- 08.06.2022
- 2325 Просмотров
- Обсудить
заместитель директора КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Курдюмова Валентина Борисовна,
методист КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Сегодня главный тренд в профессиональном образовании связан с цифровой революцией, которая ведёт к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения. Развитие цифровой экономики предполагает активную позицию образовательного учреждения по проектированию новых подходов к реализации образовательного процесса в условиях цифровизации профессионального образования.
В настоящее время одним из главных приоритетов является идея безусловного равенства между людьми, из которой вытекает необходимость борьбы с проявлениями любой дискриминации, что закреплено Конституцией РФ. В области образования этот принцип получил своё отражение в виде инклюзии, основной целью которой является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями. Использование современных информационных технологий и цифровизация образования помогают создать доступную и адаптивную среду инклюзии.
Актуальной стала необходимость адаптации методики освоения цифровых компетенций лицами с ОВЗ, выбор технологий педагогической деятельности при работе со студентами с различными нозологиями.
Согласно установкам развития цифровой экономики России доля населения с цифровыми навыками должна составить не менее 40 %, а вузы и колледжи должны выпускать ежегодно более 800 тысяч специалистов, обладающих IТ-компетенциями на среднемировом уровне.
Возникает проблема: с одной стороны, образовательному учреждению необходимо обеспечить лицам с ОВЗ и инвалидностью освоение трудовых функций, получение необходимых знаний, умений, навыков, с другой стороны, состояние здоровья таких обучающихся препятствует этой продуктивной учебной деятельности.
Внедрение так называемых «сквозных цифровых технологий» призвано существенно облегчить повседневную жизнь инвалидов и повысить их профессиональные возможности.
Цель представленной практики – создание условий для формирования IT-компетенций у обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Задачи:
1. Формирование цифрового образовательного пространства в колледже.
2. Создание безбарьерной среды для обучения в образовательном учреждении.
3. Методическое сопровождение обучающихся - инвалидов и лиц с ОВЗ с целью подготовки к конкурсу профессионального мастерства «Абилимпикс».
Целевая аудитория:
1. Педагоги;
2. Работодатели;
3. Обучающиеся, родители (или законные представители).
Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса — крупнейшее в Красноярском крае многопрофильное образовательное учреждение многоуровневого, непрерывного профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, обладающее высоким материально-техническим, социально-бытовым и кадровым обеспечением образовательного процесса, соответствующим государственным требованиям, имеющее филиалы в г. Ужур и г. Боготол.
В колледже созданы условия для получения качественного образования по 18 программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих; осуществляется внедрение адаптированных, практико-ориентированных образовательных программ, обеспечивающих функционирование информационно-ресурсной площадки по подготовке специалистов IT-компетенций для цифровой экономики Красноярского края.
Между тем, ориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью, но сохраненным интеллектом, на будущие «умные профессии» в сфере больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта, интернета вещей, блокчейна, виртуальной и дополненной реальности и т.д. является не только общественно полезной, но и гуманной акцией.
В колледже создано цифровое образовательное пространство, необходимые условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ: оборудованы учебные аудитории, кабинеты, лаборатории, в которых соблюдены все необходимые требования к рабочему месту обучающегося. Проводится работа по адаптации имеющегося программно-методического обеспечения для обучения лиц с ОВЗ (в том числе инвалидов); разрабатываются адаптированные учебные планы и программы, индивидуальные планы профессиональной реабилитации; создаются цифровые образовательные ресурсы для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
В целях обеспечения технической поддержки профессионального образования инвалидов используется оборудование для дистанционного обучения, платформа Moodle для создания цифровых образовательных ресурсов и реализации обучения в режиме офлайн и онлайн.
Осуществляется подготовка педагогов к реализации инклюзивного обучения по программам повышения квалификации: «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», «Технология дистанционного образования» и др. — с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации с применением ИКТ, специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.
Сегодня немыслимо говорить о качественной жизни людей с ОВЗ без использования ими специальных технических средств, в зависимости от вида и степени ограничений функционирования.
В колледже создана безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц относящихся к категории инвалиды различных нозологий. Используется специализированное оборудование: тактильные и аудиодисплеи для незрячих пользователей, таблички и мониторы Брайля, специализированные мыши для людей с нарушениями слуха и речи, аудиопетли, индукционные петли для подключения слуховых аппаратов и усиления мощности звука, оборудован специальный санузел, установлены специальные контактные полосы, световые табло и другое необходимое оборудование для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Обеспечен свободный подъезд к учебным корпусам и аудиториям, у входа оборудован информационный стенд (бегущая строка), тактильные таблички. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата сооружены поручни, пандусы и установлена беспроводная система вызова помощи, оборудован специальный кабинет для детей-инвалидов. Рабочие места для слабовидящих организованы возле окон, рабочие места для лиц с нарушениями опорно-двигательного размещены у входа в аудиторию.
Педагогами колледжа создана образовательно-воспитательная среда посредством использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов «Академии Медиа», использования специальных образовательных платформ и порталов и т.д.
Инвалиды и лица с ОВЗ имеют возможность использования сетевой платформы онлайн-образования «е-Сибирь» регионального центра компетенций в области онлайн-обучения в г. Красноярске по таким направлениям, как сети передачи данных, кибербезопасность, программирование, системное администрирование, «интернет вещей».
«Интернет вещей» — это следующий уровень развития устройств, которые могут объединяться в сеть через интернет или с помощью беспроводных технологий. Обмен данными происходит в режиме реального времени как напрямую, так и через удаленные онлайн-серверы. Устройства работают в автоматическом режиме, а пользователь может управлять ими, в том числе дистанционно. К интернету возможно подключить не только компьютеры, ноутбуки, смартфоны и планшеты, но и практически любое устройство, такие, как: смарт-часы, умные бытовые приборы, дата-центры и даже «умную» одежду.
Методические материалы онлайн-платформы используются педагогами в качестве системы подготовки участников по IT-компетенциям чемпионата «Абилимпикс». Колледж ежегодно принимает участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс», который является средством выявления и поощрения талантливых студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Цель подготовки обучающихся к конкурсу профессионального мастерства «Абилимпикс» – формирование практических навыков, в т.ч. в области IT-технологий.
В колледже создается рабочая группа, в состав которой входят опытные преподаватели профессионального цикла, педагог-психолог, методист. К участию в подготовке конкурсанта привлекаются работодатели из IT - организаций Красноярского края – социальных партнеров колледжа. При подготовке участников конкурса важную роль играет методическое, тьюторское и психолого-педагогическое сопровождение, педагогические технологии. Накапливается методический опыт, приобретаются новые знания; анализируются итоги предыдущих конкурсов; вырабатывается система подготовки участников; актуализируются основные профессиональные образовательные программы по специальностям «Прикладная информатика» и «Компьютерные системы и комплексы» в соответствии с запросами работодателей, цифровой экономики, требований конкурса «Абилимпикс».
Большая роль отводится педагогу-наставнику. Наставники применяют современные педагогические технологии: технология сотрудничества; личностно-ориентированный, деятельностный, проблемно-рефлексивный подходы; здоровьесберегающая и диагностическая технологии; технология тьюторского сопровождения и другие.
Алгоритм подготовки конкурсантов «Абилимпикс» можно представить в виде следующих этапов:
1. организация и проведение внутриколледжных отборочных этапов конкурса;
2. наблюдение за обучающимися в ходе выполнения конкурсных заданий с целью выявления их способностей и оценки уровня теоретической и практической подготовки;
3. отбор участников из числа студентов специальностей «Прикладная информатика», «Компьютерные системы и комплексы», показавших лучшие результаты в IT-компетенциях;
4. создание команды из 3-4 обучающихся для участия в региональном конкурсе «Абилимпикс»;
5. проведение психологического тестирования, анализ сильных и слабых сторон конкурсанта;
6. составление плана подготовки к соревнованиям, плана самоподготовки участника;
7. ознакомление с конкурсным заданием, анализ содержания и уровня его сложности;
8. оформление и работа над конкурсным заданием;
9. организация участия обучающихся в региональном конкурсе профессионального мастерства;
10. сопровождение конкурсантов, оказание поддержки, психологической помощи.
На основе опыта организации, проведения внутриколледжных этапов конкурса и участия обучающихся в региональных чемпионатах «Абилимпикс» методической службой колледжа составляются рекомендации для педагогов -наставников по подготовке конкурсантов.
Для победы в конкурсе «Абилимпикс» важно не только правильно и рационально распределить рабочее время, отведенное на выполнение задания с учетом физических проблем со здоровьем, но и проводить тестирование профессиональных навыков и умений, а также психологические тренинги по формированию и поддержанию позитивного настроя. Необходимо применять методы, учитывающие динамику и уровень работоспособности обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Для предупреждения утомляемости обучающихся данной категории после каждого часа работы рекомендованы 10-минутные перерывы. Подготовка к конкурсам активизирует творческие возможности участников, способствует проявлению у них самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и совершенствует их мастерство. Для мотивации конкурсанта необходимо создание ситуации успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Именно совокупность применения всех позиций в подготовке участников (материально-техническое обеспечение, инновационные педагогические технологии, современное программное обеспечение и др.) позволяют обучающимся колледжа побеждать в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» по компетенциям:
- «Веб-дизайн (программирование)» — 3 место, 2020-2022 гг.;
- «Администрирование баз данных» — 1 место, 2021-2022 гг.
Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки IT-специалистов, создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Конкурс «Абилимпикс» меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению высококвалифицированных специальностей и хорошей работы.
Список использованных источников
1 Влияние конкурсов профессионального мастерства на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста / Н.Ю. Загайнова, Е.Ю. Кузнецов, И.Г. Герасимова, С.В. Михайлова //Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: Сб. статей МНПК. – Уфа: Омега Сайнс, 2021. – С. 31-36. – Текст электронный. – URL: https://elibrary.ru.
2 Грибанов, И.Н. Концептуальные подходы развития в Российской Федерации движения «Абилимпикс» как компонента системы инклюзивного образования/ И. Н. Грибанов //Наука и Реальность. – Москва, 2021. – № 1 (6). – С. 9–14. – Текст электронный. – URL: https://elibrary.ru.
3 Методические рекомендации по совершенствованию среднего профессионального образования по результатам проведения чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям: письмо Минобрнауки России от 28.12.2017 № 06-2069// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [сайт]. – Текст электронный. – URL: https://docs.cntd.ru/document/556793863?marker=6500IL.
4 Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России /Под редакцией Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. – Москва: НИУ "ВШЭ": Институт образования, 2019. – 271, [1] с. – ISBN 978-5-7598-1937-0. – Текст: непосредственный.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.