- 30.05.2022
- 2658 Просмотров
- Обсудить
Профессиональное образовательное частное учреждение «Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза»
Когда я слушаю – забываю,
когда вижу – запоминаю,
когда я делаю – понимаю.
когда вижу – запоминаю,
когда я делаю – понимаю.
Аннотация. В статье рассматривается организация конкурса учебно-исследовательских работ как способ образовательной интеграции школы и профессионального учебного заведения в рамках реализации профориентационной работы. Выявлены основные инструменты для создания условий формирования научного мировоззрения обучающихся, практической направленности и её взаимообусловленности с теоретической базой исследований.
В современном мире основой технологического могущества становится наука. Она мыслится и как надежный инструмент распространения информации для обеспечения высокого уровня управления обществом, и как сфера, с которой связывают надежды всего мира. Прогресс развития человечества связан с достижениями науки. Сегодня можно говорить о предметно-дисциплинарной организации науки, фиксировать наличие логико-методологической и теоретической базы современной науки. Наука перестраивает наше мировосприятие, формирует наше мировоззрение, настраивает современного грамотного специалиста на применение теоретических достижений в области практических задач.
Педагогической общественностью осознается, что проектно-исследовательские методики способствуют развитию важнейших творческих, ориентационных, общих компетентностных способностей и навыков учащихся. Однако пока еще сложно выделить качества и способности личности, наиболее успешно развивающиеся при реализации исследовательской деятельности, обосновать их важность для социализации и профессионализации, предложить методики фиксации образовательного результата. С этой целью в Барнаульском кооперативном техникуме был организован конкурс «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» на лучшую учебно-исследовательскую работу учащихся школ и студентов.
Такого рода работа проводилась разными образовательными учреждениями, здесь мы не оригинальны, но желание интегрировать знания, практическую направленность школьных и студенческих исследований в области интересов потребительской кооперации региона инициировало преподавателей к организации конкурса.
Целью проекта стало формирование научного мировоззрения участников конкурса, практической направленности и её взаимообусловленности с теоретической базой исследований.
Мировоззрение интегрирует знание, взгляды, убеждения, идеалы, и при этом создается целостная картина мира. Мировоззрение же каждого школьника или студента складывается дифференцированно, по крупице в процессе деятельности, воспитания и обучения. Мировоззрение, таким образом, имеет двойственный характер, а названные его стороны можно рассматривать как диалектически взаимосвязанные противоположности.
Интегральный подход к формированию научного мировоззрения школьников и студентов основан на соблюдении принципов системности, содержательности, целостности, комплексности, что позволяет ответить на важные, казалось бы, неразрешимые с точки зрения формальной логики вопросы: «что суть регресс и прогресс?», «возможно ли применение диалектических законов в практической деятельности?», «возможно ли познать мир?», «как познать мир?» и т.д.
Такого рода работа предполагает выделение ведущих мировоззренческих вопросов, которые составляют фундамент в системе понимания мира, определяют отношение человека к природе, обществу и самому себе. При этом складывается структура мировоззрения, которое отражает систему социальных отношений в виде теорий, соответствующих определенной форме общественного сознания. В нашем случае – это наука.
Наука в целом дает ответ на важнейший мировоззренческий вопрос: «Каков мир?» Участвуя в конкурсе, активизируя и удовлетворяя свои исследовательские интересы, учащиеся и студенты получают ответы на вопросы: «Какова роль науки в обществе? Что такое научное познание? Каковы его методы? Как определить истинность научного знания?»
Организаторы конкурса ставили задачу трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося и студента в процесс саморазвития путем совершенствования его учебно-исследовательских способностей по направлениям специальностей системы среднего профессионального образования. Проект стал образовательным по характеру, т.к. позволил через содержание учебно-исследовательских работ раскрыть потенциал конкурсантов в решении практико-ориентированных задач. Участники конкурса приобретали навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать разноплановые проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о развитии науки на современном этапе, ее практической ориентированности. Конкурсанты находились в партнерском взаимодействии с педагогами, сверстниками, студентами, учеными. Работая над конкурсной работой, они становились активными пропагандистами необходимости развития науки среди школьников и студентов Алтайского края. Привлечение конкурсантов к решению конкретных научных, социально-ориентированных и общегосударственных задач через написание и защиту исследований способствовало формированию деятельных, думающих личностей, граждан, понимающих свою ответственность за будущее своей Родины.
Актуальность конкурса можно оценить по отклику, который он получил за время проведения только в текущем 2021-2022 учебном году : количество конкурсантов и их научных руководителей превысило 120 человек, докладов – приблизилось к 100. В работе конкурса приняли участие школьники, студенты, педагогические работники учреждений среднего и высшего образования г. Барнаула, общеобразовательных школ, работники предприятий системы потребительской кооперации Алтайского края.
Содержание исследований конкурсантов и возможность решения некоторых задач, стоящих перед системой потребительской кооперации региона, заинтересовало работников этих организаций, что обусловило практико-ориентированную направленность конкурса.
Необходимость проведения открытого конкурса заключается в:
- пробуждении у участников проекта и представителей основных целевых групп, на которые направлен проект, интереса к истории, развитию и деятельности предприятий системы потребительской кооперации Сибирского региона;
- вовлечении молодёжи в социальную практику и содействие её профессиональной социализации посредством совместной учебно-исследовательской деятельности учащихся школ и студентов среднего профессионального образования, работников предприятий системы потребительской кооперации Сибирского региона;
- организации учебного, научно-исследовательского сотрудничества учащихся средних общеобразовательных учреждений и студентов среднего профессионального образования системы потребительской кооперации Сибирского региона;
- формировании компетенций выпускника средних общеобразовательных учреждений и будущего специалиста в процессе научной и учебно-исследовательской работы под руководством преподавателей;
- выявлении положительного опыта совместной работы школьников и студентов среднего профессионального образования системы потребительской кооперации Сибирского региона по формированию личностных и профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности.
Социально-экономический характер проекта проявляется через взаимообусловленность и задач среднего общего, среднего профессионального образования, и задач, стоящих на современном этапе перед предприятиями системы потребительской кооперации Сибирского региона.
Такая форма организации работы педагогов – это непрерывный процесс практико-ориентированной деятельности выпускников школ, студентов среднего профессионального образования, стремящихся к получению академического высшего образования.
Список литературы:
1. Иванова, А.М. Организация работы над профориентационным проектом [Текст] / А.М. Иванова // Школа и производство. - 2019. - No 6. - С. 10-12.
2. Килина, И. А. Подготовка кадров в сфере профориентации обучающихся: проблемы и перспективы [Текст] / И. А. Килина, Е. В. Понамарева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — No 3 (11). — С. 28–31
3 Пряжникова Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2017. – 494, с.
4. Социализация человека : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Мудрик. - М. Academia, 2018. - 299, с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.