- 08.09.2021
- 3315 Просмотров
- Обсудить
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж, преподаватель
Вопрос практикоориентированности профессионального образования актуален во все времена существования этого образования. Иначе просто не может быть, так как цель профессионального образования – подготовка такого специалиста, который после окончания образовательного учреждения готов к самостоятельной деятельности в условиях реального производства без дополнительных затрат работодателя на его обучение.
Именно такая цель ставится перед образовательными организациями Федеральными государственными стандартами.
Во-первых, содержание стандартов 4-го поколения учитывает профессиональные стандарты, что «приближает» образовательные организации к работодателям, четко определяя результат образования в соответствии с потребностями рынка труда. Это открывает возможности учреждениям профессионального образования использовать не только внутренние педагогические кадры, но и привлекать к обучению студентов высококвалифицированных специалистов предприятий. Реализация такого сотрудничества возможна, в том числе и при использовании элементов дуального обучения.
Во-вторых, ФГОС-4 предлагает иное соотношение в части практикоориентированности программ: 30% - теоретическая подготовка, 70% - практическая подготовка. Таким образом, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо актуализировать технологии практикоориентированного обучения, чтобы достичь результатов образования, которые определены стандартом.
В-третьих, снижена самостоятельная нагрузка студента, так как практикоориентированный характер профессионального образования с высокой долей программ практики невозможен без непосредственного участия педагога.
В-четвертых, увеличение объема вариативной части учебного плана ( не менее 30%) обеспечивает возможность формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателей. Кроме того, на проведение учебной и производственной практик определен объем не менее 25% от профессионального цикла. Это, в свою очередь, позволяет образовательным учреждениям установить тесное сотрудничество с предприятиями - социальными партнерами для подготовки выпускников не только для конкретного предприятия, но и для конкретного рабочего места. Такое сотрудничество возможно при возрождении института наставничества на предприятиях и в образовательных учреждениях: в недалеком прошлом именно наставники успешно реализовали принцип практикоориентированности профессионального образования.
Главная роль в области профессионального образования в рамках дуальной системы принадлежит предприятиям, которые заключают договор с каждым учеником отдельно, специально выделяют средства на подготовку инструкторов, наставников, которые обеспечивают образовательный процесс на предприятии, составляют индивидуальный план обучения каждого ученика на весь срок образовательной программы, предусматривающий практическое обучение на предприятии и теоретическое обучение в профессионально-техническом училище.
Общую ответственность за ученика несет предприятие, оно контролирует посещение учеником училища, успехи по программе, организует итоговую аттестацию (сертификацию квалификации) в торгово-промышленной палате.
Безусловно, в данном случае в выигрышном положении находятся образовательные учреждения, социальными партнерами которых являются крупные предприятия или консолидированные работодатели. Для них алгоритм реализации элементов дуального обучения таков:
- Заключение договора (соглашения) о дуальном обучении с предприятием – социальным партнером.
- Заключение ученического трехстороннего (студент - образовательная организация – предприятие) договора о дуальном обучении.
- Создание совместно с предприятием коллегиального органа, участвующего в решении возникающих вопросов (например, Совета по развитию профессионального образования).
- Совместная разработка учебного плана, в котором предусмотрено изучение теоретической части в образовательном учреждении, практической части и всех видов практики – на предприятии с использованием материально-технической базы социального партнера.
- Совместная разработка рабочих программ профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
- Привлечение к преподаванию профессиональных модулей действующих специалистов предприятия, что позволяет обеспечить качество подготовки специалистов и отрасли в целом.
- Назначение наставников из числа работников предприятия во время освоения практической части профессионального цикла. Обычно наставников назначают приказом по предприятию и определяют им дополнительные стимулирующие выплаты по итогам оценки качества подготовки студента на рабочем месте.
- Привлечение специалистов предприятия в качестве тренеров по подготовке студентов для участия в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства различного уровня и в качестве экспертов подобных конкурсов.
- Организация проведения практической части ГИА (или демонстрационного экзамена) на площадке предприятия - социального партнера.
При таком подходе в выигрыше остаются все:
- При дуальной целевой подготовке обучающийся приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.
- Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность "вмешаться" в процесс обучения, дополняя содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства. Партнерство с учебным заведением дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и в случае явного несоответствия заблаговременно отказать выпускнику в работе или же зачислить его на должность с меньшей заработной платой.
- Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины.
Сегодня образовательные учреждения пока еще не готовы переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя необходимы практико-ориентированные формы. Система образования построена следующим образом, что теория и практика обучения проходит с отрывом от производства.
Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста.
Решить проблему поможет реформа системы профессионального образования. В качестве примера рекомендована система дуального образования Германии, проверенная жизнью и практикой.
У немцев мы можем поучиться и традиционно уважительному отношению к труду, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками.
Россия взяла из германской модели «дуального образования» следующие принципиальные аспекты:
- совмещение теоретической и практической подготовки в современном профессиональном образовании, при котором практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте на предприятии, а теоретическая часть – на базе образовательной организации;
- совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.
В настоящее время в системе профессионального образования происходят изменения, направленные на создание среды, которая бы мотивировала и ориентировала обучающихся на успешную профессиональную деятельность, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем профессиональном пространстве, в мобильности квалифицированной рабочей специальности быстроменяющейся обстановке на рынке труда.
Главной задачей руководителя при внедрении в учебно-производственный процесс инноваций, является создание условий для самореализации и саморазвития каждого участника образовательного процесса, ситуаций успеха.
И, несомненно, наиболее важным условием продуктивной организации системы элементов дуального обучения является высокий уровень дуальной культуры прежде всего инженерно- педагогического состава учреждения образования.
Дуальная культура ИПР - сложное интегративное понятие, включающее общекультурную, компетентностную и личностную составляющие. Она формируется в коллективе, поэтому ее значимым внешним элементом является корпоративная культура организации, объединяющая ценности, нормы, традиции, стиль, социальный климат.
Важное место в этой модели занимает компетентностная составляющая в виде совокупности «дуальных» умений, навыков, способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе формирования проблемного видения, планирования, прогнозирования, организации развивающего образовательного взаимодействия с обучающимися. Модель дуальной культуры педагога включает также психологические качества, особенности личности педагога и мастера, необходимые для успешного овладения элементов дуальной деятельностью при решении профессиональных задач. Среди них следует выделить социально-коммуникативные навыки - искусство речи, управление своим поведением во время общения.
Личностные и профессиональные качества: активность, работоспособность, инициативность, ответственность, профессиональная компетентность.
Дуальные компетенции
1. Четкое представление о дуальном обучении как явлении (осознание ИПР понятий «дуальное обучение», «технология дуального обучения»
2. Способность реализовывать дуальное обучение:
- анализировать проблемы дуального обучения;
- формировать систему целей, задач дуального обучения;
- осуществлять интеграцию и планирование дуального обучения;
- прогнозировать ожидаемые результаты всех участников дуального обучения;
- выстраивать взаимоотношений педагога (наставника) и обучаемого в процессе деятельности дуального обучения;
- организовывать презентацию полученных ЗУН участников дуального обучения.
- дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально образования - разрыв между теорией и практикой.
Это действительно полезное и нужное дело - проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку обучаемых. Таким образом решается следующие проблемы:
- стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;
- предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:
- во-первых, участие работодателя в корректировке учебных программ и обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая компания;
- во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника».
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д.
Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон - предприятий, работников, государства:
- для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов;
- для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;
- в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
Для того чтобы инновации вошли в нашу жизнь необходимо:
- необходима работа в тесном контакте с предприятиями, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
- разработать совместно с работодателями рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;
- обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе.
- ввести обязательную (один раз в год) стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на рабочем месте;
- подготовка будущих педагогов профессионального образования к организации и методике преподавания дуального образования.
Невозможно представить себе скорейшее решение всех проблем создания системы элементов дуального обучения без планомерного и мощного формирования методической базы колледжа – активного, действенного стимула к дуальному обучению, сформированной дуальной культуры ИПР.
На сегодняшний день педагог получил возможность по-новому организовать учебную деятельность своих обучаемых, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но, тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания на практике, а также практических задач – суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на теоретических знаниях, на учебнике, на педагоге и мастере. Необходима многосторонняя познавательная деятельность (ОУ, обучающийся, предприятие), основанная на элементах дуального обучения. Которая позволит повысить образовательный уровень выпускников, решит вопрос их социализации.
Заключение
Известно, что включение дуального обучения в образовательный процесс сегодня сопряжено с рядом трудностей. Многие педагоги в целом относятся с осторожностью к введению инноваций. Здесь требуется и профессионализм педагога, и достаточный высокий уровень знания преподаваемого предмета, моральная готовность, временные затраты, поэтому администрация, выступая инициатором включения проектов в учебно-воспитательный процесс, призвана оказывать конкретную помощь учителю, использующему этот вид учебной деятельности. Прежде всего, требуется изменить позиции и взгляды участников педагогического процесса на образовательные цели и задачи в использовании метода проектной деятельности.
Основная цель дуального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации: это и разработанные методы и программы, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации дуального обучения, системность, отраженная в модели управления дуальной деятельностью.
Такой инновационный метод обучения, как дуальное обучение, достаточно мощно направляет свою деятельность в сторону расширения знаний по выбранной профессии, развивает профессиональные и соцально-направленные умения и навыки: коммуникативные, менеджерские.
Дуальное обучение может стать одной из образовательных форм, организующей учебно-производственную работу всего образовательного учреждения. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов - цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Элементы дуального обучения - это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован в обучении, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения и позволяющий оптимизировать образовательный процесс.
В заключение хотелось бы отметить, что использование инновационных технологий в обучении не только подогревает мотивацию обучаемых, не только делает теоретические занятия более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию ИПР приближая всех участников к производственной деятельности.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.