Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Апрель » 13

Созвучных рифм звоночки

Внеурочное занятие
Тема: Созвучных рифм звоночки
Автор: Покачева Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов высшей категории
Место работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 12»
города Тобольска Тюменской области

2022 г.

Введение
«Творчество – это значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее…»
П. Торренс
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед школой, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Творческая деятельность – это деятельность, у которой нет единственно верного ( эталонного) результата и ( или) существует несколько путей достижения поставленной цели. Развивать творческое начало надо как можно раньше, по – мнению психологов, поэтому я стала работать над темой : « Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения и русского языка через систему упражнений». « Включение» детей в творческий процесс происходит постепенно . В этой разработке я хочу поделиться опытом работы с детьми над сочинением поэтических текстов во внеурочной деятельности. Считаю, что сочинительство надо поощрять и поддерживать, независимо, получится из ребёнка поэт или нет. Мною была установлена взаимосвязь между развитием творческих способностей учащихся и повышением качества их обучения. В разработке показано , как именно можно начать работу в этом направлении и каким образом продолжать ( рассчитана на два занятия). Работа, организованная и проводимая мной, имеет большое влияние на формирование творческой, инициативной, разносторонней личности.

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся;
Задачи:
• познакомить с отличительными признаками стихотворного текста: рифма, ритм;
• формировать умение подбирать рифмующиеся слова.
Познавательные УУД:
• сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
• высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других;
Регулятивные УУД:
• планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
• использовать определенные учителем и обучающимися ориентиры действия;
Вид занятия: внеклассное, занятие по внеурочной деятельности.
Методические рекомендации: представленный материал может быть использован при проведении учителями русского языка и литературы, начальных классов на уроках, внеклассных занятиях, элективных курсах ,во внеурочной деятельности.
Формы, методы, приёмы: просмотр видеороликов , знакомство с детским журналом « Лучик 6+», преимущественно групповая или индивидуальная работа, загадки на договаривание « Доскажи словечко», приём « Конкурс одной строки», « Мы – поэты», игра « Придумай рифму к слову».
Межпредметные связи: Литература, Русский язык, Окружающий мир.
Требование к результату: написать стихотворный текст на заданную тему
«Зима».
Технология: Творческая мастерская
Оборудование: проектор, компьютер, видеоролик « Сочиню – ка я стихи», « Агния Барто читает свои стихи» ,выставка журналов « Лучик 6+», листы бумаги, фломастеры.
Ход занятия:
1. Подготовительный. Формулировка темы занятия
На экране видеоролик « Николай Боровков. Сочиню - ка я стихи »
Ссылка на видеоролик : https://www.youtube.com/watch?v=KyQbATk5Bw0&feature=emb_logo
Учитель: - Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на занятии пойдёт речь? Чему мы научимся ? ( слушаю ответы детей), продолжаю:
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, —
Подвластно все ПОЭЗИИ, — Попробуй!
И дверь в ее Страну открой! ( Е. Некрасова)
- Вы правильно ответили. Сегодня мы проведём занятие для начинающих поэтов. Можно начать писать стихи в любом возрасте, если есть желание. Это занятие поможет распознать поэтический дар или развить его, если вы уже пишите стихи. Неспроста наше занятие проходит в школьной библиотеке. Я хочу познакомить вас с журналом для детей « Лучик 6+». Один из учредителей престижной Горьковской премии для начинающих поэтов и писателей до 18 лет. Журнал для будущих литераторов, поэтов, то есть для вас. Итак, ребята, в добрый путь!
2. Основной. Дидактический этап
- Стихотворение рождается , если есть рифма и ритм. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим оба понятия, научимся их находить и подбирать самостоятельно, выполняя упражнения. Рифма – это повторение, совпадение звуков. Например : трава – дрова, тень – день, кружка – старушка, золотой – молодой. К этим словам можно подобрать и другие рифмы. Это вы знаете. А новое вот что : виды рифмовки бывают : перекрёстная ( классическая), парная ( смежная), кольцевая ( охватная), одинарная и сплетённая. Запомните : одна строка в стихотворении называется стих. « Зайку бросила хозяйка» - это стих, « Под дождём остался зайка» - это тоже стих. Перекрёстная рифмовка – это когда рифмуются 1 и 3 стих, 2 и 4 стихи:
Далеко ещё зима ( 1)
Но не для потехи ( 2)
Тащит белка в закрома ( 3)
Ягоды, орехи… ( 4)
Рифмуются пары : зима – закрома, потехи – орехи.
Парная рифмовка – это, когда рифмуются 1 и 2 стихи, 3 и 4 стихи :
Вышла курочка гулять (1)
Свежей травки пощипать ( 2)
А за ней ребятки ( 3)
Желтые цыплятки ( 4) Рифмуются пары : гулять – пощипать, ребятки- цыплятки.
Кольцевая рифмовка – это, когда рифмуются 1 и 4 стихи, 2 и 3 стихи:
Любовался я тобой ( 1)
Ты сегодня рано встала,( 2)
Всё успела, всех встречала, ( 3)
Говорила: « Милый мой!» ( 4) Рифмуются пары : встала – встречала, тобой – мой.
Одинарная рифмовка – это, когда 1 стих рифмуется и со 2, и с 3,и с 4 стихом:
В воскресенье я гуляла, (1)
В игры разные играла, (2)
Ваню с Олей повидала ( 3)
Шоколадкой угощала. ( 4) Рифмуются : гуляла, играла, навещала, угощала.
- Сплетённая рифма для вас ещё сложная, с ней мы познакомимся позднее.
Игра « Придумай рифму к слову» : кольцо, жираф, звонок, ребёнок, лимон, майка, плачет, золотой, твой, сад.
(Даётся время: 5 минут, дети на листах пишут напротив напечатанных заранее слов свои рифмы. Задание сопровождает музыка или звуки голосов птиц. )
Учитель : Ритм – это именно то, что отличает стихотворение от прозы. Без ритма стихотворения просто не бывает. А вот без рифмы , не поверите, бывают. Я хочу показать вам пример стихотворения без рифмы:
Наступило красно утро
В середине где – то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идёт.
Ритм – это чередование ударных и безударных слогов.
Напомню, что есть слова односложные, двухсложные, трёхсложные. Дети догадываются, что речь идёт о количестве слогов в слове.
Упражнение для детей: Посчитайте в каждой строчке количество гласных , отметьте ударные слоги:
Дарит осень чудеса - 7
Да ещё какие: - 6
Разнаряжены леса - 7
В шапки золотые. - 6
Дети отмечают фломастером гласные, ставят ударение. Читают ритмично.
Учитель: Но рифмы есть не только в стихотворении, есть они и в прозе. Упражнение : Попробуйте найти слова – рифмы в тексте:
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Загадки на договаривание « Доскажи словечко»:
Учитель: Рифма встречается не только в стихотворениях, но и в загадках. Сейчас я вам буду зачитывать загадку и останавливаться , а вы будете её заканчивать:
а) Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... ( черепаха)
б) отгадка иногда прячется в загадке:
Закряхтел медведь во сне,
Ахнул филин на сосне…
Я под кустиком лежал,
Целый вечер продрожал! ( заяц)
в) рифма может запутывать:
Охранять муку и рис
Пригласим домашних.. ( кошек)
Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? …
« Мы – поэты» Учитель: Разминка закончилась, и мы продолжаем работать. К каждому предмету, событию , слову можно подобрать много характеристик. Попробуем подобрать слова, часто употребляемые поэтами при описании солнца ( неба, реки, явлений природы). Возьмём слово « ручьи». Подбираем коллективно.
Ручьи
Слова – описания: звенящие, талые, заснеженные, мутные, громкие, тихие, радостные, замёрзшие.
Слова – действия: блещут, журчат, сверкают, разливаются, спят, поют, гремят, звенят,текут.
« Мы – поэты» попробуйте составить стихотворные фразы.
( Тюканкина Степанида , 4а класс : « Журчат звенящие ручьи, и разливаются и блещут», Криванкова Ольга , 4а класс « То ветер шаловливый о лете тихо шепчет, то свищет и бушует, с деревьев листья рвёт»).
2. Заключительный. Подведение итогов, поощрение участников
Сочинять стихи помогает следующая таблица:
событие ощущения чувства мысли действия
зима холодно
ветрено
снежно радость
восторг
любовь Новый год
праздник
каникулы катание на лыжах, коньках
игры на улице

Упражнение : придумать стихотворный текст о зиме.
Используя данную таблицу, детьми на занятии был придуман текст:
Пришла зима- светло от снега,
Холодный ветер и мороз.
Восторг и радость греют сердце,
Ведь скоро праздник – Новый год!
А с ним – катание на лыжах,
Коньки и лёд, друзья и смех.
Каникулы уже всё ближе-
И это радует нас всех!
Учитель: А меня , ребята, радует то, что у вас уже получается сочинять.
Предлагаю послушать, как говорит о своём творчестве Агния Львовна Барто.
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=TlDPXBm3MvA&feature=emb_logo
Спасибо за творческую работу! До новой встречи!

Список литературы:
1. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014.
С. 33–36.
2. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 - с.22-26.
3. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов.-М.: Просвещение, 2003.с.65-66.



Приложение
1. https://www.youtube.com/watch?v=KyQbATk5Bw0&feature=emb_logo
2. https://www.youtube.com/watch?v=TlDPXBm3MvA&feature=emb_logo
3. https://vk.com/doc175048037_507524063?hash=c8bca20ed4000d1fa1&dl=8ffb154e9c0354f025
4.Презентация «Учимся писать стихи»
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar