Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Март » 18

Формирование профессиональных компетенций средствами иностранного языка в условиях современных требований рынка труда

Ковалева Галина Ивановна
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж», г. Дмитриев

Современные потребности общества, социальный заказ работодателей обусловливают необходимость пересмотра подходов в образовании, необходимость перестройки имеющихся образовательных программ. Сегодня жизненной необходимостью стало, прежде всего, формирование конкурентоспособной молодежи, так как каждая профессиональная деятельность требует от специалиста не только его предметной компетентности, мастерства, умений, информационной зрелости, но и качественной психологической подготовки.

Современный выпускник колледжа должен уметь применять полученные в ходе обучения знания, умения и практический опыт в повседневных и изменяющихся ситуациях на работе. Это демонстрирует его профессиональную компетентность.

В современных условиях рынка труда меняются условия деятельности предприятий. Новые условия предъявляют требования не только к профессиональным особенностям специалистов, таких как: профессиональная компетентность, отношение к профессии, трудовая мотивация и дисциплина. На современном этапе жизни необходимы также такие качества, как общая образованность человека (его интеллектуальное развитие, готовность к саморазвитию, умение логически мыслить, анализировать, планировать), а также психологические особенности (умение работать с другими людьми, уверенность в себе, гибкость мышления, способность быстрого принятия решений). В связи с этим было бы уместно вспомнить высказывание Д.И. Писарева: «Всякое изучение иностранных языков развивает ум, сообщая ему гибкость и способность проникать в чужое миросозерцание». [3, с. 11]

Изучение иностранного языка как нельзя лучше способствует развитию всех выше перечисленных качеств современного специалиста. Сегодня все понимают, что изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Помимо того, что на уроках иностранного языка происходит
иностранного языка знакомство с культурой и традициями других стран, изучение иностранного языка необходимо также и для эффективного взаимодействия государств во многих сферах жизни (науке, политике, культуре, искусстве и т.д.). Владение иностранным языком в наши дни – одно из условий профессиональной компетенции.

С развитием международных деловых контактов, освоением новых зарубежных технологий и расширением профессионального сотрудничества с иностранными специалистами постоянно возрастает потребность в специалистах, владеющих иностранными языками. Эти специалисты требуются все большему числу компаний и учреждений Как пишет исследователь И.К. Войтович в своей монографии «Иностранные языки в контексте непрерывного образования», «политические, социально-экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп.
Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе. Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности». [1, с. 38]

Владение иностранным языком сегодня – это не дань моде. Знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве и конкурентным преимуществом.

Действительно, знание иностранного языка, в современном мире, считается не только отличным способом установления контактов между представителями разных стран, но и способом, позволяющим значительно увеличить возможности получения высокооплачиваемой работы.

Глобализация мировой экономики ведет к необходимости появления специалистов в различных профессиональных сферах, способных к эффективной коммуникации на иностранном языке. Таким образом, залогом успешности в современном обществе становиться наличие языковых умений и компетенций в соотношении с профессиональными навыками.

Система профессиональной подготовки будущих специалистов является частью общего процесса социализации обучающихся в колледжах, формирования успешного человека в новых социально-экономических условиях, обладающего новыми психологическими компетенциями и деловыми качествами.
Новые требования Государственных образовательных стандартов включают в себя и новые методы практикоориентированного обучения.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. [2, с. 161]

Иностранный язык является одним из основных, базовых факторов формирования профессиональной компетентности будущих выпускников. Практическое владение иностранным языком способствует повышению уровня профессиональной подготовки обучающегося и предполагает умение осуществлять некоторые аспекты профессиональной деятельности: ознакомление с новыми технологиями и тенденциями в сфере своей будущей профессии.

Мы, преподаватели иностранного языка, стремимся к тому, чтобы наши обучающиеся приобрели такой уровень иноязычной профессиональной компетентности, который позволил бы им пользоваться иностранным языком в качестве дополнительного средства повышения квалификации, формирования профессиональных качеств специалиста.
В процессе изучения иностранного языка и других предметов по профилю выбранной специальности достигается синтез профессиональных компетенций, что обеспечивает владение иностранным языком и освоение предметно-профильного содержания образования. В ходе такого изучения предметов формируется интерес к будущей профессии, развиваются способности к иноязычному общению, умение извлекать новую информацию при помощи иностранного языка. Все это способствует адаптации будущих специалистов к условиям современного мира.

В центре внимания изучения иностранного языка в профессиональной сфере находятся особые потребности обучающихся, вовлеченных в процесс обучения. Преподаватель должен проанализировать потребности обучающихся, для которых иностранный язык необходим для выполнения своих профессиональных обязанностей. Кроме того, следует помнить, что преподаватель иностранного языка не может и не должен учить предмету (экономике, юриспруденции или технической специальности).

Обучающиеся старших курсов усваивают необходимые им знания по профилю выбранной профессии на уроках по специальности. Роль же преподавателя иностранного языка заключается в том, чтобы предоставить необходимые средства и инструменты, чтобы помочь обучающимся приобрести необходимые навыки и умения. Так, например, на уроках иностранного языка по специальности «Технология общественного питания» преподаватель обучает правилам общения с иностранным гостем, обращая внимание на такие навыки, как аудирование и говорение. Чтобы работник в сфере общественного питания сумел ответить на жалобу или понять содержание электронной почты на иностранном языке, необходимы навыки чтения и письма. Поэтому роль преподавателя заключается в оснащении учащихся инструментами и стратегиями, которые помогут расширить их возможности.

Система профессиональной подготовки будущих специалистов является частью общего процесса социализации обучающихся среднего профессионального образования, формирования успешного человека в новых социально-экономических условиях, обладающего новыми психологическими компетенциями и деловыми качествами.

Литература
1. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т.И.Зелениной. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 212 с.
2. Зверева Н.А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г.Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
3. Писарев Д.И. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей, Э.Борохов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 576 с.
4. http://festival.1september.ru/articles/313791/
5. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/
6. www.uchkopilka.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar