Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Декабрь » 3

Обобщение педагогического опыта по использованию современных педагогических технологий на занятиях по дисциплине "Экономика"

Дорошенко Ирина Леонидовна
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-экономический колледж»

Аннотация: В связи с внедрением ФГОС СПО-3 изменились требования к целям и задачам образования, технологиям проведения урока, его организационной и практической направленности, поэтому у преподавателя возникает необходимость применения новых педагогических технологий в образовательном процессе. Автор делится собственным опытом об использовании и результатах применения современных педагогических технологий.

Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. В настоящее время особенно важно развивать у студента познавательную деятельность, формировать интерес к процессу познания, способности найти необходимый материал, усвоить и применить найденную информацию.

Конечный продукт обучения в колледже – это выпускник с «сформированными профессиональными и социально-компетентными способностями к творчеству самоопределению в условиях постоянно меняющегося мира, который обладает развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию».

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности.

Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формами, методами и средствами самостоятельно добывать знания.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов изменились требования к целям и задачам образования, технологиям проведения урока, его организационной и практической направленности, поэтому возникает необходимость применения новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Главной и острой проблемой на сегодняшнем этапе является проблема мотивации обучающихся к изучению дисциплины, в частности, к изучению курса экономика. Приходится искать способы, чтобы пробудить интерес студентов, развивать творческие способности будущих специалистов среднего звена.

Повысить качество образования, используя только традиционные уроки сегодня нельзя. Для решения этой проблемы обращаюсь к современным образовательным технологиям организации обучения на уроке и применяю их на уроках. Это дает возможность не только, чтобы процесс обучения был творческим, интересным, увлекательным, но и открывает большие возможности для развития самостоятельной деятельности, развития познавательных и творческих способностей.

Использование современных образовательных технологий дают возможность эффективно использовать учебное время, повысить познавательную активность обучающихся и как результат – добиться высоких результатов обученности.

На своих уроках я часто применяю информационные технологии. Цель их использования вижу: в развитии личности обучаемого и подготовке к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, реализации социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества и мотивации учебно-воспитательного процесса. Основные формы информационно-коммуникационных технологий на уроках экономики: использование готовых продуктов; использование мультимедийных презентаций по темам; использование ресурсов сети Интернет. Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать процесс обучения более ярким, интересным наглядным. Данная технология способствует компьютерной грамотности обучающегося в профессиональном направлении, позволяет получить целостную картину изучаемого материала, совершенствовать контроль и самоконтроль.

Обучение студентов в условиях образовательной информационной среды способствует формированию таких компетенций, как умение работать в группе и находить информацию в разных источниках; умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; развитие коммуникативной компетенции и осознания полезности получаемых знаний и умений и добиваться хороших результатов по формированию универсальных учебных действий.

Это также позволяет учитывать требования работодателей, так как происходит активизация процесса социализации выпускника, самоутверждения личности как профессионала, развитие экономического мышления, умение пользоваться информационными ресурсами по данной специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

На своих уроках я часто применяю элементы технологии проблемного обучения, так как считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках стимулирует обучающихся к получению новой информации, развитию речи (обучающиеся высказывают свое мнение в решении поставленной проблемы, вносят свои предложения), что приводит и к развитию творческих способностей, умению работать в коллективе, а также к более качественному усвоению темы занятия.

Элементы данной технологии применяю, например, при изучении тем: Семейный бюджет, Составление личного финансового плана. Для создания проблемной ситуации на уроке, применяю графики, схемы, статистический материал, слайды требующие самостоятельных путей поиска, позволяющих обучающимся думать, сравнивать свое решение с эталоном, наблюдать и самостоятельно делать выводы.

Тестовые технологии широко использую на всех этапах урока: контроль знаний (при фронтальном опросе), проверка практических навыков, закрепление материала. Использование тестовых заданий позволяет обеспечить субъективный фактор проверки знаний, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающемуся с учетом их уровня познавательных способностей. Дает студенту возможность поверить в «успешность» своего обучения.
Игровые технологии призваны помочь в достижении цели – развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся. Игровые формы проведения уроков это возможность социализации обучающегося, так как он получает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра для обучающихся важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. Игровые технологии провожу при проведении повторительно-обобщающих уроков по темам: Экономические системы, Трудовые ресурсы.

Активно использую коллективную учебную деятельность, использую фронтальную работу в группе, групповую работу, межгрупповую работу (для достижения общей цели каждая группа должна выполнить свое задание). Эти формы позволяют не только повысить качество успеваемости, но и реализовать основные условия коллективности, целесообразное распределение обязанностей, зависимость друг от друга, осознание общей цели и контроль за результатом работы. Данный вид деятельности использую при изучении темы: Собственность и конкуренция, Потребности человека и ограниченность ресурсов.

И в завершении хочется отметить, что наличие большого количества современных педагогических технологий позволяет преподавателю варьировать в их использовании с учетом собственного педагогического опыта, технологических возможностей образовательного учреждения, активности обучающихся. Выбор каждой технологии обусловлен многими факторами и очень субъективен.

Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 508
2. Левитес Д.Г. практика обучения. Современные образовательные технологии-Мурманск. 2018
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования-М.: «Академии», 2010
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования – М.: Мастерство, 2011
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar