Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июнь » 19

Специфика преподавания дисциплин общеобразовательного цикла в колледжах

Шмаргунова Анна Викторовна
Шмаргунова Екатерина Викторовна

КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Подготовка по общеобразовательным дисциплинам в колледже, а также их проведение – это целая наука, в содержании которой есть свое место методам обучения, их многообразию, возможностям их совершенствования.

Сегодня стало абсолютно понятно, что без повышения квалификации педагогов и использования современных технологий обучения мы не сможем выпускать высококвалифицированных специалистов.

На основе своего опыта работы в колледже, можно отметить, что с каждым годом объем информации, обязательной для усвоения студентами, неуклонно увеличивается. Кроме того, информация профессиональной направленности довольно быстро устаревает и нуждается в обновлении.

В этой связи, одной из основных задач преподавателя общеобразовательных дисциплин является необходимость так формировать мышление обучающегося , чтобы он мог самостоятельно находить и усваивать новую информацию, касающуюся своей будущей профессии или специальности.

Анализируя годы преподавательской деятельности в среднем специальном учебном заведении, мы попытались сформулировать некоторые наиболее, на мой взгляд, важные факторы, влияющие на взаимоотношение обучающихся и педагога, а также особенности преподавания общеобразовательных дисциплин в колледже.

В колледж довольно просто поступить. Вступительные экзамены, как правило, не предусмотрены, в лучшем случае, приемные комиссии при зачислении абитуриентов проводят «конкурс аттестатов». Из-за этого учиться сюда приходят чуть менее подготовленные дети, ушедшие из школы по причине нежелания сдавать ЕГЭ или по рекомендации родителей. А слабых учеников сложнее обучать, их совсем не просто мотивировать на добросовестное освоение учебного материала. Приходится чаще на занятиях использовать различные формы нетрадиционного обучения (наглядный метод, видеометод, занятия-соревнования, занятия-игры и конкурсы), а также дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

Преподавателю общеобразовательных дисциплин на своих занятиях необходимо выстроить так учебный процесс, чтобы обеспечить эффективную и плодотворную работу каждого обучающегося на протяжении всех лет его пребывания в колледже, чтобы полученные им знания, умения и навыки стали основой для самообразования и самосовершенствования в будущем.

Когда абитуриенты приходят в колледж целенаправленно, для освоения конкретной профессии или специальности, тогда, они готовы больше времени уделять обучению, и в этом случае с такими заинтересованными в профессии обучающимися работать намного приятнее — ведь они инициативны и активны.

И здесь главная задача педагога не дать обучающемуся растерять первоначальный интерес к выбранной профессии, а наоборот развить его и преумножить.

Преподавание дисциплин общеобразовательного цикла, теоретических и, в особенности, практических или лабораторных занятий, должно быть личностно-ориентированно, педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Чтобы сохранить интерес подростка к выбранной им профессии занятия необходимо выстраивать не в форме скучных лекций или объяснений «на пальцах». Преподавание общеобразовательных дисциплин в колледже должно быть построено на проблемном обучении, когда обучающиеся решают поставленные перед ними задачи, связанные с их будущей профессией.

Необходимо развивать мотивацию обучающихся к дальнейшему расширению знаний, пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Способствовать формированию чувства коллективизма, ответственности за порученное дело. Необходимо, чтобы каждый обучающийся в группе понимал свою значимость в общем коллективе, умел решать поставленные перед группой задачи.

Задача педагога в колледже заложить каждому обучающемуся понимание, чтобы стать хорошим профессионалом в своем деле, нужно не только в полном объеме освоить учебный материал, предоставляемый преподавателем общеобразовательных дисциплин, но и постоянно совершенствовать себя. Этому, во многом, помогает воспитательная и кружковая работа.

Занятия в кружках общеобразовательной направленности способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Занятия в кружках могут проводиться в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий, лабораторных и практических работ, участия в конкурсах и открытых мероприятиях.

Обучение в колледже должно носить практико-ориентированный формат, поэтому преподаватели специальных дисциплин должны не только разбираться в теории, но и уметь передать свои практические навыки обучающимся.

И здесь возникает еще одна необходимость – качественная комплектация учебных и имитационных мастерских в здании колледжа, разработка учебно-методических материалов, внедрение дуального обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.

Для разработки учебно-методического обеспечения производственного обучения в колледже роль преподавателя общеобразовательных дисциплин очень существенна.

Разработка и использование учебно-методических пособий в учебном процессе должно быть направлено на повышение эффективности обучения. Способствовать внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и обучающегося.

Таким образом, студенты будут неотрывно включены в процесс обучение, а также будут осваивать азы своей будущей профессии.

Профессиональное образование не может рассматриваться без взаимосвязи с производственной сферой, без четко организованных практических занятий.

Развитию у обучающихся умений и навыков, связанных с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности способствует проведение соревнований и конкурсов профессионального мастерства как внутри колледжа, так и вне его.

Например, развитие движения «WorkdSkills», по моим наблюдениям, значительно повысило интерес молодёжи к рабочим профессиям. Студенты стали осознавать важность перспективы для их профессионального роста. Движение WorldSkills наглядно демонстрирует, что рабочий труд сегодня – это не отсутствие интеллектуальных задач и устаревшие технологии. Он устроен по-другому, и получать за него можно достойную заработную плату.

Внедрение в среднем специальном учебном заведении демонстрационных экзаменов по стандартам WorkdSkills так же позволяет обучающимся, в условиях приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции независимым экспертам.

Перспектива участия в демонстрационном экзамене серьезно повышает мотивацию студентов колледжей к более углубленному изучению специальных дисциплин, т.к. успешная сдача данного экзамена подтверждает полученную выпускником квалификацию в соответствии с международными стандартами.

Участие в соревнованиях любого уровня даёт обучающимся возможность проверить свои силы, заявить о своём потенциале и самое главное бесценный опыт. Подготовка к конкурсам профессионального мастерства и чемпионатам различного уровня требует грамотного подхода, знания многих тонкостей, это, по сути, целый комплекс знаний, который приобретает конкурсант.

И в результате мы получаем конкурентоспособного специалиста, который умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям труда, обладать набором необходимых профессиональных компетенций в разных областях профессиональной деятельности.

В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.

Обучающийся колледжа, под руководством преподавателя, в процессе обучения должен стать активной, творческой личностью, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Эффективность преподавания общеобразовательных дисциплин, а затем преподавателей профессиональных модулей, в большой степени зависит от познавательной активности самого обучающегося.

Таким образом, задача преподавателя дисциплин общеобразовательного цикла заключается в развитии, у максимально большего количества своих обучающихся, способности ориентироваться в современном производстве, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии или специальности.

Эти навыки помогут выпускникам колледжей, закончив процесс обучения, уверенно чувствовать себя в своей профессии, быть конкурентоспособными на рынке труда.


Список использованных источников:

1. С.В. Базилевич, Т.Б. Брылова, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий, 2019. №4. с. 103 - 113
2. И.В. Кирова, Т.Л. Попова, А.А. Султыгова Использование деловой игры в процессе формирования профессиональных компетенций и интеллектуальной культуры современного студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1–2. С. 91–95
3. М.В. Кларин Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Народное образование, 2019.
4. Методы преподавания специальных дисциплин в профессиональных колледжах. Электронный ресурс. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2897/
5. Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей СПО. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-prepodavaniya-specialnyh-disciplin-dlya-tehnicheskih-specialnostej-spo-5353516.html
6. Особенности преподавания специальных дисциплин в системе среднего профессионального образования. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/262723-osobennosti-prepodavanija-specialnyh-discipli
7. Особенности преподавания специальных дисциплин в условиях модернизации российского образования. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://lfostu.ucoz.ru/publ/problema_kachestva_obrazovanija_v_uslovijakh_fgos_3/1_professionalnoe_obrazovanie_modernizacionnye_aspekty/osobennosti_prepodavanija_specialnykh_disciplin_v_uslovijakh_modernizacii_rossijskogo_obrazovanija/39-1-0-373
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar