- 14.04.2022
- 3387 Просмотров
- Обсудить
ГБПОУ «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта», г. Санкт-Петербург.
Аннотация: Статья о перспективах выпускников, повышении требований к специалистам, возможности трудоустройства на различные соответствующие предприятия для данной профессии, а также комментарии специалистов и мастера производственного обучения.
Ключевые слова: выпускники колледжа, Колледж метрополитена, Слесарь по ремонту подвижного состава
Выпускники учебных заведений, получая профессию «Слесарь по ремонту подвижного состава» в течение всего периода обучения получают знания и умения в соответствии с разрядами, на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), его изменений и вновь утвержденного профессионального стандарта, а также ранее используемого единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС). В настоящее время утверждено получение от первого по четвертый (итоговый) разряд, присваиваемый по выпуску. (ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии).
Решение конечно своевременное, в связи с усложнением техники и повышением требований к работникам.
Метрополитену, железнодорожным предприятиям, трамвайным и троллейбусным паркам, для нормального функционирования требуется множество сотрудников данной профессии. В основном сотрудниками предприятий этого направления становятся выпускники железнодорожных колледжей, техникумов и специалистов, повысивших свою квалификацию. Все зависит от сложности, ответственности и должности. Принятый сотрудник является рабочим и получает должность, но только по окончании полного среднего профессионального образования.
Должности подразделяются на тарифные разряды, а работники назначаются согласно имеющейся квалификации. Слесарь по ремонту подвижного состава, чтобы повысить очередной разряд, должен проработать на соответствующем предприятии не менее одного года и только после этого пройти повышение квалификации.
Общие проанализированные требования к работникам и предъявляемые работодателем такие, как способность системно мыслить, умение принимать информацию и вычленять главное. Требуется умение применять на практике знания, полученные ранее и желание постоянно учиться. Нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки, как специалиста. Работодатели обращают внимание на навыки командной работы определяя перспективы работника.
Для работников данной профессии предъявляются такие требования, как ответственность, обладание хорошей физической подготовкой, выносливостью, памятью. Также предпочтительны для этой работы развитые кисти рук, точный глазомер и развитое пространственное воображение. Выполнение обязанностей подразумевает развитие наглядной и технической сообразительности, высокий уровень устойчивости к стрессам и требует повышенной концентрации внимания.
Закончить учебное заведение, обладать знаниями и умениями мало, надо еще и подходить по состоянию здоровья. К работе не допустят соискателей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. На должность не могут рассчитывать предрасположенные к аллергическим реакциям организма, с выраженными дефектами зрения, слуха и с заболеваниями нервной системы. Головокружение и обмороки также противопоказаны.
Прежде чем приступить к выполнению работ первого разряда, сотрудник, должен иметь знания основ слесарного дела, разбираться в наименованиях, марках, назначении и способах применения инструментов, материалов, простых приспособлений и контрольно-измерительных приборов. Также он должен разбираться в жидкостях, которые применяются для смазки и промывания деталей железнодорожного транспорта. Требуются навыки рубки, резки и опиливания заготовок, прогонка резьбы на несложных деталях, таких как гайки, болты и снятия с вагона простых деталей. Порученные задания могут включать зачистку деталей от забоин, заусенцев и прочих дефектов, возникающих после сварочных работ на узлах и деталях. Также требуется обслуживание и очистка труб, приборов и резервуаров, а также умения по заточке инструмента.
Сотрудник, выполняющий работы второго разряда, обязан знать, по какому принципу проводится техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Помимо этого, он должен разбираться в назначении и правилах эксплуатации распространенных специальных и универсальных инструментов и пользоваться контрольно-измерительными инструментами. Знания включают основные методики осуществления слесарных работ во время ремонта и сборки простых узлов, которые соединяются при помощи болтов и валиков. Необходимо понимать механические свойства обрабатываемых материалов, изучить допуски, посадки, квалитеты и шероховатости. Слесарь по ремонту подвижного состава выполняет обработку согласно 12-14 квалитетам, изготавливает несложные детали из сортовых материалов и ремонтирует детали. Могут быть поручены к выполнению нарезание резьбы плашками и метчиками, а также сверление отверстий в креплениях, скобах и других несложных деталях с использованием механизированных и ручных инструментов. Помимо этого, в компетенцию входит сцепка и расцепка вагонов с буксиром.
Слесарь по ремонту подвижного состава выполняющий работы третьего разряда должен знать, как устроены, для чего предназначены и как взаимодействуют основные узлы, требующие проведения ремонтных работ. Знать, как устроены специальные и универсальные приспособления и контрольно-измерительное оборудование. Разбираться в основных свойствах материалов, с которыми ему предстоит работать. Какие бывают виды соединений узлов и деталей их шероховатость, допуски, посадки и квалитеты. Помимо этого, его знания должны включать технические сведения, необходимые для проведения регулировки и испытаний механизмов. Работа слесаря предполагает, что он осуществляет ремонтные работы и занимается изготовлением деталей согласно 11-12 квалитетам. Разборка, сборка узлов и механизмов, для ремонтных работ с тугой и скользящей посадкой, демонтаж и монтаж некоторых приборов пневматических систем. Сборка узлов со шплинтовым соединением с соблюдением при этом размеров, расположения и условий подвижной посадки. Проведение испытаний работоспособности пневматических систем под давлением. Также регулировка и испытание некоторых механизмов железнодорожного оборудования.
Качественное выполнение возложенных обязанностей, слесарь подвижного состава, выполняющий работы четвертого разряда должен знать, устройство конструкцию, назначение, взаимодействие более сложных узлов и механизмов доверенных к ремонту и выполнять их разборку и сборку. Правила эксплуатации, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов. Знать конструкцию оборудования и специальных, универсальных приспособлений, технические условия сборки, уметь проводить испытания, регулировку агрегатов и узлов подвижного состава. В обязанности также входят ремонтные работы и изготовление деталей согласно 7-10 квалитетам. Слесарь подвижного состава должен определять, насколько качественны и работоспособны детали, а также, какой именно ремонт им необходим. Осуществлять соединение деталей и узлов с посадками всех разновидностей, кроме плотной и напряженной. Он регулирует и испытывает собранные узлы, а также занимается составлением документации, включая дефектные ведомости.
Если обобщить вышеперечисленные требования можно коротко вывести основные требования к выпускнику слесарю 4-го разряда который обязан осуществлять следующие трудовые функции:
1. Разборка, ремонт, сборка и испытание сложных узлов и механизмов.
2. Ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулировка, наладка сложного оборудования, агрегатов, машин и их сдача после ремонта.
3. Слесарная обработка и изготовление деталей и узлов по 7-10 квалитетам.
4. Изготовление сложных приспособлений для ремонта и монтажа. Разборка, ремонт, сборка и испытание сложных узлов и механизмов.
Остается добавить, что при общении с работодателями из различных подразделений железной дороги, трамвайных и троллейбусных парков выявлено, что потребность в слесарях по-прежнему высока. В метрополитене же руководящими и инженерными специалистами в недалеком будущем видится возможное уменьшение количества рабочих-слесарей подвижного состава. По их словам, в перспективе необходимо увеличить количество техников по специальности техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, в связи с теми же повышающимися требованиями к специалистам, следовательно, нужны профессиональные навыки выше среднего уровня, ввиду высокой технической сложности оборудования современных составов, соответственно усложняются обслуживание и ремонт. Исходя из этого видится увеличение потребности количества выпускников техников из учебных заведений.
Список литературы:
1. ФГОС специальности 190623.03. «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/190623.03-slesar-po-obsluzhivaniiu-i-remontu-podvizhnogo-sostava.html.
2. Профстандарт: 17.025. «Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта» // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/17.025-slesar-po-osmotru-i-remontu-podvizhnogo-sostava-zheleznodorozhnogo-transporta.html.
3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019. Часть №2 выпуска №2 ЕТКС. Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645). Раздел ЕТКС «Слесарные и слесарно-сборочные работы». Слесарь по ремонту подвижного состава. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bizlog.ru/etks/etks-2_2/430.htm.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.