Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Август » 11

Развитие речевой культуры специалистов социально-культурной сферы в условиях деятельности студенческого досугового объединения

Бакун Ирина Геннадьевна,
Лазаревич Валерия Валерьевна
студенты учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Байко Анжелика Петровна старший преподаватель кафедры педагогики СКД БГУКИ

 

Развитие речевой культуры специалистов социально-культурной сферы в условиях деятельности студенческого досугового объединения

 

Аннотация: Рассмотрен потенциал студенческого досугового объединения как средства формирования культуры речи, определены компоненты, показатели и диагностические методы развития речевой культуры, а также особенности организации студенческого досугового объединения по модели североевропейских стран.

Ключевые слова: речевая культура, студенческое досуговое объединение, компоненты речевой культуры

Речевая культура является важным условием и одной из составляющих профессиональной деятельности работника культуры, особенно ведущих культурно-досуговые программы. Наша речь – главный фактор проявления народного и индивидуального самосознания. Грамотное владение словом, всегда ценилось. В современном обществе слово – это непосредственное средство коммуникации людей, а также инструмент воздействия на чувства, сознание и восприятие собеседника. В настоящее время педагоги отмечают снижение уровня речевой культуры у подрастающего поколения, связывая данное явление с негативным влиянием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета. Также негативно сказывается на речевой культуре студенческой молодежи распространение популярного видео-контента, заменяющего чтение книг.

Формирование способностей и культуры человека, в том числе и речевой происходит в разных видах деятельности. Д. В. Васёв [1] выделяет тесную связь культуры чтения с культурой речевой деятельности и культурой личности в целом. Культура речевой деятельности, подчиняет технику произнесения слов и говорения творческой воле говорящего, – происходит формулирование мыслей в момент произнесения, высказывания. Культура речи влияет не только на отбор нужных слов, но и базовых знаний, которые впоследствии используются подсознательно (а для этого в долговременной памяти должен быть достаточный запас слов и конструкций, образовавшийся в процессе чтения литературы и практики говорения). Развитие навыков говорения позволяет в различных ситуациях выбирать наиболее подходящие для них языковые средства, устанавливать контакты, активно общаться, воздействовать и производить впечатление на собеседников, убедительно аргументировать свою позицию, успешно отстаивать свои интересы. Следовательно, от культуры речи и умения аргументировано говорить нередко зависят успех, авторитет, карьера.

В процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы учебными планами и программами дисциплин предусмотрено развитие коммуникативных навыков и культуры речи. Однако по мнению опрошенных нами 100 студентов, обучающихся на 2-4 курсах факультета культурологии и социально-культурной деятельности БГУКИ, объема часов и предлагаемых практических занятий недостаточно для овладения речевыми умениями на достаточном уровне, – поэтому, было бы целесообразно продолжать формировать культуру речи в рамках факультативных занятий или кружка.

Рассмотрев опыт Швеции по организации досуговых объединений [2] (в этой северо-европейской стране они служат альтернативой государственному образованию и формой дополнительного образования взрослых), работы Е. И. Панковой [5] и Т. Д. Рубановой [7], а также приняв непосредственное участие в формирующем эксперименте студента кафедры педагогики социально-культурной деятельности К. А. Громова [3], поддержали идею создания на базе интерната БГУКИ студенческого досугового объединения с целью развития культуры речи его участников. Подготовка к встречам в данном досуговом объединении выстраивается на поиске участниками определённой информации, которая им нужна и которая сможет удовлетворить их собственные потребности.

Студенческое досуговое объединение – сплочение студентов на добровольной основе. Оно создаётся с целью решения различных вопросов с помощью совместной деятельности.

Работа студенческого объединения выстраивается по следующим правилам:

- добровольность участия (каждый участник студенческого объединения должен иметь возможность самостоятельно войти или выйти из него),

- сотрудничество в ходе обучения (участники не соперничают, а оказывают помощь друг другу, делятся своими достижениями и включают всех в процесс общей работы),

- равенство всех (когда в коллективе царит неформальная атмосфера, лидеры стараются стимулировать общение),

- ответственность друг перед другом (все участники осознают собственные цели и стремление к общим достижениям, отвечают за подготовку тем занятий и т.д.),

- активность всех членов объединения во время проведения занятий (каждый может выражать свои мысли, уважать работу других, примерять на себя роль организатора в процессе занятий),

- использования обучающих источников (они служат важным элементом деятельности студенческого досугового объединения, так как в них содержатся информационные материалы, отражены направления работы и т.д.),

- разнообразие средств и методов в учебном процессе (это делает встречи участников более интересными и запоминающимися).

В качестве необходимых умений для себя участники определили:

- свободно, понятно и обоснованно использовать профессиональный язык;

- умение вести беседы, набор которых составляет круг общей и профессиональной компетентности культурного человека – современного специалиста;

- слушать и слышать собеседника, формулировать вопросы в достойной для культурного человека форме, подавать уместные реплики, корректно вступать в разговор;

- убеждать других риторикой, строгой логикой, грамотностью суждений; – участвовать в дискуссиях; последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды;

- выступать с научными сообщениями и докладами, а также небольшой, но яркой и убедительной речью для слушающей аудитории;

- письменно излагать свои мысли, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;

- эффективно читать и слушать, давать общую и профессиональную оценку прочитанного или прослушанного текста;

- развивать лингвистическую культуру, речевой этикет, эстетическое восприятие слова;

- совершенствовать знания и постановку голоса.

Студенческие досуговые объединения обладают потенциалом в формировании культуры речи ведущего программ по следующим направлениям:

- основы культуры речи,

- риторики и

- ораторского искусства.

Для определения эффективности работы студенческого досугового объединения в формировании культуры речи, мы выделили по трем компонентам ряд показателей сформированности речевой культуры и подобрали методики диагностики (представлены в таблице ниже).

Таблица Критерии и показатели речевой культуры

Компоненты речевой культуры

Показатели сформированности компонентов речевой культуры

Диагностические методики

Когнитивный

- знание норм и правил современного художественного языка;

- владение основами этикета речи (умение приветствовать друг друга, прощаться, выражение благодарности и несогласие с мнением остальных)

- качественное использование теоретического материала в области имиджелогии (правила внешнего вида)

- качественный подбор стилей речи

- умение аргументировать и убедить оппонента

- умение определять психологический тип личности

Тест «Культура речи» – Маркова О.В. [6]

 

 

Деятельностный

- умение подбирать фразы и слова в соответствии с правилами речевой культуры

- умение качественно участвовать в переговорах

- умение чётко, структурировано и логично говорить на публике

- умение вести диалоги и монологи

- умение профессионально вести беседы

Авторская анкета

Мотивационный

 

- стремление к профессиональному росту в ведении культурно-досуговых программ

- чёткое стремление к внутреннему саморазвитию

- заинтересованность в произведении впечатления на слушателя

Тест на мотивацию к успеху Т. Элерса [4]

 

Экспериментальную группу составят участники студенческого досугового объединения учатся, которые обучаются на факультете культурологии и социально-культурной деятельности, а контрольную – студенты этого же факультета, которые посещают спортивные секции. Взгляды и интересы большей части испытуемых совпадает по профильной направленности их обучения. Успеваемость студентов в группах исследования хорошая, отстающих в учёбе студентов не наблюдается. Для большинства социально-культурное направление является определяющим на данном этапе их жизни. Большинство из них общаются друг с другом за пределами университета, поэтому коммуникации в группах исследования уже налажены.

Как следует из психолого-педагогических характеристик кураторов студенческих групп, все студенты общаются в малых группах, мероприятия сопровождает дружелюбная атмосфера и хорошее отношение друг к другу. Часть студентов продолжают общение за пределами университета, но большинство из них связаны между собой учёбой, – это помогает выстраивать доброжелательные отношения, поддерживать в коллективе положительный эмоциональный настрой. Студенты очень организованны, ответственны. Хорошая атмосфера создает благоприятные условия для саморазвития каждого студента.

Таким образом до начала констатирующего этапа эксперимента мы сделали следующие выводы:

- будущие специалисты социально-культурной сферы испытывают потребность в повышении уровня речевой культуры и продолжении формирования соответствующих навыков, что актуализирует организацию тематических кружков;

- студенческое досуговое объединение может выступать доступном средством и оптимальной формой организации развития речевой культуры студентов вне учебных занятий. Данный вид досуговой деятельности интересен студенческой молодёжи и может способствовать развитию коммуникации и культуры речи;

- в процессе работы образовательных досуговых объединений необходимо мотивировать каждого студента к участию в образовательной деятельности и творческих проектах, тем самым создавать условия для развития речевой культуры студентов и непрерывного саморазвитие.

Осознавая, что достижение поставленной цели и личного успеха зависит активизации всех участников в проведении учебных занятий, мы совместно составили план дальнейшей учебно-творческой деятельности, определили и предварительно распределили темы для каждого участника и предусмотрели на каждой встрече нашего студенческого объединения обмен опытом. Следовательно, предусмотрели условия чтобы студенческое досуговое объединение стало главной платформой для саморазвития и самореализации нашей студенческой молодёжи. Дополнительно у студенчества будет формироваться активная гражданская позиция так как данные объединения выполняют важную роль приобщения студентов к социально-культурным ценностям, помогают реализации студенческих инициатив, удовлетворяют студенческие потребности в совместной работе, творческой самореализации и коммуникации.

Список литературы

  1. Васёв, Д. В. Культура чтения как средство формирования речевой деятельности / Д. В. Васёв // Научные исследования. – 2020. – С. 44-53.
  2. Веремейчик, Г. Народные высшие школы в Швеции: вчера, сегодня, завтра. / Г. Веремейчик, М. Малинина // Адукатар. – 2007. – № 1 (11). – С. 38-46.
  3. Громов, К. А. Потенциал форм смеховой культуры в повышении адаптированности студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / К. А. Громов // Национальная культура глазами молодых : сборник материалов XLVI итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (18.03.2021 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2021. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM). – Библиогр.: 4 назв. – Деп. в ГУ «БелИСА» 18.06.2021, № Д202119. 
  4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса // Информационно-справочный ресурс «Мой ориентир» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://мой-ориентир.рф/metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu (дата обращения: 10.07.2022).
  5. Панкова, Е. И. Театрализованные дискуссионные формы в деятельности студенческих научных обществ / Е. И. Панкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. – №. 7 (177). – С. 90-96.
  6. Петрякова, А. Г. Тесты по культуре речи : [12+] / А. Г. Петрякова, Е. Д. Бердникова. – 8-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. – 80 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93908 (дата обращения: 01.08.2022)
  7. Рубанова, Т. Д. Книжные клубы как коммуникационная площадка / Т. Д. Рубанова // Библиография и книговедение. – 2018. – №. 3. – С. 85-93.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar