Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Ноябрь » 2

Развитие функциональной грамотности студентов СПО в процессе изучения дисциплины "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Особенности развития функциональной грамотности студентов СПО в процессе изучения дисциплин «Право», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Батищева Н.В.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский металлургический колледж»,

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования функциональной и правовой грамотности обучающихся на уроках дисциплин «Право», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Автором рассмотрены такие понятия, как функциональная и правовая грамотность. Приведены примеры различных методов и приемов работы на уроке с текстом учебника и нормативными документами. Предпринята попытка обосновать эффективность работы с учебным текстом, что позволило сделать вывод о необходимости повышения функциональной и правовой грамотности обучающихся для успешной социализации в современном мире.
Ключевые понятия. Функциональная грамотность; синквейн; инсерт; SWOT – анализ.

Целью профессионального образования на современном этапе является формирование грамотной и социально-адаптированной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому крайне актуальна в настоящее время проблема формирования функциональной грамотности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования.

Это обусловлено современными тенденциями модернизации образования, особенностями перехода к информационному обществу, необходимостью повышения профессиональной мобильности студентов-выпускников СПО в условиях рынка труда и занятости, развития высокотехнологичных производств.

Существует множество трактовок формулировки понятия «функциональная грамотность». Одно из наиболее современных определений функциональной грамотности сформулировано в словарно-справочном пособии «Формирование системы профессиональных квалификаций». «Функциональная грамотность — это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя обязанностей. Составными элементами функциональной грамотности являются правовая грамотность, компьютерная грамотность, готовность оформлять и представлять результаты работы на иностранном языке; работать в команде и разрешать конфликтные ситуации; готовность к управлению информацией и принятию решений, а также самообразованию, самообучению»

Целью формирования функциональной грамотности студентов в пределах профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования является повышение уровня образованности студентов в части социально-трудовой и профессиональной адаптации на рынке труда и занятости — повышение профессиональной мобильности и эффективности трудоустройства, в том числе по профессиям и специальностям высокотехнологичных производств. Функциональная грамотность студента СПО рассматривается как уровень образованности, достигнутый в процессе овладения общими и профессиональными компетенциями, зафиксированными ФГОС СПО, включая совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях, способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке труда, принимать осознанные решения в вопросах продолжения образования, самообразования, трудоустройства, успешно решать задачи профессионального и внепрофессионального характера в неоднозначных и нестандартных ситуациях.

Основы функциональной грамотности закладываются в общеобразовательной школе. Методологической основой формирования функциональной грамотности студентов СПО являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в основе которых заложен компетентностный принцип реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программ подготовки специалистов среднего звена, профессиональные стандарты по профессиям и специальностям, содержащие современные требования к разработке профессиональных образовательных программ [2.1].

Формирование функциональной грамотности студентов осуществляется при реализации следующих принципов:
- поэтапность и непрерывность;
- преемственность общего и среднего профессионального образования в контексте формирования личностных, метапредметных, предметных, общих и профессиональных компетенций;
- индивидуальный подход к формированию функциональной грамотности на диагностической основе с учетом психологических особенностей каждого студента;
- персонализация обучения, предполагающая учет образовательных предпочтений и личностной мотивации обучающихся в процессе освоения профессии/специальности;
- практико-ориентированная направленность всех составляющих образовательного процесса.

При освоении профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования одним из первых показателей, характеризующих функциональную грамотность студентов является общая грамотность — умение прочитать и грамотно пересказать заданный текст; без затруднений ответить на вопросы, составить автобиографию, написать заявление; умение выполнять простейшие математические операции, измерения, делать вычисления, не пользуясь калькулятором; умение искать информацию в сети Интернет, используя безопасные сайты; пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты [2.3].

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы формирование функциональной грамотности у студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, рассматриваются через призму Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Формирование социально-активных студентов – граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь среднего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

Гражданское воспитание студентов преследует вполне определенную цель – добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны – России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина.

Отношение к ценностям выступает основным механизмом развития культурных новообразований личности. В процессе образования ценности общественного сознания переживаются обучающимся эмоционально и превращаются в ценностные ориентации или ценности индивидуального сознания, личности, что является основой развития духовности. Эти ценности приобретают личностный смысл, становятся ценностными ориентирами учащихся и являются основным показателем развития их социальной зрелости [2.4].

В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:
- правовое информирование молодых людей;
- формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;
- развитие стереотипов правомерного поведения;
- освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе;
- формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.

В то же время наряду с решением задачи формирования законопослушного молодого человека следует учить студентов пользоваться своими правами, уметь их защищать.
В педагогической практике выделены основные способы постановки целей:
- постановка цели через учебную деятельность;
- определение целей через изучаемое содержание;
- определение целей через деятельность педагога;
- определение целей через развитие студента;
- определение целей через результаты, выраженные в наблюдаемых действиях.

При постановке целей преподаватель должен иметь представление об уровнях усвоения учебного материала [2.1].
Первая ступень усвоения – узнавание – рассматривается как запоминание и воспроизведение информации.

Вторая ступень – понимание – рассматривается как знание, которое позволяет вступить в коммуникацию и пользоваться имеющейся информацией.

Третья ступень – применение – рассматривается как умение применять информацию (правила, методы, общие понятия) в новой ситуации без подсказки.

Четвертая ступень – анализ – рассматривается как знание, позволяющее делить информацию на части и устанавливать взаимозависимость между ними. Анализ включает умение определить элементы, составляющие данное содержание, выяснить зависимость между отдельными частями и элементами.

Пятая ступень – синтез – рассматривается как знание, позволяющее реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец. Синтез предполагает творческую переработку информации, в результате чего вырабатывается общий план действия, создается новое целое, разрабатывается информация, объясняющая явление или событие.

Шестая, наивысшая ступень усвоения – оценка – позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.

Основными средствами и приемами в работе являются:
- широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий;
- работа в творческих группах;
- приемы самообразования;
- создание ситуации успеха.
- Познавая реальную действительность, обучающийся выполняет следующие виды деятельности:
- познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём;
- создание студентом личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения;
- самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При выполнении этих видов деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
- когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;
- креативные (творческие) качества – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.;
- методологические (оргдеятельностные) качества – способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества и др.

Правовая грамотность – это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности.

Уметь читать документы, анализировать их, вести беседу и записывать полученную информацию, вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.

Анализируя самостоятельную работу обучающихся с документами на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:
- обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста и нормативного документа, проанализировать и обобщить полученные сведения;
- не умеют использовать приобретенные знания на практике;
- многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;
- ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый обучающийся обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимость в формировании функциональной и правовой грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом.

При изучении материала по дисциплинам «Право», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.

В процессе обучения, каждый обучающийся должен научиться:
- самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- работать с различной информацией, анализировать и обобщать ее;
- осуществлять поиск информации из различных источников;
- аргументировать и критически мыслить;
-искать рациональные пути решения поставленных задач.

Процесс развития функциональной и правовой грамотности на уроках по дисциплинам «Право», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту; тезисного плана; логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:
1. Прием «Корзина» идей, понятий, имен» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
2. Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного - двух слов, который отражает суть понятия).
3. Прием «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу, часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.
4. Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (-) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
5. Прием Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
6. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.
7. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.
8. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
9. SWOT – анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы).
10. Прием «Толстые и тонкие вопросы» (тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия?).
11. Прием «Оценка текста» (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).

Пример приема на уроке по дисциплине «Право» по теме «Государство»:

Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную и правовую грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию обучающихся.

При формировании функциональной и правовой грамотности преподаватель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.
Студент, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

Список использованных источников
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. № 1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 2018–2025 гг.».
1.3. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095
2. Научная и учебно-методическая литература
2.1. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч.конф. (Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. С. 6-9.
2.2. Формирование системы профессиональных квалификаций. Словарно- справочное пособие. — М.: Перо, 2016. – 48 с.
2.4. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. — Омск: СибАДИ, 2012. – 196 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar