Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июнь » 1

Проблемы организации практики студентов СПО на производстве и пути их решения

Бакина Татьяна Викторовна, преподаватель
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж

Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских и лабораториях колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.

Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.

Учебная практика предполагает выполнение определенных видов работ по профессиональному модулю и направлена на:
- формирование у студентов практических профессиональных умений;
- приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
- на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.

Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.

Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.

Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.

Основные задачи производственной практики:
- адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,
- воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,
- закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,
- накопление опыта самостоятельного выполнения работ,
- изучение технической документации, новых производственных технологий.
- приобретение навыков работы на современном оборудовании.

В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как быстрота реакции, аккуратность, согласованность действий, наблюдательность.

Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.

Студенты проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики и условия обеспечения безопасности выполнения работ. На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.

Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.
1. Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент - практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 и 4 курсах.
2. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
3. К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
4. Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
5. Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для студентов, проживающих в других регионах. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания.
6. Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
7. Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
8. Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.

Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:
- спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
- учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
- во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности.

В России до сих пор система образования ориентирована на то, чтобы заставить студента учиться, используя механизмы регулярного контроля и наказания. В последнее время система образования переходит на принцип, заинтересованности студента в получении знаний. При такой системе будет отсутствовать необходимость использования методов контроля и наказания.

До сих пор у нас в стране студенты получают услуги, уровень качества и формы, оказания которых установлены сверху. Являясь потребителями образовательных услуг, студенты не имеют возможности заказывать и получать те услуги и того качества, которые позволили бы им стать специалистами, востребованными в современных условиях.

В целях обеспечения эффективности системы профессионального образования необходимо в первую очередь изменить отношение к студенту. Его нужно рассматривать как потребителя услуг и в образовательном процессе студент должен рассматриваться не как объект, а как субъект.

Для того, чтобы готовить высококлассных специалистов, вовсе не требуется усложнять процесс образования, а наоборот, нужно его упростить и правильно структурировать нагрузку с учетом уровня готовности студентов к использованию современных информационных технологий обучения.

Считаю, что в современных условиях необходимо внедрить механизмы, предусматривающие более активное участие в системе образования предприятий и бизнеса как главных заказчиков образовательных услуг. Для этого необходимо предоставить возможность предприятиям принять участие на любой стадии образовательного процесса в том числе:
- при разработке образовательных программ;
- в преподавании определенных дисциплин;
- в процессе организации производственной практики студентов;
- при аттестации выпускников вузов и др.
- при общественной аттестации образовательных программ и вузов.

Таким образом учебные заведения должны научиться обучать студентов, за которых обучение оплачивает предприятие, с учетом специфических требований предприятия – заказчика подготовки специалиста. Для этого целесообразно создать специальную базу данных учета специфических требований работодателей. Кроме того, для эффективного сотрудничества колледжей и работодателей с целью объединения усилий при решении определенных задач в рамках подготовки специалистов необходимо создать единую сетевую виртуальную среду взаимодействия и осуществления совместной деятельности. Это позволяет им интегрировать на новом организационном уровне и оперативно решать задачи на основе сетевого взаимодействия.
Еще одной интересной формой является совместное инвестирование колледжами и предприятиями различных проектов, в том числе создание производства с совместным их участием.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar