Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2022 » Апрель » 15

Методическое сопровождение педагогических работников при реализации дистанционных образовательных технологий в колледже в период пандемии

Тогидняя Наталья Антоновна, методист отделения
Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа

Аннотация.
В статье рассматривается значение дистанционного обучения в образовательном процессе; система внедрения ДОТ в колледже в период пандемии и методическое сопровождение педагогических работников при создании качественного контента личного кабинета.


В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании, хотя эту форму организации учебного процесса нельзя назвать новой, ряд российских и зарубежных ученых ей занимались уже с конца ХХ века.

Онлайн-обучение (дистанционное) — это такой вид образовательного процесса, который представляет собой использование телекоммуникационных технологий для получения необходимой информации в образовательном процессе без непосредственного контакта преподавателей и студентов.

В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года (советско-американский проект «Школьная электронная почта»), датой официального развития дистанционного образования в России можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.

Порядок применения ДОТ сегодня регламентирован приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №816.

В статьях 13, 16, 18, 29, 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации закреплена не только возможность применения образовательными организациями новых технологий при реализации образовательных программ, но и их обязанность по созданию условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей усвоение обучающимися этих программ независимо от места нахождения студентов.

В нашем колледже в 2016 году на официальном сайте был создан Центр дистанционного обучения и начата работа по совершенствованию информационных и образовательных ресурсов. Все преподаватели колледжа прошли курсы повышения квалификации по организации дистанционного обучения, после чего приступили к разработке дистанционных курсов по дисциплинам и профессиональным модулям по образовательным программам реализуемых специальностей и профессий. Надо отметить, что разрабатывать контент и проводить занятия в дистанционном формате были готовы не все преподаватели.

В начале 2020 года с введением карантинных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции началась «новая образовательная реальность», когда вышли на первый план технические системы, обеспечивающие учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, которые ранее существовали в качестве дополнительных.

Теперь наличие электронного онлайн-курса для всех учебных дисциплин и профессиональных модулей стало обязательным при разработке образовательных программ всеми педагогическими работниками.

В данной ситуации «на передовой» были, конечно, квалифицированные сотрудники Центра дистанционного обучения колледжа, которые обучали преподавателей компьютерной грамотности при планировании и проведении онлайн-уроков.

У методической службы главной задачей стало методическое сопровождение педагогических работников относительно качества создания электронных курсов в личных кабинетах системы электронного обучения.
Дистанционный курс – это образовательная система, которая обеспечивает возможность получения образования в условиях дистанционного обучения и состоит из целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения и взаимодействия деятельности преподавателей и студентов.

Методисты понимали, что возможность реализации дистанционного обучения в образовательном процессе обеспечивается готовностью педагогов применять дистанционные технологии в своей профессиональной деятельности, а для этого необходимо выстраивать систему их профессионального развития в области владения ДОТ.
При наполнении личных кабинетов поначалу основными недоработками были однообразие смыслового контента курса (в основном, лекции) и отсутствие обратной связи со студентами (работа строилась по принципу «говорящей головы»). Особенно этим «страдали» возрастные педагоги. Они столкнулись с отсутствием необходимых технических и методических навыков при работе с информационного-технологическими платформами.

Методическая служба сопровождала педагогических работников при создании качественного контента личного кабинета. Так, со временем, скучные лекции стали выразительными и наглядными, наполнились гипертекстами, мультимедиа, виртуальной реальностью.

Еженедельно по итогам мониторинга личных кабинетов в системе электронного обучения проводились совещания с заместителем директора и заведующими отделениями, на которых обсуждали полученные результаты реализации образовательных программ, анализировали онлайн-уроки.

Система дистанционного обучения предполагает единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляцию положительного отношения обучающихся к учебе; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сознательность, системность и последовательность в обучении.

Дидактической основой технологий дистанционного обучения является активная самостоятельная учебная деятельность студентов, это означает, что педагог должен уметь планировать, организовывать и контролировать эту работу.

На базе основного общего образования, на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии в учебных планах предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта, который по своей сути является самостоятельным видом деятельности.

Преподаватели общеобразовательного цикла впервые сопровождали выполнение индивидуальных проектов в онлайн-режиме в форме групповых и индивидуальных консультаций, защита проектов тоже проходила дистанционно. Методисты отделений стали организаторами и кураторами этой работы.

Отдельная тема – проведение лабораторных и практических работ в формате дистанционном обучении. В традиционной образовательной системе эти работы требуют специального оборудования, макетов, химических реактивов и т.д. Возможности дистанционного обучения, уверены, могут существенно упростить задачу проведения лабораторных и практических работ за счёт использования мультимедиатехнологий, имитационного моделирования и т.д. Наши преподаватели убедились, что виртуальная реальность позволяет продемонстрировать явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

В системе дистанционного образования для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала ведущим стал тестовый контроль. Тестирование - объективный метод контроля знаний, где возможный субъективизм преподавателя практически исключен, тестовый контроль дает возможность проверить знания по всем темам курса, что позволяет исключить элемент случайности при проверке знаний с помощью билетов.

Дистанционные курсы педагогических работников наполнены качественными диагностическими, базовыми тематическими и итоговыми тестами.

Мы пришли к выводу, что дистанционное обучение является перспективной образовательной технологией, особенно в инклюзивном образовании, в сфере дополнительного образования и при организации учебного процесса во время карантина. Во всё остальное время, уверены, учебный процесс должен реализовываться в традиционном формате с использование смешанного, который предполагает интеграцию разных видов обучения.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar