Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Январь » 10

Проблемы преподавания истории и обществознания в учреждениях СПО

Середенко Анна Александровна, преподаваетль истории
ОАПОУ "Дмитриевский агротехнологический колледж"

История как учебная дисциплина является базисом всех гуманитарных циклов обучения. Формируя национальное самосознание и морально-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин, отображая весь опыт предыдущих поколений.

Жизнь часто ставит перед человеком сложные и неотложные задачи и проблемы. Само возникновение таких проблем, трудностей, обозначает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизведанного. Подчеркивая, таким образом, необходимость глубокого познания мира, открытия новых процессов миропонимания .

Исходя из этого, современное общество ставит перед СПО задание готовить выпускников, способных ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, а также применять свои знания на практике для решения возникающих проблем. Полученные знания помогут самостоятельно мыслить, видеть эти проблемы и искать пути их решения. Используя современные технологии, выпускник СПО сможет четко представлять, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены, а также грамотно работать с потоками информации, быть коммуникабельным.

Большинство ученых признают, что при традиционном подходе весьма проблематично воспитать личность, которая будет соответствовать современным профессиональным требованиям и стандартам .

Большая часть методических инноваций сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения, широко используется проблемное обучение, в рамках которого успешно реализуются актуальные задания, поставленные обществом. Однако внедрение этих методов на сегодняшнем этапе развития профессионального образования представляется проблематичным.

Термин «педагогическая инновация» можно объяснить как нововведение в педагогическую деятельность, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности и качества .

Для того чтобы применять инновационные методы в своей работе, осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с утвержденной рабочей программой преподаватель должен систематически повышать свою квалификацию, как этого требует ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» . Курсы повышения квалификации позволяют педагогу быть всегда интересным для своих студентов, совершенствовать свое педагогическое мастерство путем внедрения современных обучающих технологий; апробировать в процессе обучения прогрессивные формы подготовки педагогических кадров. Повышение квалификации позволяет за небольшой промежуток времени значительно повысить уровень методической и теоретической подготовки преподавателей.

Что требует от преподавателей на первом курсе обучения в колледже усиливать аналитическую сторону изучения предмета, применять диалоговые формы обучения, активно обсуждать проблемы, организуя дискуссии и полемику, расширяя изучение теоретического материала на более глубоком уровне, когда идет слияние истории и обществознания, интеграция истории российской и всеобщей.

Студенту-первокурснику необходима помощь преподавателя при работе с историческими документами (неумение анализировать информацию, писать эссе и работать с компьютером, например, составлять презентации) .
Еще одна проблема, с которой сталкиваются преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла - это слабая мотивированность студентов.

Преподаватель СПО неизбежно сталкивается с необходимостью тщательного отбора фактического материала, поскольку за один учебный год студент должен освоить программу, рассчитанную на старшую ступень школьного образования.

Учебная дисциплина «История» и дисциплина «Обществознание» являются частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Все изложенное выше, требует от преподавателя особых, более эффективных методов обучения. Так например, существует огромное количество видов лекций: вводная, обзорная, проблемная, бинарная, лекция-информация, лекция-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция является традиционным методом передачи знаний, однако ее нельзя использовать в чистом виде, поскольку лекция в СПО отличается от лекции ВУЗе . Для того чтобы больше заинтересовать студентов, необходимо использовать метод наглядности. Здесь презентации и документальные фильмы, способны погрузить слушателя в изучаемую эпоху, что позволит ему лучше запомнить учебный материал. Например, компьютерная обучающая игра позволила бы подробно рассмотреть ход Куликовской битвы, проанализировать события, как в историографическом, так и в географическом плане, воссоздать облик участника битвы и т.д. Но колледж не располагает возможностью обеспечить каждого студента компьютером для проведения подобного занятия. Дистанционное обучение (например, организация отдельных лекционных занятий), основанное на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений, могло бы усилить интерес студентов к истории, ведь онлайн-лекция не является привычной формой обучения, однако на данный момент реализовать это проблематично с технической стороны.

Занятие в системе СПО требует от преподавателя тщательной подготовки и планирования, учета особенностей физического развития обучающихся. Для эффективного способа мотивации обучающихся необходимо интегрировать в рабочую программу элементы профильных дисциплин, готовить будущих специалистов к профессии уже с первого курса.

Список литературы:
1. Осмоловская И.М. Словесные методы обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 172 с.
2. Ключевский В.О. Письма, дневники, афоризмы и мысли об истории. - М: Изд-во «Наука», 1968. – 153 с.
3. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2006. – 368 c.
4. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
5. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.
Список источников:
1. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях» (№ 24/1 от 28.12.1994)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (последняя редакция)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar