Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Апрель » 11

Воспитательный процесс в практико-ориентированной среде профессионального образования (из опыта работы преподавателей, мастеров п/о)

Середенко Анна Александровна,
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж»

Древняя мудрость гласит: «Если вы загадываете на год вперед, сажайте рожь; если вы загадываете на сто лет вперед, сажайте рощу; если вы загадываете вперед на целую вечность, воспитывайте Человека».
Преподаватель призван быть творцом своих занятий. И новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Практико-ориентированный подход оптимально сочетается с активными и интерактивными методами обучения, которые чаще всего характеризуются сочетанием нестандартных форм, средств и методов, направленных на организацию образовательного пространства.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков.
Преподаватели давно обратили внимание, что материал, включающий в себя графики, рисунки, схемы, символы, знаки усваиваются с большим интересом. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений обучающегося - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности. При подготовке к занятию составляется опорный конспект. Обучающееся знакомятся с опорным конспектом, расшифровывают, проговаривают информацию конспекта в целом. Обучающиеся получают задания доработать при самостоятельном чтении учебника, либо исторического источника. Таким образом, происходит ещё одно повторение пройденного на уроке материала, приращение и усвоение новых знаний.
Активно применяю на уроках истории Методику обучения диалогу. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, например: “А что ты мог бы добавить?” или Каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку домашнего задания в форме “диалоговой змейки”. Тема – вопрос-ответ.
Пробуя различные технологии, сделала вывод, что самой результативной оказалась технология «Дебаты». Данная технология способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и информационного пространства.
Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать следующие задачи:
социализирующие — приобщение учащихся к нормам и ценнос¬тям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде;
воспитательные — дебаты позволяют вырабатывать само¬стоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
развивающие—дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогает выработать стиль публичного выступления, развивает навыки устной речи.
Необходимым предварительным шагом на пути реализации технологии «Дебаты» на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Например, на уроке «Внутренняя политика России в годы царствования Александра III» студентам предлагаю проанализировать, как оценивали личность и политику Александра III его современники и ученые. Обучающиеся выражают и аргументируют в ответах свои мнения по разным точкам зрения. Их рассуждения строятся по следующей схеме. Следующий этап - защита основных мнений, высказанных обучающимися. Подводится итог и делается вывод по данной теме. Обязательным этапом на уроке является рефлексия. В зависимости от темы занятия и особенностей группы я применяю следующие виды «Дебатов»:
а) проблемные дебаты, которые предусматривают знакомство участников с историографическими концепциями, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например: «Роль варягов в образовании Древнерусского государства», «Влияние ордынского ига на историческое развитие Руси»;
б) экспресс-дебаты по мини-проблемам — дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму.
в) дебаты, предусматривающие работу обучающихся с историческими документами, призваны научить анализировать исторический источник (например: при подготовке к дебатам по темам «Нападение Германии на Советский Союз в 1941 г. было внезапным?», «Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной?»);
г) дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы обучающихся по какой-либо проблеме. Темы таких дебатов: «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир»;
д) дебаты как форма проведения повторительно-обобщающих занятий. В качестве примера таких занятий-дебатов можно привести следующие: «Петровские реформы — прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной».
Следующий метод, которым я пользуюсь на занятиях истории это - Урок-дуэль. Данный вид деятельности актуален, так как надо привести два аргумента, которые подтверждают и опровергают данную точку зрения. Говорят по очереди – то один, то другой. Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль. Уверена, что многие педагоги на своих занятиях применяют игровые технологии. Игра позволяет обучающимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал. Проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе занятия обучающиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера. Мой опыт использования игровых технологий показал, что обучающимся такие формы обучения нравятся, они способствуют повышению интереса к предмету.
Каждая специальность требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста.
Участие студентов в конкурсах профессионального мастерства можно назвать одним из приоритетных направлений работы классного руководителя.
Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной специальности. Участие в профессиональных конкурсах необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всё ценное, новое, современное.
С целью формирования мотивационной готовности к труду по приобретаемой специальности, выявления наиболее одаренных студентов с целью повышения престижа колледжа студенты ежегодно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, которые проводятся на различных уровнях: на уровне колледжа, региональном, всероссийском.
Студенты моей группы активные участники различных мероприятий и конкурсов, где так же демонстрируют свои профессиональные качества.
В конкурентной борьбе у студентов резко возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности. В процессе подготовки своего участника члены группы включены во все виды деятельности от оказания практической помощи до выработки креативных идей и моральной поддержки.
Конкурсы профессионального мастерства являются действенным средством формирования мотивационной готовности студентов к работе по специальности:
- Вебинар «Я – будущий предприниматель» по линии сотрудничества с РССМ для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»
- Мастер – класс «Интеграция предметов экономика и информатика для будущих специалистов социально – экономического профиля».
- Панельная дискуссия «Цифровая трансформация банковской сферы среди студентов специальности 38.02.07 Банковское дело».
- участники международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны» г. Москва
- дипломанты всероссийской олимпиады по истории «Русь сила – Непобедимая», г. Москва, призер региональной епархиальной интеллектуальной игры «Александр Невский – святой защитник земли Русской» г. Железногорск
- участники международного научно-практического форума «Уроки Нюрнберга», приуроченного к 75-летию начала Нюрнбергского трибунала, г. Москва
- дипломанты I степени за участие в V- всероссийском фестивале творческих работ обучающихся, посвященный Победе в Великой Отечественной войне «Никто не забыт и ничто не забыто!»
- призеры XXVIII всероссийской научно-студенческой конференции имени педагога и ученого П.М. Алабужева «Молодежь и наука XXI века», посвященная 30–летию ассоциации учебных заведений металлургического комплекса России, г. Железногорск
- участники всероссийской образовательно-патриотической акции с международным участием «Фестиваль сочинений «РусФест», г. Москва
- призеры международном историческом диктанте на тему событий Великой Отечественной войны - «Диктант победы-2021», г. Москва
- участники общероссийской образовательной акции "Всероссийский экономический диктант"
- участники всероссийской исторической интеллектуальной игры «1418»
- участники всероссийского конкурса чтецов «Под салютом Великой Победы» в номинации «Художественное слово», конкурсная работа: Поэзия военных лет,
- участники мероприятий колледжа: Урок Мужества «Стоявшие насмерть», посвященный подвигу 6-й роты 104-го полка 76-й Псковской дивизии ВДВ в 2000 году, открытое мероприятие посвященное Дню единения народов России и Беларуси: «277 стрелковая дивизия «История, написанная кровью» - посвященная 277 стрелковой Рославльской краснознаменной ордена дивизии.
- VII Открытый Региональный чемпионат "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Курской области
- участники ОБУДО «Курский областной центр туризма» Проект экскурсионного маршрута по Курской области «Край, в котором я живу»
- участники Всероссийского студенческого марафона «АгроПрофи» Номинация ФИН-ПРОФИ.

Опыт успеха обладает для молодого человека огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в экстремальных условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar