Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Декабрь » 17

Интерактивный метод обучения в преподавании общепрофессиональных дисциплин

Ивенкова Надежда Михайловна, преподаватель
СОГБПОУ « Козловский многопрофильный аграрный колледж», город Ельня, Смоленская область

Аннотация: в данной статье рассматривается групповой метод обучения, который можно применить при проведении общепрофессиональных дисциплин.
Ключевые слова: методы личностно ориентированные, методы развивающего обучения, групповые методы, групповая форма работы.


В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Именно в этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления системы среднего профессионального образования, что находит свое отражение в ФГОС.

В сложившейся ситуации перед нами преподавателями стоит очень непростая задача – подготовить выпускников, отвечающих требованиям современного общества. Для реализации данной задачи в своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами обучения я применяю и интерактивные методы, такие как, групповой метод обучения, деловые игры, метод проектов, исследовательский метод, демонстрация и обсуждение учебных фильмов, кейс-метод.

Чаще всего в преподавании общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей на практических занятиях я использую групповой метод обучения.

Групповое обучение - это организационная форма, когда с учетом дружеских связей и возможностей обучающихся образуются группы (по 3-5 человек), которые совместно выполняют определенное учебное задание и объединены общей целью, для достижения которой необходимы усилия каждого студента.

При групповом обучении обучающиеся являются не пассивными участниками образовательного процесса, а активно самостоятельно учатся, анализируют, сопоставляют, синтезируют, оценивают информацию, делают необходимые выводы, всё это активизирует познавательную деятельность обучающихся и способствует более прочному и глубокому
усвоению нового материала и закреплению ранее изученного.

Доказано, что люди запоминают информацию лучше всего тогда, когда они активно участвуют в процессе обучения. В основе же группового обучения все участники микро группы как раз находятся в режиме непрерывного диалога, постоянного взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Работу в малых группах я применяю на разных этапах практических занятий. С помощью группового обучения я организовываю активную самостоятельную работу обучающихся на практических занятиях при начислении различных видов налогов или осуществления удержаний из заработной платы.

Кроме этого, данный метод обучения позволяет мне быстро проконтролировать знания и умения обучающихся на этапе закрепления и повторения изученного материала. Обычно групповой метод обучения я использую при решении проблемно – ситуационных задач и конкретных учебных ситуаций.

Данные задания способствуют формированию специализированного мышления обучающихся, поощряют творческий спор, значительно стимулируют обучающихся и дают им чувство удовлетворенности от своей работы.
Организуя работу в микро группах, я стараюсь найти в учебном материале только те темы учебных занятий, которые наиболее эффективны для группового изучения.

При групповом обучении меняется и моя функция, как преподавателя. Я организую работу обучающихся, поддерживаю дисциплину, веду учет работы каждого члена подгруппы, помогаю по мере необходимости. Таким образом, я являюсь соучастником коллективной деятельности, наблюдая, консультируя, направляя обучающихся на достижение основных целей учебного занятия, а не просто передаю знания в готовом виде.

Этапами работы при групповом методе обучения являются:
- инструктаж;
- самостоятельная работа обучающихся с обсуждением результатов внутри каждой группы;
- систематизация и коррекция знаний;
- рефлексия;
- обобщение и оценка знаний обучающихся.

Привожу пример конкретной ситуации – в организации проведена инвентаризация
материальных ценностей, при которой выявлена недостача и излишки некоторых видов
материалов. Данное задание обучающиеся выполняют по теме «Инвентаризация МПЗ.
1. Необходимо выявить причины расхождений по данным материальным ценностям
2. Составить акт результатов инвентаризации. Обосновать принятое решение.
3. Составить хозяйственные операции по результатам инвентаризации. Обосновать ответ.
4. Перечислить причины отнесения сумм недостач на расходы предприятия и на виновное
лицо.
5. Обсудить в каком размере будут произведены удержания из заработной платы материально-ответственного лица. Так как из зарплаты удерживается НДФЛ-13% и алименты 33%. Обосновать ответ.

Анализ конкретной учебной ситуации (кейса) проводят все обучающиеся в своих микро группах, причем каждая подгруппа ответственна еще и за конкретное задание под определенным номером. Кроме использования группового обучения в этом случае и само задание является интерактивным, т.к. позволяет обучающимся применить свои теоретические знания при решении практической задачи, активизирует обучающихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя их один на один с реальной ситуацией.

Групповая форма работы имеет в себе и ряд трудностей: необходима более тщательная, продуманная подготовка учебного материала, возможны трудности в комплектовании групп и организации работы в них, включение сразу всех обучающихся в работу ведет к рабочему шуму на занятии.

Но, несмотря на отмеченные трудности, работа показывает, что применение группового метода обучения при изучении общепрофессиональных дисциплин эффективно и даёт свои результаты, обучающиеся имеют хорошие показатели успеваемости, неуспевающих обучающихся практически не бывает.

Таким образом, групповое обучение, которое относится к интерактивным методам, позволяет подготовить специалиста, отвечающего требованиям современного общества, который будет обладать набором профессиональных и общих компетенций, необходимых для выполнения основных видов своей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день существует несколько методов интерактивного обучения. Нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Выбор каждого на мой взгляд, зависит от многих факторов: темы урока, подготовленности обучающихся и т.д.

Список используемой литературы:
1.Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 219 c.
2.Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Высшее образование). —
3. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учебно – методическое пособие / С.
С. Кашлев. Издательство ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar