Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Январь » 3

Вводный инструктаж как основная часть урока производственного обучения

Багауетдинова Анися Анваровна, мастер производственного обучения
ГАПОУ ИО «Усольский индустриальный техникум», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область

Аннотация: В данной работе рассматривается эффективность методов и средств в проведении вводного инструктажа. Целью данной работы является поиск наиболее эффективных методов и средств проведения вводного инструктажа в процессе производственного обучения. Гипотеза исследования заключается в утверждении о том, что методически грамотная подготовка и проведение вводного инструктажа уроков производственного обучения является важнейшим фактором эффективности и качества всего учебного процесса.
Ключевые слова: вводный инструктаж, производственное обучение, профессия швея, учебный процесс.

ВВЕДЕНИЕ
Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством обучающиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных училищах.

В данной работе рассматривается эффективность методов и средств в проведении вводного инструктажа. Проводя вводный инструктаж, мастер должен стремиться создавать проблемные ситуации, побуждающие обучающихся к творческому мышлению и активным практическим действиям.

Одна из задач вводного инструктажа проверка того, достаточны ли знания обучающихся для выполнения практических упражнений. Если обнаруживается недостаточно этих знаний, то в ходе инструктажа пробел ликвидируется.

Вводный инструктаж, даже проведенный наилучшим образом, еще не гарантирует правильного выполнения обучающимися трудового задания, одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работе. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

Целью данной работы является поиск наиболее эффективных методов и средств проведения вводного инструктажа в процессе производственного обучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Поиск эффективных методов в проведении вводного инструктажа;
- Организация и проведение вводного инструктажа;
- Выработка рекомендаций по эффективному проведению вводного инструктажа.

Объект – вводный инструктаж урока производственного обучения
Гипотеза исследования заключается в утверждении о том, что методически грамотная подготовка и проведение вводного инструктажа уроков производственного обучения является важнейшим фактором эффективности и качества всего учебного процесса.

Вводный инструктаж - основная часть урока производственного обучения
Важным моментом в организации учебного занятия по производственному обучению является вводный инструктаж.
Он проводится, как правило, в начале урока.

При проведении вводного инструктажа необходимо руководствоваться следующей типовой его структурой:
— сообщение темы и цели урока;
— проверка знаний учащихся по материалу, изученному на уроках теории, а также на предыдущих уроках производственного обучения, с материалом данного урока;
— объяснение характера и назначения предстоящей на уроке работы, порядка выполнения упражнений или самостоятельной работы обучающихся;
— разбор чертежей и схем, технических требований, предстоящих учебно-производственных работ;
— ознакомление обучающихся с материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, которые будут применяться на уроке;
— объяснение и показ наиболее рациональных приемов, способов и последовательности выполнения задания, способов контроля качества работы;
— рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения;
— объяснение и показ способов рациональной организации рабочих мест при выполнении задания;
— рассмотрение правил охраны труда;
— закрепление и проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктажа, дополнительные повторные пояснения и показ приемов и способов работ;
— выдача заданий, распределение обучающихся по рабочим местам.
_Сообщить обучающимся критерии оценок, норму времени, выработки.

Тему урока мастер обычно объявляет устно и записывает на доске. Очень важно правильно раскрыть обучающимся цель урока, т.е. дать им целевую установку на урок. Сообщить обучающимся, что они должны сделать, разъяснить, чему должны научиться, а также воспитательную и развивающую цель урока.
Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом обучающихся — основа для сознательного выполнения обучающимися упражнений и самостоятельной работы.

Цель опроса обучающихся — обеспечить применение знания на практике и увязать теорию с практикой. При формулировке вопроса следует иметь в виду, что наиболее целесообразно ставить такие вопросы, для ответа на которые необходимо не только припоминание, но и активное мышление учащихся. Такие «продуктивные» вопросы обычно начинаются словами «почему», «объясните», «сравните», «сделайте заключение», «обоснуйте» и т.д.

Основу вводного инструктажа составляют объяснение и показ приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий при изучении операций и разбор технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы. Главная задача мастера — заложить в сознании обучающихся прочную основу для успешного выполнения предстоящих упражнений и самостоятельной работы. Мастер всегда должен иметь в виду, что все изучаемые приемы, операции, способы работы, правила организации труда для обучающихся — новое незнакомое трудное дело. Готовясь к показу трудовых приемов и способов, важно правильно отобрать, что демонстрировать обучающимся. Показывать следует только те приемы и способы работы, которые для обучающихся на данном уроке являются новыми. Ранее изученные приемы и способы, которые будут применяться в процессе упражнений, показывать нет необходимости, нужно только убедиться, что обучающиеся умеют их выполнять.

Значительно облегчается показ и его усвоение обучающимися, если у мастера на рабочем месте имеется инструкционная карта.

Важный структурный элемент вводного инструктажа — закрепление и проверка усвоения обучающимися учебного материала — осуществляется обычно в форме опроса учащихся. Однако это уже не тот опрос, который проводился в начале инструктажа, — сугубо прикладной практический характер.

И, только убедившись, что большинство обучающихся смогут достаточно успешно начать работу, можно давать разрешение приступать к работе на рабочих местах. Если нет такой уверенности, мастер обязан еще раз объяснить и показать, пока цель вводного инструктажа не будет достигнута. Вводный инструктаж - это часть урока производственного обучения, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой учащихся. Для него характерны - неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, - обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость.

Цель вводного инструктажа урока производственного обучения заключается в объяснение и показе эффективных приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий при изучении операций и разбор технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах:
а) временное (занятие продолжается 6 часов);
б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе
производительного труда обучающихся, в процессе создания материальных
ценностей);
в) в методическом, преобладающую часть времени на занятии
обучающиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии
специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельности
учащихся.
г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу
каждого обучающегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности
одних и создающие перспективу другим). Формирование прочных и
глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии
систематической индивидуальной работы, как с сильными, так и со слабыми
обучающимися.

Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы:
Уроки по освоению трудовых приемов и операций, цель которых дать обучающемуся технологические знания, сформировать первоначальные умения изучаемых приемов и операций;
Уроки по освоению сочетаний операций и технологических процессов, цель которых - ознакомить учащихся с организацией труда и планированием технологического процесса. При этом совершенствуется и закрепляется умения применять различные сочетания приемов и операций при выполнении производственных работ, а также освоение навыков.

Контрольно-проверочные уроки, их цель - определить степень подготовки учащихся за определенный период обучения, выявить степень осознанности, прочности и глубины сформированных умений и навыков, устранить обнаруженные проблемы.

Педагогическая целенаправленность уроков предполагает перспективную последовательность воспитания и, готовность к труду. Готовясь к конкретному уроку, мастер производственного обучения определяет дидактические и воспитательные задачи, вытекающие из поставленной цели, уровня подготовки учащихся и особенностей учебной группы, конкретных условий трудовой деятельности. Учитывается также и перспектива обучения. От отдельно взятого урока невозможно решить весь комплекс педагогических задач обучения. Но важно, чтобы на каждом уроке решалась определенная часть этого комплекса. Научно обоснованная организация обучения в учебных мастерских обеспечивает прочное усвоение материала. Умение творчески применять его на практике, способствует воспитанию сознательной дисциплины и любви к своей профессии.

На занятиях в учебных мастерских изучение операционных тем чередуется с выполнением комплексных работ. В начальной стадии осваивается отдельные движения и приемы, а затем действия и операции в целом. Постепенное освоение обучающимися отдельных операций в соответствии с дидактическим принципом обучения от простого к сложному, обеспечивает качество и эффективность трудовой и профессиональной подготовки. На изучение каждой операционной темы в учебной программе отводится время, необходимое для освоения данной операции, а также для формирования первоначальных знаний и навыков и умений ее выполнения. При этом процесс формирования как показывает практика, требует положительных упражнений. Монотонные упражнения снижают интерес учащихся и вызывают быструю утомляемость. Подбор разнообразных упражнений, создание комплекса упражнений, а также планирование и выполнение упражнений - с перерывами и в определенном порядке способствует снижению утомляемости и активизирует интерес учащихся.

После усвоения основных приемов обучающиеся переходят к выполнению комплексных работ по изучаемой профессии. При их выполнении закрепляется и совершенствуется усвоенные знания, приобретается широкий диапазон профессиональных умений и навыков. Обучающиеся постепенно овладевают количественными и качественными показателями труда.

Мастер производственного обучения учитывает, что овладение всеми операциями в отдельности при обучении в учебных мастерских еще не гарантирует качественного изготовления того или иного изделия. Выполняя задания на различных стадиях обучения, учащиеся закрепляют ранее освоенные приемы и способы выполнения операций, совершенствуют точные скоростные навыки. При этом они осваивают выполнение неизвестных разновидностей изученных операций, их сочетания, а также изучают технологический процесс в целом и его составные части. Одновременно с выполнением работ обучающиеся обучаются планированию технологического процесса, знакомятся с инструкцией и принципами действия типовых объектов труда.

Обучение в учебных мастерских предполагает последовательность восприятия обучающимися учебного материала, переработку, обобщение и автозапоминание; формирование трудовых и профессиональных умений и навыков в практической деятельности и оценку результатов труда.

Таким образом, рабочий план мастера может быть разным как по форме, так и по содержанию. В любом случае следует помнить, что непременное условие высокого уровня учебной работы мастера производственного обучения- качественная подготовка плана проведения занятия.

От правильной организации вводного инструктажа и его проведении во многом зависит подготовка выпускника, обладающего следующими качествами:
-профессиональная компетентность;
высокое профессиональное мастерство;
- способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность;
- умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный эффект, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

Методы проведения вводного инструктажа
В связи с этим возникает необходимость применения таких методов и методических приемов, которые позволили бы интенсифицировать учебный процесс (без чего обучающиеся не смогут справиться с усложнившимся содержанием обучения), целенаправленно формировать профессиональную компетентность.
Выбор методов производственного обучения зависит от разных условий. Он обусловлен задачами обучения и воспитания, содержанием учебного материала, который усвоен учащимися, их возрастными и индивидуальными особенностями, материально-технической базой и т.д. В производственном обучении следует использовать многообразные методы, но с учетом их целенаправленности. Ни один метод не может быть признан основным и универсальным. Вместе с тем недопустимо применение на практике методов, не получивших достаточной проверки.

При выборе методов производственного обучения целесообразно учитывать следующие положения.
1. Методы производственного обучения должны способствовать овладению будущими рабочими высоким профессиональным мастерством, навыками и культурой высокопроизводительного труда, воспитанию у них ответственного отношения к результатам своей деятельности.
2. Учебный процесс следует строить на основе осмысленного труда учащихся, их активного и сознательного овладения профессией.
3. Методы производственного обучения призваны развивать активность учащихся, их познавательные и творческие способности, критическое отношение к существующим технологиям, стремление к поиску наиболее эффективных способов и приемов работы.
4. Методы производственного обучения должны быть настолько разнообразны, чтобы, сочетая их, можно было учить планировать технологический процесс, контролировать свою работу и ее результативность.
5. Важно, чтобы методы производственного обучения соответствовали рационально выбранной системе и обеспечивали наиболее успешное освоение учащимися отдельных приемов и операций, а также их сочетаний в комплексных работах.
6. Методы должны способствовать развитию у обучающихся навыков и умений самостоятельного и высокопроизводительного выполнения всех работ, типичных для данной профессии.
7. Методы должны осуществлять постоянную органическую связь производственного обучения с изучением научных основ производства, способствовать реализации в учебном процессе общих принципов профессионального обучения и современных приоритетов.

Основной принцип, которым должен руководствоваться педагог профессионального обучения при отборе применяемых методов, соответствие подготовки специалистов требованиям Государственного образовательного стандарта на профессию. В связи с этим возникает необходимость применения таких методов и методических приемов, которые позволили бы интенсифицировать учебный процесс (без чего учащиеся не смогут справиться с усложнившимся содержанием обучения), целенаправленно формировать профессиональную компетентность.

Выбор методов производственного обучения зависит от разных условий. Он обусловлен задачами обучения и воспитания, содержанием учебного материала, который усвоен учащимися, их возрастными и индивидуальными особенностями, материально-технической базой и т.д. В производственном обучении следует использовать многообразные методы, но с учетом их целенаправленности. Ни один метод не может быть признан основным и универсальным. Вместе с тем недопустимо применение на практике методов, не получивших достаточной проверки.
Вводный инструктаж — это стартовый элемент урока. От правильного подхода к решению поставленных задач зависит не только успех, но и обучение и воспитание на данном этапе.

От организационного начала урока производственного обучения зависит весь дальнейший процесс. Хорошо зарекомендовала себя такая форма: староста (бригадир) докладывает мастеру о присутствующих, сообщает фамилии дежурных на день. Приняв рапорт, мастер начинает урок.

Готовясь к уроку, мастер должен продумать, о чем спросить у обучающихся и что им рассказать.
Для молодых и начинающих мастеров рекомендуется вместе с планом урока составлять конспект вводного инструктажа. В конспекте излагаются основная сущность учебного материала, прилагаются табличные данные, схемы, эскизы, расчеты, инструкционная карта. Конспект — сборник дидактических, методических и технических материалов, представляет большую ценность при подготовке к урокам.

На вводном инструктаже мастер подготавливает обучающихся к освоению очередной трудовой операции, трудового приема или выполнению комплексной работы.

Показывать трудовой прием мастер должен доступно и понятно для каждого обучающегося учебной группы. Успешное проведение занятий с обучающимися зависят от методов и приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:
- воспитывающий характер производственного обучения;
- проведение обучения на основе производительного труда обучающихся;
- доступность и посильность обучения;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучюащихся;
- сочетание наглядности и познавательно-творческого, развивающегося характера обучения;
- систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении.

Под методом производственного обучения понимаются основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и обучающихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающиеся от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержания и организации учебно-производственной деятельности обучающихся в мастерских, на рабочих местах предприятий, у органов управления машинами и т.д. Это зависит и от разнообразия форм организации производственного обучения, характера профессий и других условий.

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся группы, в процессе производственного обучения чаще всего приходится проводить занятия с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.

Рассказ и объяснение. Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению обучающихся знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мастер пользуется живым словом, применяя любой метод производственного обучения; в таких методах, как рассказ и объяснение живое слово, монологическая устная речь составляет основу.

Рассказ, как словесный метод представляет собой изложение в форме повествования и описания свойств и признаков труда, а также их изменений в ходе технологических процессов. Для эффективности рассказа возможно применение приёмов, поддерживающих внимание обучаемых: записи в тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При этом желательно, чтобы записи выполнялись обучающимися не под диктовку, а самостоятельно. Во время рассказа возможно использование наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для проверки понимания ими сообщаемого материала, мобилизации их внимания.

Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры, обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимся, связывает новое с имеющимися у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции, правила безопасности труда, характер использования оборудования и другие вопросы, относящиеся непосредственно к практической деятельности учащихся.

В производственном обучении опять же в отличие от теоретического рассказ и объяснение чаще всего объединяются. При этом рассказ служит основной для объяснения и обычно ему предшествует. В обособленном виде рассказ применяется сравнительно редко, так как мастеру необходимо больше объяснять, чем рассказывать, - это требования программы производственного обучения.

В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснения, относящегося к отдельным частым вопросам. Мастер прибегает к дополнительным разъяснениям, если обучающиеся недостаточно поняли суть основного объяснения и, выполняя упражнения, допускают ошибки.

Инструктаж и беседа. Инструктаж - важнейшая форма методического руководства обучением. В инструктаже сочетаются различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широко применяется показ приемов и средств наглядности натуральных объектов.

Инструктаж проводится, как правило, для тех обучающихся, которые уже имеют первоначальные знания и навыки. Мастер инструктирует обучающихся для того, чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и знаний о новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственным условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической эксплуатации, правил безопасности труда.

По мере обучения инструктаж становится основной формой методического руководства обучающихся со стороны мастера и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие обучающихся к самостоятельному принятию решений.

При использовании в ходе инструктажа приемов показа и демонстрации, не следует злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не превратился в занимательное зрелище.
Нельзя также превращать инструктаж в сплошные предостережения, вторые зачастую делаются «на всякий случай», когда в информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут потеряться действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки.

Беседа - как самостоятельный метод обучения применяется очень широко. Беседа позволяет легче, чем путем устного изложения, научить учащихся правильно применять их знания и практический опыт, предоставляет большие возможности для развития внимания, любознательности, интереса к учебе. Условно различают три вида бесед. Беседы по изучению нового материала, - в таких беседах мастер, опираясь на знания, практический опыт и наблюдение обучающихся, подводит их к пониманию нового, к самостоятельным правильным выводам и обобщениям. Все основные положения мастер формулирует сам, но иногда они достаточно полно и правильно могут быть сформулированы в ответах учащихся, что обеспечивает не только усвоение новых знаний, но и способность самостоятельного решения производственно-технических задач.

В беседах, проводимых для обобщающих повторений, решаются вопросы закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по определенной теме. По наиболее сложным вопросам специальные беседы проводятся для текущего повторения.

Третий вид беседы, проводимый для проверки знаний обучающихся, используется при контроле и оценке результатов производственного обучения. Такие беседы целесообразно проводить в развернутой форме, когда все обучающиеся вовлекаются в работу, задавая вопросы отвечающему, исправляя и добавляя его ответы.

Беседы всех видов должны отвечать таким требованиям, как правильная организация, вызов обучающихся, побуждение обучающихся к активному участию в обсуждении вопросов, дифференцированный подход к более сильным, средним и отстающим обучающимся при постановке вопросов соответствующей сложности.

Письменное инструктирование - наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты-задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов следует учитывать, что они не являются простой памяткой, а служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции лучше заменить картами со схематическим рисунком, схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Это не только сокращает размеры карт, но и способствует большой четкости в обозначении и запоминании последовательности действий.

Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно-технической документации - чертежи, схемы, технические условия, технологические карты, интернет-ресурсы. В этом случае обучающиеся должны уметь пользоваться интернет-ресурсами. В связи с этим необходимо объяснить, показать, как находить в них требуемые данные, как делать необходимые записи.

Следует шире использовать в производственном обучении домашние задания в ходе подготовки к очередной теме или для повторения в связи с предстоящими контрольными работами или экзаменами. При этом чтение книг и других пособий должно способствовать развитию умений отбирать необходимый материал.
Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

Демонстрация объектов и наглядных пособий представляют собой метод наглядно-чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями, процессами. Однако не следует перегружать занятия чересчур большим количеством демонстраций.

Наглядные пособия могут быть натуральными, представляющими различные объекты в естественном виде и изобразительные - в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макет

Изобразительные наглядные пособия обычно показывают натуральные объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения. К наглядным пособиям относятся и производственно-технические документы - рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Презентации, слайды, видеофильмы, относящиеся к экранным средствам и пособиям, находят все более широкое применение в учебном процессе.

Практический показ мастером трудовых процессов. Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений.

Практический показ необходимо применять во всех случаях, необходимо сформировать у обучающихся правильный образ трудовых действий.

На практике применяется примерно следующая схема объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет изучаемые действий, а затем проводит показ их выполнения в нормальном, а затем в замедленном темпе. Замедление темпа позволяет обучающимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность отдельных приемов и движений.

После того, как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками, следует снова показать целое действие в нормальном рабочем темпе. Чтобы убедиться, что обучающиеся поняли и запомнили показанное, нужно, чтобы обучающиеся воспроизвели показанное мастером.

Метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки обучающихся к выполнению упражнений.

К показу как к методу обучения, предъявляются следующие требования: а) правильный выбор объема практического показа. Нельзя показывать слишком много в течение одного занятия. Чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум -трем новым для обучающихся приемам средней сложности. Обучающиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно, уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимся; б) поддержание внимания обучающихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразя и усложняя его, при этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы.

Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий, трудовых заданий, работ и др., в основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно-технических задач, лабораторно-практические работы, самостоятельное выполнение производственных заданий проблемного характера. Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении. Как правило, методы обучения реализуются с помощью различных приемов, так например, метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка обучающихся к наблюдению, расчленение трудового процесса, изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

Метод упражнений. Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.

Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.
Упражнение в производственном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущее упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость, прочнее закрепляются усвоенные навыки. Упражнения в выполнении трудовых процессов направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми для изучаемой профессии.

Мастеру в зависимости от характера отклонений необходимо использовать соответствующие методические приемы: делать устные замечания, предупреждение, а иногда и останавливать упражнения и проводить дополнительный инструктаж.

Решение производственно-технических задач - важное средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Квалифицированному рабочему, будь то она швея необходимо уметь правильно планировать свою деятельность, правильно выбирать последовательность действий. Постоянно усложняя учебно-производственные задачи, устанавливая все более жесткие нормы на их выполнение, воспитывая чувство ответственности за результаты труда, мастер развивает у обучающихся профессиональную самостоятельность, способствует проявлению инициативы , творческий подход к делу.

Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой обучающихся. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения; цель производственного обучения заключается в том, что обучающиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.
2. Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы: уроки по освоению трудовых приемов и операций, уроки по освоению сочетаний операций и технологических процессов, контрольно-проверочные уроки,
3. Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающиеся от методов теоретического обучения.
4. К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой, устное и письменное инструктирование, производственные семинары.
6. Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.
7. Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий, трудовых заданий, работ и др., в основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся.

Продолжительность урока производственного обучения 6 часов. На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Обучающиеся при этом располагаются у рабочего места мастера таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, плакаты, образцы - все необходимое для инструктирования. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа - 30-35 мин., но не более одного часа.

Текущее инструктирование обучающихся мастером производится, как правило, индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования является целевые обходы мастером рабочих место обучающихся. При каждом обходе мастер следит за работой всех учащихся, дает им по ходу наблюдений все необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки, обращает внимание на недостатки в работе, независимо от цели обхода. Индивидуальное текущее инструктирование обучающихся мастер осуществляет, применяя такие методические приемы:
- активное вмешательство в ход работы обучающегося в тех случаях, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях грубых нарушений правил безопасности труда;
- разъяснения, указания, советы, замечания, повторный показ приемов и способов выполнения упражнений, требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к инструменту оборудования; воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности. Продолжительность текущего инструктажа 5 часов.
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие вопросы:
- сообщение о выполнении цели урока группой в целом;
- подведение итогов и анализ выполнения учебно-производительных работ;
- разбор типичных ошибок и характерных недостатков;
- анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
- сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.

Анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать; не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Продолжительность заключительного инструктажа 20 минут.

Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно-независимо от того, как рассматривает этот процесс мастер воспитывает учащихся. Это объективная закономерность процесса обучения, обучения нейтральны в смысле воспитания быть не может.

Усваивая знания и способы деятельности, обучающийся приобретает средства для развития собственной личности. Больше того, глубокое владение знаниями, способности к творческому их применению образованность обучающихся следует рассматривать как важнейшие качества личности. Задача мастера - максимально используя содержание, организацию, методы обучения, сформировать, воспитать, развить у обучающихся положительные личностные качества.

В процессе производственного обучения у обучающихся формируются основы мировоззрения, убеждения, уважительное отношение к труду и людям труда, чувство гордости за принадлежность к рабочему классу. Воспитывается также чувство хозяина, бережное отношение к общественной собственности, трудовая дисциплина, готовность к социальному общению, добросовестность, инициативность, ответственность и правила поведения.

Заключение
Данная работа посвящена поиску наиболее эффективных методов и средств проведения вводного инструктажа в процессе производственного обучения.

В ходе нашего исследования были поставлены следующие задачи, которые были направлены на поиски наиболее эффективных методов проведения вводного инструктажа:
1. Поиск эффективных методов в проведении вводного инструктажа;
2. Организация и проведение вводного инструктажа;
3. Выработка рекомендаций по эффективному проведению вводного инструктажа.

Мы выявили, что целью вводного инструктажа урока производственного обучения, заключающуюся в объяснении и показе эффективных приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий при изучении операций и разбор технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Было выявлено, что выбор методов производственного обучения зависит от разных условий. Он обусловлен задачами обучения и воспитания, содержанием учебного материала, который усвоен учащимися, их возрастными и индивидуальными особенностями, материально-технической базой и т.д. В производственном обучении следует использовать многообразные методы, но с учетом их целенаправленности. Ни один метод не может быть признан основным и универсальным.

К так-же было выявлено, что от грамотной организации вводного инструктажа и его проведении во многом зависит подготовка выпускника, обладающего следующими качествами:
-профессиональная компетентность;
высокое профессиональное мастерство;
- способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность;
- умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный эффект, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

Все эти качества должны быть сформированы в процессе обучения.

Таким образом мы выделили цель вводного инструктажа урока производственного обучения, заключающуюся в объяснении и показе эффективных приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий при изучении операций и разборе технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы, необходимые для последующего формирования у обучающихся навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Список литературы
1.Жуков, Г.Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения [Текст]: Учебное пособие./ Т.Н. Жуков - Кемерово: Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, 2001. -236с.
2.Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Г.И. Кругликов-М.: Академия, 2007. - 288с.
3.Морева, Н.А. Технологии профессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Н. А. Морева -М.: Академия, 2005. - 432с.
4.Панкратова, В.А. Основы производственного обучения швейников [Текст]: Методическое пособие/В.А. Панкратова - М.: Современная отечественная книга,1994.-272с.
5.Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: Учебное пособие./ - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. - 336с.
6.Скакун, В.А. Методика производственного обучения [Текст] /В.А. Скакун -М.: АПО, 1992. -204с.
7.Труханова, А.Т. Основы технологии швейного производства [Текст]: Учебное пособие./А.Т. Труханова - М.: 2000. - 358с.
8.Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения. Москва Издательский центр Академия 2008г.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar