- 11.08.2022
- 3129 Просмотров
- Обсудить
Бакун Ирина Геннадьевна,
Лазаревич Валерия Валерьевна студенты учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Байко Анжелика Петровна старший преподаватель кафедры педагогики СКД БГУКИ
Развитие речевой культуры специалистов социально-культурной сферы в условиях деятельности студенческого досугового объединения
Аннотация: Рассмотрен потенциал студенческого досугового объединения как средства формирования культуры речи, определены компоненты, показатели и диагностические методы развития речевой культуры, а также особенности организации студенческого досугового объединения по модели североевропейских стран.
Ключевые слова: речевая культура, студенческое досуговое объединение, компоненты речевой культуры
Речевая культура является важным условием и одной из составляющих профессиональной деятельности работника культуры, особенно ведущих культурно-досуговые программы. Наша речь – главный фактор проявления народного и индивидуального самосознания. Грамотное владение словом, всегда ценилось. В современном обществе слово – это непосредственное средство коммуникации людей, а также инструмент воздействия на чувства, сознание и восприятие собеседника. В настоящее время педагоги отмечают снижение уровня речевой культуры у подрастающего поколения, связывая данное явление с негативным влиянием средств массовой информации: телевидения, радио, интернета. Также негативно сказывается на речевой культуре студенческой молодежи распространение популярного видео-контента, заменяющего чтение книг.
Формирование способностей и культуры человека, в том числе и речевой происходит в разных видах деятельности. Д. В. Васёв [1] выделяет тесную связь культуры чтения с культурой речевой деятельности и культурой личности в целом. Культура речевой деятельности, подчиняет технику произнесения слов и говорения творческой воле говорящего, – происходит формулирование мыслей в момент произнесения, высказывания. Культура речи влияет не только на отбор нужных слов, но и базовых знаний, которые впоследствии используются подсознательно (а для этого в долговременной памяти должен быть достаточный запас слов и конструкций, образовавшийся в процессе чтения литературы и практики говорения). Развитие навыков говорения позволяет в различных ситуациях выбирать наиболее подходящие для них языковые средства, устанавливать контакты, активно общаться, воздействовать и производить впечатление на собеседников, убедительно аргументировать свою позицию, успешно отстаивать свои интересы. Следовательно, от культуры речи и умения аргументировано говорить нередко зависят успех, авторитет, карьера.
В процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы учебными планами и программами дисциплин предусмотрено развитие коммуникативных навыков и культуры речи. Однако по мнению опрошенных нами 100 студентов, обучающихся на 2-4 курсах факультета культурологии и социально-культурной деятельности БГУКИ, объема часов и предлагаемых практических занятий недостаточно для овладения речевыми умениями на достаточном уровне, – поэтому, было бы целесообразно продолжать формировать культуру речи в рамках факультативных занятий или кружка.
Рассмотрев опыт Швеции по организации досуговых объединений [2] (в этой северо-европейской стране они служат альтернативой государственному образованию и формой дополнительного образования взрослых), работы Е. И. Панковой [5] и Т. Д. Рубановой [7], а также приняв непосредственное участие в формирующем эксперименте студента кафедры педагогики социально-культурной деятельности К. А. Громова [3], поддержали идею создания на базе интерната БГУКИ студенческого досугового объединения с целью развития культуры речи его участников. Подготовка к встречам в данном досуговом объединении выстраивается на поиске участниками определённой информации, которая им нужна и которая сможет удовлетворить их собственные потребности.
Студенческое досуговое объединение – сплочение студентов на добровольной основе. Оно создаётся с целью решения различных вопросов с помощью совместной деятельности.
Работа студенческого объединения выстраивается по следующим правилам:
- добровольность участия (каждый участник студенческого объединения должен иметь возможность самостоятельно войти или выйти из него),
- сотрудничество в ходе обучения (участники не соперничают, а оказывают помощь друг другу, делятся своими достижениями и включают всех в процесс общей работы),
- равенство всех (когда в коллективе царит неформальная атмосфера, лидеры стараются стимулировать общение),
- ответственность друг перед другом (все участники осознают собственные цели и стремление к общим достижениям, отвечают за подготовку тем занятий и т.д.),
- активность всех членов объединения во время проведения занятий (каждый может выражать свои мысли, уважать работу других, примерять на себя роль организатора в процессе занятий),
- использования обучающих источников (они служат важным элементом деятельности студенческого досугового объединения, так как в них содержатся информационные материалы, отражены направления работы и т.д.),
- разнообразие средств и методов в учебном процессе (это делает встречи участников более интересными и запоминающимися).
В качестве необходимых умений для себя участники определили:
- свободно, понятно и обоснованно использовать профессиональный язык;
- умение вести беседы, набор которых составляет круг общей и профессиональной компетентности культурного человека – современного специалиста;
- слушать и слышать собеседника, формулировать вопросы в достойной для культурного человека форме, подавать уместные реплики, корректно вступать в разговор;
- убеждать других риторикой, строгой логикой, грамотностью суждений; – участвовать в дискуссиях; последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды;
- выступать с научными сообщениями и докладами, а также небольшой, но яркой и убедительной речью для слушающей аудитории;
- письменно излагать свои мысли, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;
- эффективно читать и слушать, давать общую и профессиональную оценку прочитанного или прослушанного текста;
- развивать лингвистическую культуру, речевой этикет, эстетическое восприятие слова;
- совершенствовать знания и постановку голоса.
Студенческие досуговые объединения обладают потенциалом в формировании культуры речи ведущего программ по следующим направлениям:
- основы культуры речи,
- риторики и
- ораторского искусства.
Для определения эффективности работы студенческого досугового объединения в формировании культуры речи, мы выделили по трем компонентам ряд показателей сформированности речевой культуры и подобрали методики диагностики (представлены в таблице ниже).
Таблица Критерии и показатели речевой культуры
Компоненты речевой культуры |
Показатели сформированности компонентов речевой культуры |
Диагностические методики |
Когнитивный |
- знание норм и правил современного художественного языка; - владение основами этикета речи (умение приветствовать друг друга, прощаться, выражение благодарности и несогласие с мнением остальных) - качественное использование теоретического материала в области имиджелогии (правила внешнего вида) - качественный подбор стилей речи - умение аргументировать и убедить оппонента - умение определять психологический тип личности |
Тест «Культура речи» – Маркова О.В. [6]
|
Деятельностный |
- умение подбирать фразы и слова в соответствии с правилами речевой культуры - умение качественно участвовать в переговорах - умение чётко, структурировано и логично говорить на публике - умение вести диалоги и монологи - умение профессионально вести беседы |
Авторская анкета |
Мотивационный
|
- стремление к профессиональному росту в ведении культурно-досуговых программ - чёткое стремление к внутреннему саморазвитию - заинтересованность в произведении впечатления на слушателя |
Тест на мотивацию к успеху Т. Элерса [4]
|
Экспериментальную группу составят участники студенческого досугового объединения учатся, которые обучаются на факультете культурологии и социально-культурной деятельности, а контрольную – студенты этого же факультета, которые посещают спортивные секции. Взгляды и интересы большей части испытуемых совпадает по профильной направленности их обучения. Успеваемость студентов в группах исследования хорошая, отстающих в учёбе студентов не наблюдается. Для большинства социально-культурное направление является определяющим на данном этапе их жизни. Большинство из них общаются друг с другом за пределами университета, поэтому коммуникации в группах исследования уже налажены.
Как следует из психолого-педагогических характеристик кураторов студенческих групп, все студенты общаются в малых группах, мероприятия сопровождает дружелюбная атмосфера и хорошее отношение друг к другу. Часть студентов продолжают общение за пределами университета, но большинство из них связаны между собой учёбой, – это помогает выстраивать доброжелательные отношения, поддерживать в коллективе положительный эмоциональный настрой. Студенты очень организованны, ответственны. Хорошая атмосфера создает благоприятные условия для саморазвития каждого студента.
Таким образом до начала констатирующего этапа эксперимента мы сделали следующие выводы:
- будущие специалисты социально-культурной сферы испытывают потребность в повышении уровня речевой культуры и продолжении формирования соответствующих навыков, что актуализирует организацию тематических кружков;
- студенческое досуговое объединение может выступать доступном средством и оптимальной формой организации развития речевой культуры студентов вне учебных занятий. Данный вид досуговой деятельности интересен студенческой молодёжи и может способствовать развитию коммуникации и культуры речи;
- в процессе работы образовательных досуговых объединений необходимо мотивировать каждого студента к участию в образовательной деятельности и творческих проектах, тем самым создавать условия для развития речевой культуры студентов и непрерывного саморазвитие.
Осознавая, что достижение поставленной цели и личного успеха зависит активизации всех участников в проведении учебных занятий, мы совместно составили план дальнейшей учебно-творческой деятельности, определили и предварительно распределили темы для каждого участника и предусмотрели на каждой встрече нашего студенческого объединения обмен опытом. Следовательно, предусмотрели условия чтобы студенческое досуговое объединение стало главной платформой для саморазвития и самореализации нашей студенческой молодёжи. Дополнительно у студенчества будет формироваться активная гражданская позиция так как данные объединения выполняют важную роль приобщения студентов к социально-культурным ценностям, помогают реализации студенческих инициатив, удовлетворяют студенческие потребности в совместной работе, творческой самореализации и коммуникации.
Список литературы
- Васёв, Д. В. Культура чтения как средство формирования речевой деятельности / Д. В. Васёв // Научные исследования. – 2020. – С. 44-53.
- Веремейчик, Г. Народные высшие школы в Швеции: вчера, сегодня, завтра. / Г. Веремейчик, М. Малинина // Адукатар. – 2007. – № 1 (11). – С. 38-46.
- Громов, К. А. Потенциал форм смеховой культуры в повышении адаптированности студентов-первокурсников [Электронный ресурс] / К. А. Громов // Национальная культура глазами молодых : сборник материалов XLVI итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (18.03.2021 г.) / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2021. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM). – Библиогр.: 4 назв. – Деп. в ГУ «БелИСА» 18.06.2021, № Д202119.
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса // Информационно-справочный ресурс «Мой ориентир» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://мой-ориентир.рф/metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu (дата обращения: 10.07.2022).
- Панкова, Е. И. Театрализованные дискуссионные формы в деятельности студенческих научных обществ / Е. И. Панкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. – №. 7 (177). – С. 90-96.
- Петрякова, А. Г. Тесты по культуре речи : [12+] / А. Г. Петрякова, Е. Д. Бердникова. – 8-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. – 80 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93908 (дата обращения: 01.08.2022)
- Рубанова, Т. Д. Книжные клубы как коммуникационная площадка / Т. Д. Рубанова // Библиография и книговедение. – 2018. – №. 3. – С. 85-93.