Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Сентябрь » 2

Дистанционный формат обучения в СПО: Проблемы и пути их решения

Григорьян Эллада Абеловна, преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

Всеобщие карантинные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции привели к экстренному введению в 2019-м году всеобщего дистанционного обучения на всех уровнях российской образовательной системы. В начале нового 2020-2021-го учебного года дистанционная форма обучения прочно вошла в российскую систему образования как одна из основных форм обучения. В этих новых образовательных реалиях наиболее остро встала проблема качества предоставляемого образования, куда входит и информационно-коммуникативная компетентность педагогов, и налаживание активного онлайн-взаимодействия с обучающимися, и вопрос контроля знаний студентов. В связи с этим крайне актуальным представляется рассмотрение проблемы контроля знаний, в том числе умений и навыков студентов во время дистанционного обучения.

Что же представляет собой дистанционное обучение? Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно.

Одним из важнейших препятствий на пути к повышению качества дистанционного обучения является тот факт, что преподавателей СПО (как и других уровней образовательной системы) никто никогда не обучал работать в дистанционном формате. Сегодня многие преподаватели, включая работников администрации учебных заведений СПО, спешно проходят курсы повышения квалификации по ведению дистанционного обучения, онлайнкурсов и т.д. Однако, вряд ли стоит ожидать серьезных результатов в ближайшее время, так как педагогический состав СПО в основной своей массе пока приобретает базовые информационно-коммуникативные навыки и знания по работе в системе дистанционного образования.

Теперь рассмотрим основные недостатки и проблемы дистанционного обучения:
- нехватка практических занятий, очень важных для студентов СПО;
- отсутствие очного взаимодействия между преподавателем и студентами, поэтому исключаются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, а также нет эмоциональной окраски процесса образования;
- дистанционное обучение базируется на самодисциплине студента, что невозможно без самостоятельности и сознательности обучающихся;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации, к сожалению, есть студенты, желающие обучаться дистанционно, но не имеющие выхода в интернет;
- отсутствие мотивации заниматься у студентов - очень часто родители не могут следить за обучающимся во время дистанционного обучения, и он, понимая, что преподавателя рядом нет, или игнорирует занятия, или списывает всё, не думая, , поэтому преподавателям важно придумывать какие-либо системы стимулирования студентов при дистанционном обучении в профессиональном образовании.
- юношеский возраст студентов, т.к. в этом возрасте для обучающихся важно непосредственное общение, у них увеличивается сфера познавательных интересов, необходимость в новом опыте, за счет общения и взаимодействия с преподавателем. А при дистанционном обучении студент будет ощущать острую нехватку личного общения с преподавателем и недостаток практических занятий .
- контроль знаний, умений и навыков студентов
Гораздо сложнее обстоит ситуация с текущим контролем знаний студентов. Дистанционное обучение вносит свои коррективы в контрольно – оценочную деятельность. Главная проблема оценивания при такой форме обучения – необъективность. Студенты за период дистанционного обучения не столько успешно освоили навыки самостоятельной учебной работы и усвоение даваемой информации, сколько освоили и развили навыки
скачивания нужных ответов с Интернета, а также взаимопомощь в различных «Беседах
группы №...», обмениваясь уже готовыми ответами внутри учебной группы и даже между
учебными группами.

В результате преподаватель начинает получать текущие ответы студентов, практически идентичные друг другу. В подобной ситуации, с точки зрения докладчика, следует объявить студентом правило, запрещающее копировать чужие работы полностью или частично под угрозой снижения оценки или же не засчитывания ответа, и твердо придерживаться этой линии. Данная дисциплинарная мера, ввиду отсутствия компьютерных программ-помощников типа «Антиплагиат», является явно необходимой.

При этом преподавателю придется отслеживать, кто первый выслал тот ответ, который потом откопирует почти вся учебная группа, и возможно, оповещать обучающихся о причинах занижения оценки или же ее отсутствия.

Для решения выделенных проблем важно принять ряд действий:
- улучшить подготовку педагогов, которые вовлечены в инновационный процесс;
- вести подготовку специалистов, понимающих сущность и дидактические особенности дистанционного обучения, способных помочь студентам преодолевать психологический барьер, связанный с трудностями процесса сетевого обучения;
- расширять интерактивные возможности дистанционного обучения в СПО;
- мотивировать студентов к самостоятельной познавательной деятельности.

Основным преимуществом дистанционного образования является то, что оно позволяет создать для каждого студента свою индивидуальную траекторию образования, эффективно освоить ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои потребности в образовательных услугах в наиболее удобном и комфортном для студента режиме .

Таким образом, нельзя отрицать то, что дистанционное обучение очень удобно и полезно в наше время. Оно может стать хорошим дополнением к очному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Дистанционное обучение должно способствовать развитию студента и его стремлению приобретать знания. Ключевая задача как традиционного, так и дистанционного обучения в учреждении СПО одна и та же: научить будущего специалиста учиться, чтобы стать настоящим профессионалом.

Использованная литература:
1. Блинов В.И. Первые итоги применения цифровых электронных ресурсов, дистанционных образовательных технологий в период борьбы с пандемией коронавируса//http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/pov_kvalif_may_2020_blinov.pdf
2. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013 – С. 35-37.
3. Раззаков Ш.И., Нарзиев У.З., Рахимов Р.Б. Контроль знаний в системе дистанционного обучения//Молодой ученый. №7(66), май —2020
4. Шилова Л.И. Дистанционное обучение – проблемы Перспективы развития в системе Дополнительного образования [Электронный ресурс]. http://www.relarn.ru/conf/section4/4_29.html (дата обращения 21.05.2018)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar