Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Май » 31

Тексты современных песен: поэзия и антипоэзия на занятиях по дисциплине «Родной язык»

Мордвинова Елена Александровна
ПОЧУ "Барнаульский кооперативный техникум Алтайского крайпотребсоюза»

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о том, каким образом возможно рассматривать тексты современных песен на занятиях по родному языку со студентами 1 курса СПО. Особый акцент сделан на том, какое влияние оказывает современная поп-культура на становление личности обучающихся. Также приведены примеры сравнения текстов классического содержания известных классиков с современными текстами песен.
Ключевые слова: Поэзия, антипоэзия, песня, художественное своеобразие, писательская концепция.

Нам всем очень нужна музыка. Она сопровождает человека от рождения до самой смерти. В детстве мама напевает ребёнку колыбельные песенки, они успокаивают малыша. Ребёнок подрастает, его вкусы и интересы меняются. всё-таки важно, что именно слушают дети, подростки, молодёжь, как влияет на их души и сердца современная музыка. Многое, конечно, зависит от текстов песен. К сожалению, в наши дни всё чаще с экранов телевизоров, с интернет-сайтов доносятся песни, лишённые всякого содержания. Современные «сочинители» используют в них бессмысленные слова, выражения. У современного человека есть выбор: слушать повторяющиеся бессмысленные фразы современных поп – исполнителей или обратиться к песням, например, В. Высоцкого. Последние я бы отнесла к настоящей поэзии, а первые - к антипоэзии. Почему же рядом с замечательными стихами и песнями рождаются песни – однодневки? Кому они интересны?

В 21 веке мы вновь обращаемся к поэзии золотого и серебряного века. Множество поэтов-песенников считают должным как в свое время поэты отдать должное классикам и разместить в своих песнях не просто слово из классического произведения, но и еще добавить настроение.

Язык песен активно используется носителями языка, влияет на речевую культуру всего общества, а негативное содержание текстов песен порой становится нормой речевого поведения личности.

Опыт показывает, что слово действует магически на слушателя. Это легко проверить. Достаточно сказать человеку что-нибудь неизвестное ему, как можно заметить веселое недоверие в глазах. Это вопрос психологии. Речь, звучащая является образцом для подрастающего поколения, ведь музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Когда мы слышим веселую песню, у нас поднимается настроение, а печальная песня наталкивает нас на размышления, грусть.
Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушателя, то это замечательно. Но если молодой человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру, убеждая его в том, что все прочие тексты – «отстой». Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир. И остаются жить такие песни, поэтому и появляются «черные в полоску глаза», «ну фиг с тобой» и другие «шедевры» песенного искусства.

Песня – наиболее простая, но распространенная форма музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии сочетания слов и напева; в узком значении – малый стихотворный жанр. Все ли тексты песен можно назвать поэзией? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к трактовке слова «поэзия» из энциклопедии.

«Поэзия – особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка, часто слово «поэзия» означает изящество изложения или красоту изображаемого [2]. Романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъем, моралистический пафос, словом – эмоциональная насыщенность содержания, составляют существенное свойство поэзии, отличающее её от прозы. С эмоциональной окрашенностью содержания связано значение, которое получают в поэзии средства выразительности. Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков.
В словаре Даля для поэзии даны следующие определения. «Поэзия – изящество в письменности, все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами. Поэзией зовут изящество, красоту, как свойство, не выраженное на словах» [3]. Обычно слово «поэзия» ассоциируется с чем-то светлым в жизни. В чем назначение поэзии? Для чего рифмовать слова, если есть простая и ясная проза?

Поэзия – феномен несколько иного, духовного плана, поэтому её никак нельзя сравнивать с прозой. Поэзия призвана говорить с человеком на том языке, который понимает его сердце, на котором говорит его душа. Назначение поэзии – приносить человеку эстетическое удовольствие. Ведь от стихотворения до песни - всего полшага. Стихи – это своего рода магия, которая использует не только словесные формулы для воздействия на человеческое восприятие, но и музыку, мелодику, ритм. А в музыке – гармония Вселенной. Недаром издревле любые магические ритуалы строились не только на музыке, но и на произнесении слов. В современном мире это назначение поэзии не исчезает, но качество трансформируется. Стихотворения проникают во все явления теперешней Вселенной. Поздравления в стихах на день рождения, корпоративная культура, политические стихи на злобу дня, абсолютно полная вседозволенность во Всемирной сети Интернет.

Литературным языком называют исторически сложившуюся высшую форму языка, обладающую богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой. Норма – основной признак литературного языка. Норму можно определить так: единственная возможность, вариант правильного, образцового применения слова[1]. Но в текстах современных песен эти нормы часто нарушаются.

Так же как материя и антиматерия, мы можем установить, что есть нечто, противостоящее Поэзии. Давайте сделаем несколько сопоставлений: любовь – похоть, рай – ад, здоровье – болезнь. Если первое слово для нас олицетворяет лучшее в ощущениях, то второе вызовет только негативные мысли и ощущения. Первое дано нам для Поэзии, второе – для Антипоэзии. Это не значит, что мы зажмуримся при виде некрасивого явления, ведь мы не сможем отнести описание ада Данте к Антипоэзии. Но Поэзия в любом явлении видит лучшее, она реагирует как нормальный человек: если ему плохо, он грустит, ему говорят, что надо жить - он живет для себя и для других. Поэзия грустит, когда плохо, радуется, когда хорошо. Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше [4]. Что увидела бы поэзия в сцене избиения Христа? Она увидела бы человека, страдающего не только за идею, но и за людей, увидела бы его стойкость, мужество. Антипоэзия смакует подробности избиения человека. Можно сказать, что это – художественное изображение реальности, но причем здесь Поэзия? Что поэтического в этой картине. Нормальный человек при виде этой картины будет удручен. Антипоэзия наслаждается от страданий человека, чье имя является символом смирения, любви к ближнему. Восхваление низменного в человеке и преклонение перед низменным есть не что иное, как апологетика (защита) Антипоэзии. Причем настоящие термины извращаются: белое обозначается как черное, грязное как чистое, смерть как нечто высшее… Тогда что остается для жизни? Антипоэзия по формальным признакам не отличается от Поэзии, но внутренне содержание противоречит эстетическим принципам, заложенным в понятии «поэзия».

Что же мы можем отнести к Антипоэзии? Есть так называемая подзаборная поэзия – с употреблением нецензурной брани. Но поэт – высококультурный и образованный человек, который может найти эпитеты понятные любому человеку и обойтись без брани. Есть литераторы – любители, которые считают себя обязанными вносить в стихи мерзости, отстаивать мнение, что поэзия призвана воспевать мерзости. Подобные произведения не относятся к поэзии. Но Антипоэзия в современном мире легко маскируется под Поэзию, утверждая свои принципы от лица Поэзии.

Одно из основных делений происходит по жанровой составляющей мужская и женская баллада о любви, о неразделенной любви, об онлайн-любви. В текстах песен любовной тематики эмоциональное начало передается с помощью слов-сигналов, следствием этого является эмоциональная бедность изучаемых текстов, а также их стандартность. В текстах песен выделяются следующие смысловые доминанты: Счастливая / Несчастливая любовь; Любовь как символ заточения, неволи, плен; Угасание любовного чувства как наркоз, война, пальба; грустный дэнс. Тема любви воплощается в текстах песен при помощи образов-символов: раненое сердце («попадаешь в сердце словно выстрел», «попала в сердце пуля-дура», «сердцеедка… ты играешь со мной в русскую рулетку»), душа, глаза, сумасшедший взгляд, «ты кидаешь в меня взгляд – это пули», «свету фонарей твои глаза мне напомнят о том, что в мире есть чудеса».

Символы несчастной любви: разбитое сердце, слезы, боль, заболевание, одиночество. В современных песенных текстах наблюдается частотность употребления варваризмов в обращении к любимому человеку – это объясняется целью придать песенному тексту большой колорит. Любимка или краш «crush» - деформировать, раздавливать, сломить», а в 2018 году городской словарь дает определение данному слову – «это некто, к которому другой человек испытывает любовные чувства». Согласно данному определению мы понимаем, что сам краш не отвечает взаимностью, и даже более того может и не знать о том, что к нему испытывают чувства. А вот в песне «Краш» NILETTO и Клавы Коки, уже проявляется «шантаж» и слежка по отношению к Крашу, так как он «ограниченный тираж» с которым можно поиграть в игровую приставку «консоль». Еще примером варваризмов могут послужить песни «Credo» Zivert, «Dreams» Димы Билана, «Грустный дэнс» Artik & Asti и Артема Качера, «Любимка» NILETTO, «Алё» Андрея Гризли и Элины Чага в названиях, которых уже иностранные слова, а в некоторых они уже используются транслитом и приобретают русский оттенок. В тексте песни «Алё» есть строки: «Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me»; выражение «люби меня» приобретает смысл «лови меня». Практически отсутствуют слова «наедине, вдвоем или вместе», их заменили «жаркое визави», «давай на тет-а-тет… прайм-тайм» (в значении свое личное время или свое окружение). Трек «невывоЗИМАя» пестрит английскими оборотами речи «Обратный change на билет… I need, need, need your love I need your love and I need your body…Реальность – Among Us Звоню последний раз Я знаю, all about us».

Про время говорится, что оно быстротечно, необратимо, звучит ностальгия о прошлом. Чаще всего символика ночи предстает в своем интересном изображении, это время, когда можно «забыться, проститься». Мечты или «dreams», грезы – это все происходит в полночь. В ночное время лирический герой может сказать, что «под утро снова размажет, я выключаю свой гаджет» и что отключение телефона будет означать конец их отношениям, или другой вариант подобного же «забыть на утро тебя как выстрелом в голову».

Еще можно провести параллель между классическими стихотворениями и современной поэзией:
Борис Пастернак

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.

Ирина Дубцова («Химия» Дима Билан)
Да, я многим рушил мечты
Бил сердца и на полпути терялся
Что со мною сделала ты?
Мой в тебе осколок души остался
Когда уходила навсегда
Просто обрушив на меня это небо
Дикая твоя красота
Всё, что только хочет могла со мной сделать
Ты мои стихи, ты стихия, ты химия
Да, я все свои хиты на твое имя выменял
Это так ничтожно мало, сказать: "Я люблю тебя"
А я самого себя из тебя создаю. Моя...

В каждом из стихов говорится о том, что любить можно легко «рушить мечты» другим и очень тяжело «нести крест». Лирический герой и там и там отдает всего себя отношениям, верит, что они являются самыми искренними и правдивыми.
Сергей Есенин
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.

«Алё» - Элина Чага, Андрей Гризли

Куда несёт меня, этот рок событий?
Тебя не поменять и почему то никак не забыть мне.
Мы оказались высоко, где-то мы потерялись.
А падать так легко, оттуда, куда мы всю жизнь забирались.
Зачем нам эти города, а? Мы с тобою, как дети
На огромной планете, но видимо видим лишь только себя.
Не трать на меня эти слёзы, нам всегда было непросто.
Вечно падали мы, и падали вниз с тобою, как звёзды.
Алё - не бросай, пройдёт полоса.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
На взлётной гроза, но нет пути назад.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
Вы помните? О, да. Вы всё, конечно, помните.
Как я была одна, в этой холодной комнате.
Как далеко опять зайдёшь? Хватит, я наигралась.
И как в ладони не сгребёшь всё то, что теперь между нами осталось.
И где найти нам своё место в мире топов и стрессов.
Давай отключим процессор и просто начнём новую жизнь.
Я серьёзно, ведь пока ещё не поздно.
Ну же, падай ко мне, падай но не, не смотри вниз.
Алё - не бросай, пройдёт полоса.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
На взлётной гроза, но нет пути назад.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
Алё - не бросай, пройдёт полоса.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
На взлётной гроза, но нет пути назад.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
Наши голоса исчезнут в шумном городе.
Словно мы одни под ветром, да на холоде.
И горят огни на взлетной, в нашей комнате.
Алё - ответь! Ответь!
Алё - не бросай, пройдёт полоса.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
На взлётной гроза, но нет пути назад.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me.
Алё - не бросай...
падаешь - ловлю, падаю - love me...
На взлётной гроза, но нет пути назад.
Пойми, падаешь - ловлю, падаю - love me...

Мельников М. А. и Решетняк М. М.
(«Сопрано» Ани Лорак и Мот)

Любишь не любишь, это не важно.
Ты обманула, я тебя дважды.
Сердце кричит - голос сопрано.
Я слишком поздно, ты... ты слишком рано.
В душе агония, боль.
Хочет она реванша.
Готов бежать за тобой я хоть до Ламанша.
Не могу дышать, но сердце знает.
Как хочу кричать, что это значит.
Только мы одни на целом свете.
Верили в любовь, любовь навеки.

Комментариями к данным стихам стали слова самих авторов и исполнителей, Элина Чага: «В мире топов и стрессов, в эпоху хайпа, и уже таких однотипных звуков и текстов, послушайте что-нибудь красивое, с вкраплением великой русской поэзии».

Александр Пушкин
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Гусейнли джахид афраил оглы
Малахин михаил валерьевич
Комета JONY

Всё без тебя не так
Лечу к тебе я, словно комета
И даже под дулом пистолета
Я найду тебя, я, я найду тебя, я
Ведь без тебя дико мне так
Ты просто подойди ко мне, да
Я знаю, будет наше это лето
Ведь ты моя, да, ведь ты моя, да
Всё без тебя не так
Лечу к тебе я, словно комета
И даже под дулом пистолета
Я найду тебя, я, я найду тебя, я
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя
То как зверь она завоет
То заплачет, как дитя
И если ты найдёшь во мне Инь Янь,
Останови это мучение
В тот миг, когда я потерял тебя
Там вдали падала Луна

К Керн* Александр Пушкин

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

EZZIATI «Пушкин»
Ты помнишь чудное мгновение
Перед тобой явилась я
И это было не ведение
А новая история
И ты на меня молился как
Икону вдохновения
А я взамен сотру всё в пух и в прах
Все твои сомнения
Я знаю что тебя на свете нет лучше
Но если вдруг к виску приставят пушку
Готов ли ты драться на дуэли за меня
Как Пушкин как Пушкин
Как Пушкин как Пушкин
Как Пушкин сумел бы ты так за меня
Когда-то ты со мною спорил
Любовь во имя ли добра
Никто не подводил итоги
И между двух огней ничья
Это как неистовая сила
На всё пойдёшь ради любви
Так Пушкин говорил красиво
Кусая губы до крови

Данный тип ошибок включает в себя нарушения в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений.

Из целого ряда грамматических ошибок нами выявлены прежде всего следующие:
-неверное употребление наречий:
У него же в сердце всегда ниже нуля/И с тобою быть тоже не релевантно («Бабы» Клава Кока).
-ошибки при употреблении местоимений:
Нас сожгут лучи, их принесет восход («Лови» Сергей Лазарев).
-неверное употребление предлогов:
Я тратил себя по КД (Cooldown) («Любимка» NILETTO)
Ото всех пропала, на меня запала (от всех убегают, а пропадают для всех) (Д. Билан – «Мулатка»)
-ошибки при образовании причастий и деепричастий:
Для тебя за невозможным погнавшись («Химия» Дима Билан)
-нарушение падежного образования слова:
Ты в память сохрани этих дней параллели. (П. п. -в памяти)( Светлана Лобода – «Пора домой»).
-нарушение акцентологических норм:
Только зажжет искрА, жаркое визави до утрА (Искра будет верно произноситься, но для рифмы со следующей строкой идёт нарушение, «Лови» Сергей Лазарев)

Ошибки лексические
Наиболее распространенными являются в текстах современных песен ошибки лексические
-нарушение лексической сочетаемости, которая определяется семантическими особенностями слова: Соединения слов, семантически не совместимых друг с другом, приводят к алогизмам:
Сердце несет на запредельной скорости («Я не боюсь» Сергей Лазарев).
-речевая избыточность, многословие –
Плеоназм (употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов), тавтология( употребление однокоренных слов или одинаковых морфем)
Я твой самый близкий boy/ Это ближний Морской бой («Краш» Клава Кока и NILETTO)
лексические повторы
Я не боюсь! (Я не боюсь!)
Я не боюсь! (Я не боюсь!)
В твой сладкий плен я сам сдаюсь
Осудит кто-то ну и пусть («Я не боюсь» Сергей Лазарев)
Снова пропадаем, снова гоним облака
Снова исчезаем, убегаем в никуда, да
Снова залетаем в эти ночи навсегда
Прощай, пока («Dreams» Дима Билан)
-речевая недостаточность, которая возникает в результате немотивированного пропуска слова:
Пишем кратко, непонятно/ Три часа за свою правду/ На пол жемчуг/ Мне не легче/ Этот вечер бесконечный («Credo» ZIVERT)
-употребление омофонов, нарушающее смысловое единство:
С неба лей, с неба лей, с неба лей
С неба-неба-неба лей
С неба лей, с неба-неба лей
Дождь пока меня ты ждешь
С неба лей
С неба-неба-неба-неба лей дождь
Пока меня ты ждешь - не болей
Небо-небо-небо – не болей
(«Не болей» Баста и ZIVERT)

Кроме того, в поисках выразительных средств художественной речи авторы иногда прибегают к словотворчеству. Создание индивидуально-авторских неологизмов также затрудняет восприятие смысла текста. Таких случаев мы выделили. Так, например, в песне Время и Стекло «VISLOVO»:
На Vislovo, на Vislovo, давай пойдём на Vislovo
Зависнем там, на Vislovo, пусть смотрят все завистливо
На Vislovo, на Vislovo, давай пойдём с тобой на Vislovo
Найди слова, чтоб я пошла и оторвались мы неистово

К нарушению чистоты речи также относится использование просторечных выражений. Например, в песне «Бабы» Клавы Кока: «Я влюбилася – это мой косяк». Егор Крид «Девочка с картинки»: «Какое, нафиг, платье? Ей по душе спортивки».
Все перечисленные нарушения приводят к тому, что смысл современных песен очень расплывчат, скорее его нет совсем. Большинство популярных современных эстрадных исполнителей об этом даже не задумывается. Их задача — увлечь слушателя простенькими мелодиями и простоватыми текстами песен. Иногда тексты песен превращаются в такой бред, что невозможно понять, о чём песня, что хотел сказать миру её автор и исполнитель.

Больше всего в исследованных нами песнях мы нашли примеры использования ненормативной, грубой, бранной лексики, просторечных слов и выражений, слов криминального мира, которые нам встретились практически в каждой песне.
Ты голову дурманишь необыкновенно
И всё вокруг в тумане, я закрою глаза
Мы с тобой взлетаем выше неба
Нам так офи-офи-офигенно (Джиган и Артём Качер)
Ролли-ролли на руке (тик-так)
Я не жду ЗП (тик-так)
Ношу ролли на руке (тик-так)
Ролли на руке (тик-так)
Я богатый, весь в Versace
Деньги крутят вокруг вальс
Я на блоке, как в TikTok'е

Снял видос под жирный бас (р-ррра) (Филипп Киркоров и DAVA)
Когда стали появляться песни с нецензурной лексикой и большим вкраплением просторечий, молодые люди стали больше разбираться и смотреть на смысл сказанного. А еще больше привлекает внимание песни, когда непонятны слова или текст. Приходится либо слушать неоднократно трек, или искать его в Shazam. Тенденции 2020 года говорят о том, чем короче песня и абсолютно незамысловатый текст, тем лучше. Такие исполнители как Моргенштерн или Скриптонит как раз этим и привлекают публику. Их же рэп-предшественники такого не одобряют.

Еще о популярности говорят «реки» в Tik-Tok, или вернее, как часто отрывок или вся песня «рекомендуется» в качестве незамысловатого ролика. То есть уже в XXI веке поп-исполнители не просто подбирают текст, который, по их мнению, станет хитом, а сможет быть исполнен и сурдопереводом, причем не в прямом смысле, что будет переведен для глухонемых людей, а будет показан иными жестами. Отчасти это может показаться глупым, будто зрителю пытаются расшифровать каждое слово.

Тексты современных русских песен большей частью о любви. Очень трудно точно определить тему, основную мысль и смысл некоторых песен.

Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве русской речи Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…».
В соответствии с поставленными целью и задачами, было сделано следующее:
Во-первых, собрана информация по теме исследования;
Во-вторых, даны определения терминам «поэзия» и «антипоэзия»;
В-третьих, собраны песни по результатам анкетирования;
В-четвертых, нами были проанализированы тексты песен для того, чтобы выявить внутреннее содержание.

Современная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать и пробуждать «чувства добрые», не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка:
1. Ошибки этического характера;
2. Когда читаешь тексты песен, часто приходишь в недоумение: а где текст? Есть набор слов для рифмы – текста нет! В большинстве – это бессмысленные тексты;
3. Употребление ненормативных языковых единиц (жаргонной, бранной, приниженной, «криминальной» лексики, речевых штампов);
4. Лексическая несочетаемость слов, немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости;
6. Ошибки логические;
7. Ошибки синтаксические.
Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу, что тексты современных песен можно отнести больше к антипоэзии, чем к Поэзии. Ведь поэзия – образец литературного языка, а антипоэзия использует её негативную сторону

Библиографический список
1. Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи. [Текст]: учебник для средних профессионально-технических училищ / Виноградов С.И., Платонова О.В. и др : Издательство - Москва, 2005. — 360 с.
2. Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи.[Текст]: учебник для профессионально-технических заведений / 5. Виноградов С.И., Платонова О.В. и др : Издательство Москва, 2009 г. — 741 с
3. Горбачевич К.С., Нормы современного русского литературного языка / «Просвещение», 2020
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1925 – 2017
5. Интернет ресурс: http://gramota.ru
6. Культура речи [Электронный ресурс]: справочник /. – Режим доступа: http://homeclass.ru/gramota/kultura-rechi.html 29.01.2021.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка (2005, 24-е издание)
8. Ожегов С.И. О нормах словоупотребления. Культура речи. М., 2014
9. Поспелов Г. Н., Николаев П. А. и др. «Введение в литературоведение» М.: Высшая школа, 2013.
10. Стилистика русского языка и культура речи. Под ред. Захаровой Л.Д. м., 2011.
11. Томашевский Б. В. «Теория литературы. Поэтика» М.: Аспект-Пресс,2016;
12. Хализев В.Е. «Теория литературы» М.: Высшая школа, 2009.
13. Что такое культура речи [Электронный ресурс]: справочник /. – Режим доступа: https://dobro.pw/chto-takoe-kultura-rechi/ 29.01.2021
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar