Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Апрель » 14

Психологические аспекты формирования личностной мотивации студентов на занятиях с применением интерактивных методов обучения

Ковалева Галина Ивановна
ОАПОУ «Дмитриевский агротехнологический колледж», г. Дмитриев

В реализации основных требований ФГОС главную роль играет преподаватель, умеющий грамотно управлять качеством образовательного процесса, теоретически подкованный в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов обучающихся.

Как считают современные психологи, успешность формирования личности студента определяется уровнем организованности академической группы, ее ценностями, условиями и социально-психологическими установками, а также субъективными свойствами группы. Одним из рычагов влияния на процесс формирования личности и личностной мотивации студентов является применение интерактивных методов обучения, которым в последнее время уделяется большое внимание.

Вектор на использование интерактивных форм обучения, заданный федеральным стандартом нового поколения, актуален и необходим. Такие занятия формируют и развивают профессиональные навыки обучающихся. Интерактивные методы ориентированы на свободное взаимодействие студентов друг с другом, в чем заключается доминанта этих технологий, и общение с преподавателем, который, как консультант, организатор обучения, направляет обучающихся на достижение целей занятия, создавая комфортные условия для процесса обучения.

В задачи интерактивных форм обучения входят:
- усиление интереса к теме занятия, изучаемой дисциплине и будущей профессиональной деятельности студентов;
- эффективное усвоение учебного материала;
- умение работать в команде, развитие коммуникативной составляющей личности обучающегося;
- увлекательный самостоятельный поиск вариантов решения поставленной задачи.

Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р. Карникау и Ф. Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, что сделал сам.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:
1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.
2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний. Это удается тогда, когда между ними и предметом обучения расположено поле, включающее языковые и неязыковые действия.
3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения[3].

Считается, что наиболее современной формой активных методов, являются интерактивные методы обучения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности. Вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
- пробуждают у обучающихся интерес;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- обращаются к чувствам каждого обучающегося;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
- формируют у обучающихся мнения и отношения; - формируют жизненные навыки; - способствуют изменению поведения[2].

Можно выделить шесть основных правил организации интерактивного обучения.
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут не оказаться в прямой зависимости. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
4. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
6. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:
- доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
- демократический стиль;
- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
- опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся[1].

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

К наиболее часто применяемым интерактивным формам можно отнести мозговой штурм, деловые (ролевые) игры, круглый стол, кейс-метод и другие. Все они позволяют установить эмоциональный контакт между обучающимися, приучают слушать и слышать мнения своих одногруппников, повышают мотивацию к учебе. Студент получает и закрепляет профессионально значимые знания и умения.

Студенты специальности Фармация на занятиях с применением интерактивных методов обучения могут почувствовать свою значимость, если им выпадает роль фармацевта. Роль покупателя помогает отрабатывать коммуникативные навыки обучающихся. Это способствует мотивации учебно-познавательной деятельности, стимулирует мышление, умение быстро анализировать информацию, приближает к реальной фармацевтической деятельности.

Метод мозгового штурма учит обучающихся принимать ответственные решения в различных ситуациях, выявляя необходимость ликвидации пробелов в знаниях по тому или иному вопросу. Студент сам почувствует в чем он слабоват и будет стремиться к знаниям, к самореализации.

Студенты понимают, что обучаются они для достижения конкретных целей и решения важных профессиональных проблем, которые ставит жизнь.

Литература
1. Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие / А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128 с.
3.Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar