рис. 2).


Рис. 2 Автоматизированная генерация вариантов задания и проверка в MS Excel


2. Второе условие – предоставление заданий аналитического и творческого характера. Например, можно предложить снять учебный фильм по некоторому экзаменационному вопросу, составить карту мысли в сервисе Mindmap или подобных, диаграмму причин-следствий Fishbone, концептуальную таблицу с помощью интерактивной доски Jamboard. Данная доска имеет встроенные графические шаблоны и предоставляет возможность совместной работы в режиме реального времени. Еще одним вариантом такого рода заданий является анализ современного научного состояния некоторой физической проблемы с помощью сервиса Облакослов по ключевым словам статей заданной тематики. Статьи можно брать из электронных библиотек GoogleАкадемия, КиберЛенинка, eLIBRARY.RU. Для аналитических заданий обязательным является формулировка собственного вывода.

3. Необъективность оценивания часто связывают с тем, что оценку всегда выставляет преподаватель, а он, как и всякий человек, субъективен. Еще одним из условий повышения объективности является вовлечение учащихся в процесс оценивания. Здесь могут помочь технологии ассистирования. Например, для тем предполагающих решение задач проводятся небольшие тестирования, по результатам которых выбираются наиболее успешные студенты – ассистенты. Далее каждому ассистенту выделяется группа из 2-4 учеников, с которой он работает на практическом занятии по освоению формул и методов решения задач данной темы. После этого занятия проводится повторное тестирование, содержащее подобные задачи. Тесты могут проверяться также ассистентами по разработанным преподавателем критериям. Ассистенты каждый раз определяются по результатам тестирования и могут меняться. Следовательно, любой студент может стать ассистентом.

4. Из рассмотренного примера можно вывести следующее условие объективности оценивания, также позволяющее вовлечь всех студентов в процесс оценивания – использование игровых технологий. Примером могут служить викторины, которые можно создать в Mentimetr, Kahoot, Quizizz или LearningApps. Такие викторины допускают проведение как непосредственно в аудитории, так и при дистанционном формате обучения. Результат игры появляется на экранах устройств пользователей сразу после ее завершения.

Таким образом, удалось выделить следующие условия объективности оценивания при обучении физике: большая вариативность проверочных заданий; аналитический или творческий характер заданий; вовлечение обучающихся в процесс оценивания; использование игровых технологий. Также при проведении любой проверки важно заранее обсудить критерии оценивания задания (эти критерии можно выработать совместно с обучающимися, либо разъяснить, сделать понятными для каждого студента утвержденные критерии) [2], время на его выполнение, требования к предъявлению ответа. Объективное оценивание может быть достигнуто, если всем участникам образовательного процесса и заинтересованным лицам будет понятна сама процедура оценивания и его точные критерии.

Список литературы
1. Шадриков, В.Д. Педагогическое оценивание: учебное пособие/ В.Д. Шадриков, И.А. Шадрикова. – М.: Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018 – 156 с.
2. Методические рекомендации по осуществлению контроля знаний обучающихся и их оцениванию по ФГОС в СПО. – URL: https://nouksu.ru/images/_rth/1-4/Metodicheskie-rekomendacii/Metodicheskie-rekomendacii-po-osushhestvleniju-kontrolja-znanij-obuchajushhihsja.pdf (дата обращения 2.08.2021)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar