- 13.12.2021
- 3237 Просмотров
- Обсудить
Манакова Елена Ивановна
ОГАПОУ СИТТ
Самостоятельность является профессионально значимым качеством личности и проявляется в способности и потребности принимать и осуществлять решения на основе социально полезных убеждений. В процессе профессиональной подготовки данное качество формируется при следующих условиях: направленность содержания и способов решения учебных задач, принятия самостоятельных решений, активное участие обучающегося в коллективной оценке и самооценке процесса деятельности.
В настоящее время изменение системы образования воспитывает в обучающихся потребность к самообразованию, к творческой деятельности. Творческая деятельность развивается на различных этапах самостоятельной деятельности: рецептивном, репродуктивном и творческом.
Целью среднего профессионального образования является формирование у обучающегося познавательных потребностей в самообучении и самообразовании.
Обучающийся, привыкший к самообучению, сам ставит перед собой цель и стремится к ее достижению, приобретая теоретические знания, овладевая навыками и приемами профессиональной деятельности, развивая необходимые профессиональные и личностные качества, умения и способности.
Классические тексты, составляющие основу программы по литературе, нередко сложны для понимания: они не рассчитаны на «детское» восприятие, в них решаются сложные психологические и социальные проблемы, их проблематика далека от жизненных проблем подростков. Как показывают исследования, программы по литературе приходят во все большее противоречие с реальными ориентациями и кругом чтения подростков и молодежи. Таким образом, возникают ножницы между задачами словесника и психологической обеспеченностью решения этих задач. Следует полагать, что организация самостоятельной работы позволит преодолеть это противоречие.
Самостоятельная работа студентов, в том числе и творческого характера, - особо важный компонент современного урока литературы. В процессе самостоятельной работы обучающиеся или закрепляют уже имеющиеся знания, применяют их на практике, или приобретают новые знания и умения, осмысливают их. В том и другом случаях необходима активизация памяти, мышления, внимания, воссоздающего и творческого воображения.
Организация самостоятельной работы должна соответствовать следующим требованиям:
• задание, выполняемое на любом уровне самостоятельности, имеет конкретную цель, обучающийся знает приёмы и порядок решения задачи;
• задание соответствует познавательным возможностям обучающегося, опирается на его знания и умения;
• виды работ разнообразны, в познавательном плане интересны для обучающихся, вызывают желание выполнять их до конца, формируют привычку к труду, к добыванию знаний.
По форме организации самостоятельные задания делятся на индивидуальные, фронтальные и групповые. Объём самостоятельной работы не может быть слишком большим, ибо она является лишь одной из его учебных ситуаций (этапов).
Выделяют следующие уровни самостоятельной учебно-познавательной деятельности:
1. Копирующие действия по заданному образцу. Это ещё не самостоятельная работа, а только подготовка к ней.
2. Воспроизведение изученного, прочитанного, прослушанного. На этом уровне уже проявляются признаки самостоятельной деятельности: выбор материала для воспроизведения, его обобщение, перенос методов, приемов на решение более сложных задач (например, от пересказа текста учебника – к воспроизведению положений литературно-критической статьи). К воспроизводящим заданиям относятся: чтение статьи учебника, литературно-критического произведения, работа со словарно-справочной литературой, конспектирование, составление планов, тезисов, подбор цитат на определённую тему и пр. Вся эта работа осуществляется под руководством преподавателя, с демонстрацией обучающимся способов деятельности. При этом материал по содержанию должен быть посильным. Так, критическую статью Добролюбова «Луч света в темном царстве» по пьесе А.Н.Островского «Гроза», полностью изучить не удаётся. Показываю образец свободного или текстуального конспектирования, затем обучающиеся самостоятельно проделывают подобную работу (2-3 абзаца), фронтально проверяю её качество, корректирую, предлагаю остальную часть задания завершить дома.
3. Следующий тип самостоятельных заданий и упражнений – реконструктивный (или вариативный) предполагает применение обучающимися знаний и умений в знакомых условиях. Например, перенос умений выразительного чтения стихотворений Пушкина на исполнение лирики Лермонтова или работа над сравнением в поэзии Некрасова и Кольцова. Или: получив знания о функции художественной детали в произведениях Чехова, обучающиеся анализируют пьесу «Вишневый сад», находят в нём соответствующие факты и определяют их значение в обрисовке героев, а также в содержании всего произведения, начиная с заглавия.
4. Самостоятельное выполнение заданий в новых ситуациях. Например,
самостоятельная подготовка выразительного чтения лирических произведений Маяковского потребует от обучающихся иных подходов по сравнению с работой в этом аспекте над лирикой Пушкина и Лермонтова. Или анализ конфликта в пьесах Островского, а затем – Чехова.
Эвристические задания побуждают к поиску ответа на вопросы, к решению проблемных ситуаций, к сопоставлению различных литературных явлений. В данном случае приходится работать в нестандартных ситуациях. К этому типу заданий относятся:
• анализ небольших по объёму произведений или фрагментов из них;
• сравнение окончательного и чернового вариантов текста;
• сопоставление произведений литературы и других видов искусства;
• сочинения на темы эвристического характера;
• лингвистический эксперимент. (Слайд)
Задания исследовательского характера закрепляют умения самостоятельно трудиться, дают возможность формировать творческую личность. Обучающимся предлагаются творческие и художественные пересказы, подготовка выразительного чтения произведений разного рода и жанра, составление речевой партитуры, написание сочинений по личным впечатлениям в разных жанрах (рассказ, эссе, стихотворение, сказка, репортаж и др.); пересоздание литературного произведения в другие виды искусства (словесное рисование, инсценирование, иллюстрирование, составление кадроплана, киносценария и пр.). Эти виды заданий вызывают неизменный интерес в чтении художественной литературы, усиливая внимание к слову, автору произведения.
Эффективна на уроках литературы работа со всякого рода таблицами. Это могут быть:
• сравнительные, сопоставительные таблицы. Например, «Базаров и П.П.Кирсанов. Сравните героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»», «Характеристика героев романа И.А. Гончарова Обломова и Штольца» и др.;
• «слепые таблицы», в которых обучающиеся, изучая биографию писателей, восстанавливают даты (например, «Биография А.П.Чехова», «Жизнь и творчество С.А.Есенина») или, наоборот, события из жизни писателя, например, Л.Н.Толстого, А.И.Солженицына (эта деятельность осуществляется при самостоятельной работе с учебной литературой или презентацией);
• сводные обзорные таблицы, которые обучающиеся заполняют, работая над темой в течение нескольких уроков. Например, «Литература 2 половины ХХ века», «Серебряный век русской поэзии» или «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»».
Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа с обучающимися, несомненно, является важным средством формирования профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС.
Литература
1. 1.Барабанщиков А.В., .Корочкин Б.П. Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы// Организация и методика самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведённой 16-17 мая 1998г. В г. Новосибирске. – М.: 1998.
2. Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2013.
3. Долгоруков А.М. Методы эффективного самообразования или как правильно учиться// Проект «Профессиональное образование ХХ1 века».- М.: Центр интенсивных технологий, 2000.
4. .Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента// Высшее образование в России №1, 2012.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.