- 28.06.2022
- 4010 Просмотров
- Обсудить
Дерова Ирина Владимировна, преподаватель
КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж», г. Енисейск, Красноярский край
Аннотация: в данной статье описан опыт участия педагогического колледжа в пилотировании программы наставничества в формате взаимодействия «педагог-студент», процедуры отбора участников апробации программы, логика формирования наставнических пар, содержание и результаты их совместной деятельности.
Ключевые слова: адаптация, наставник, наставляемый, наставничество, наставническая пара, сотрудничество.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В 2021 году коллектив краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Енисейский педагогический колледж» принял участие в конкурсе образовательных организаций Красноярского края по внедрению целевой модели наставничества. По результатам конкурсного отбора колледж получил статус региональной пилотной площадки по апробации (пилотированию) программы наставничества в номинации «Адаптация в новом коллективе» (форма взаимодействия педагог-студент). Наставничество в колледже представляет собой целенаправленную деятельность администрации, опытных педагогических работников по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество.
Для реализации региональной целевой модели наставничества в колледже была создана рабочая группа, одной из задач которой стала подготовка программы «Траектория сотрудничества» в рамках направления деятельности «Наставничество обучающихся в профессиональных образовательных организациях». В ходе работы был обозначен круг проблем, связанных с адаптацией к новым образовательным условиям, которые возникают у студента при поступлении в колледж. Большая часть студентов испытывает сложности в саморазвитии, общении со сверстниками в условиях изменяющейся действительности.
Адаптация студентов является актуальной и важной задачей для образовательного учреждения, так как от успешности процесса адаптации студентов зависят многие факторы: качественное освоение профессиональной образовательной программы, эффективность социального становления, профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста [2,с.113].
Обучение в колледже является практико-ориентированным. Первокурсники уже на первоначальном этапе обучения начинают свою профессиональную социализацию и активное вхождение в новую деятельность. Особыми факторами понимания роли наставничества выступали внешние вызовы: реализация национальных проектов, процесс цифровизации образования, запросы современного общества на квалификации и профессии, технологизация общества, приводящая к снижению межличностных контактов, необходимых для коллективных форм взаимодействия в процессе профессионального роста специалиста.
Программа «Траектория сотрудничества», разработанная и реализованная в колледже, была направлена на адаптацию студентов-первокурсников специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в новом коллективе. Целью программы «Траектория сотрудничества» являлось вовлечение наставляемых в период апробации в разные виды деятельности для развития и формирования коммуникативных умений на основе социальных практик взаимодействия.
Аналитические данные, полученные в ходе первичного анкетирования студентов-первокурсников, подтвердили наличие проблем, затрудняющих адаптацию студентов.
Причинами возникновения проблем, по мнению участников педагогического консилиума и результатам первичного анкетирования, являются:
- недостаточность практического опыта взаимодействия (студент не умеет отвечать на вопросы в ходе встречи, не умеет самостоятельно договориться о правилах и вопросах группового обсуждения в соответствии с задачей);
- отсутствие условий для проявления личностной активности в ученическом коллективе (студент не умеет вести диалог);
- личностные особенности (скромность, закрытость);
- низкий уровень вербальной и невербальной коммуникации (студент не умеет строить высказывание, давать полный развернутый, аргументированный ответ);
- дефицит речевой культуры (студент не владеет речеведческой культурой);
- высокая ситуативная тревожность (студент испытывает дискомфорт при общении);
- негативный опыт взаимодействия в период школьного обучения (студент не умеет различать вопросы на понимание и на отношение).
Также у студентов наблюдалось наличие дефицита метакомпетенций и навыков SoftSkills: умение работать в команде, отсутствие самоорганизации, несформированность коммуникативных навыков.
Выявление группы наставляемых проводилось в течение «вводного семестра». Так в колледже условно называются первые недели обучения. В ходе «вводного семестра» студенты нового набора прошли собеседование с психологом, приняли участие в первичном тренинге на взаимодействие с членами нового коллектива, стали участниками образовательного модуля «Наш коллектив». Куратором студенческой группы был составлен социально-демографический паспорт. В результате первичного анкетирования «Адаптированность студентов в колледже» (по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова), анкеты «Исследование уровня адаптации первокурсников», были выявлены обучающиеся, испытывающие трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности [1,с.42].
Анализ первичных данных, собранных в ходе мероприятий «вводного семестра», позволил определить список (потенциальных) наставляемых студентов из 13 человек.
Следующий этап работы – подбор (отбор) наставников.
Педагоги колледжа добровольно изъявили свое желание участия в апробации программы наставничества, что явилось, на наш взгляд, положительным фактором в ее дальнейшей реализации. Однако считаем, что педагог-наставник должен соответствовать следующим основными критериям:
- коммуникативные и организаторские умения;
- умение видеть связь между проблемой профессиональной деятельности и проблемой в личном пространстве;
- умение включаться в личное пространство наставляемого;
- профессионализм;
- широкая сфера интересов;
а также первичный интерес к наставничеству в целом.
Наставникам была предложена анкета, в ходе заполнения которой необходимо было ответить на ряд вопросов, выявляющих мотивы и целевые установки педагога по участию в программе.
В результате отбора участниками программы апробации стали 13 наставнических пар.
Наставнические пары были определены на основе приведенных выше методик и первичного анкетирования наставников, первой и второй встречи с фиксацией результатов сотрудничества, которые послужили отправной точкой для создания профиля наставляемого и наставника.
Реализация программы наставничества «Траектория сотрудничества» включала следующие этапы:
- обсуждение слабых и сильных сторон с фиксацией в дневнике наставника и наставляемого;
- создание индивидуальной траектории развития личностного потенциала наставляемого;
- вовлечение в социальные практики,
- участие в тренингах «Работа в команде», «Самопрезентация», «Самопредъявление в коллективе»;
- подведение промежуточных результатов во время финальной встречи;
- выстраивание перспектив дальнейшего сотрудничества наставнических пар.
В процессе сотрудничества были апробированы следующие формы взаимодействия:
- групповые - организация тренингов, модулей, конференций, акций, мероприятий онлайн и офлайн формата, деловые игры, диспуты, конкурсы;
- индивидуальные - диалоговые встречи разной тематики, обсуждение вопросов, рабочие собеседования по индивидуальной траектории развития.
В процессе деятельности наставнических пар удалось создать условия для успешной адаптации студентов-первокурсников, построить эффективную программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на формирование у студентов коммуникативных умений, с учетом их личностных результатов и запросов. Несформированность практических умений коммуникации для выстраивания взаимодействия в новом коллективе у студентов 1 курса - это та проблема, которая была решена в процессе сотрудничества наставника и наставляемого.
В ходе реализации программы и применения механизмов взаимодействия участников наставнических практик были выстроены индивидуальные траектории для развития личностного потенциала каждого наставляемого, способствующие адаптации и эффективному взаимодействию в коллективе, вследствие чего получены результаты:
- сформированность умений для выстраивания взаимодействия в новом коллективе - не менее 90 % наставляемых показывают оптимальный уровень коммуникативной компетенции;
- психологическая устойчивость у наставляемых к новой образовательной среде - по результатам анкетирования более 85% студентов демонстрируют данный показатель;
- сформированность умений составлять быстрые суждения о реакциях людей, а также прогнозировать их - не менее 90 % наставляемых показывают оптимальный уровень коммуникативной компетенции.
Важным результатом для наставников стало приобретение опыта сотрудничества в наставнической паре, а также повышение профессиональной квалификации.
Наиболее успешными практиками для адаптации в новом коллективе и формированию коммуникативных умений студентов стали следующие практики:
1. Сопровождение наставником наставляемого в ходе учебно-исследовательской деятельности.
За период пилотирования программы наставляемый принял участие в научно-практической конференции «Учись. Твори. Исследуй», представлена научная статья на Курчатовских чтениях и исследовательская работа на Кытмановских чтениях.
Результативное участие наставляемой в дистанционной олимпиаде по психологии и по направлению «Классное руководство» (диплом 1 степени). Проведение исследования по психологии. Составлен и проведен опрос (подобрана методика, организовано исследование). По результатам исследования написана статья «Влияние виртуального общения на межличностные отношения студентов». Данная статья была представлена на финальном мероприятии.
2. Организация наставником обучения наставляемых навыкам SoftSkills на платформе «Российское Движение Колледжей».
Участником программы «Траектория сотрудничества» пройдены 7 этапов по направлениям: «Адаптивность», «Креативность», «Проектное мышление», «Работа в команде», «Целеустремленность», «Курсы координатора». Получены сертификаты по каждому направлению деятельности. Прохождение учебных программ на платформе способствовали формированию коммуникативных умений у наставляемого, опыта работы в команде, умение самопрезентации.
3. Вовлечение студента-наставляемого в творческую деятельность через участие в торжественных и праздничных концертах, участие в танцевальных площадках, открытие сезона спортивных игр. Создание новостей и репортажей на студенческом телевидении ПроСтуда ТВ.
Участники программы были включены в мероприятия разного уровня и направленности в соответствии с воспитательной программой колледжа и индивидуальной траекторией развития.
Сегодня студенты-участники программы по направлению «Наставничество» могут быть в позиции наставника для студентов младших курсов при подготовке к чемпионатам и конкурсам, олимпиадам и викторинам, участии в научно-практических конференциях, организации мероприятий в соответствии с воспитательной программой колледжа.
Результаты контрольного анкетирования показали, что студенты демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, отсутствие тревожности. Наблюдаются высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе, что свидетельствуют о том, что участники программы чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам. При необходимости могут обратиться к однокурсникам, педагогам, сотрудникам колледжа за помощью. Студенты-наставляемые проявляют активность и берут инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают взгляды и интересы друг друга.
Наставническая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, которая наряду с другими видами деятельности формирует эту личность.
Наставничество в колледже – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, духовности, физических сил, подготовка к жизни в целом, а также активное участие в профессиональной самореализации.
Практика наставничества в колледже расширяется. В настоящее время разработаны и реализуются программы для формата взаимодействия «педагог – молодой (новый) педагог», «работодатель – студент», «студент – студент», что соответствует тенденциям современного образования.
Список литературы:
1. Темирбаева, Д. К., Исалиева С. Т. Методика исследования адаптированности студентов в вузе /Д.К. Темирбаева , С.Т.Исалиева // Научно-методический электронный журнал «Концепт», – 2016. – Т. 50. – С. 35–106. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76662.htm.
2. Чернобай В.А. Социальная психология: серия «Среднее профессиональное образование» / В.А. Чернобай – Ростов н/Д: Феникс, 2007, – 256 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.