- 05.09.2022
- 6843 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ «Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»
Сегодня усилилось внимание к основам проблемного обучения и к практическому его применению в образовательных учреждениях. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации обучающихся и глубокого усвоения знаний.
Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».
Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес. Интерес- потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности.
Одним из методов обучения, направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения.
Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний; это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Цель проблемного обучения широкая – приобретение знаний, развитие умений и навыков, развитие компетенций студентов в сфере самостоятельной познавательной деятельности, развитие творческих способностей. Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не продумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике. Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – делать выводы, анализировать, от анализа исторических событий к логическому мышлению.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов студентов , что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у студентов возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Уроки с использованием технологии проблемного обучения способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру дискуссий и дебатов, умение выслушивать оппонента, терпеть и снисходительно относиться к другой точке зрения.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности при изучении обществознания, творческих способностей обучающихся. Ожидаемый результат.
1) Повышение познавательной активности
2)Постепенное усложнение методов проблемного обучения, практических заданий проблемно-поискового характера
3) Стремление развивать (совершенствовать) критичность мышления, способность к творческому мышлению, опираясь на эмоционально-ценностный компонент учебно-познавательной деятельности.
4) Повышение качества знаний по предмету
5) Улучшение результативности участия в предметных олимпиадах и конкурсах.
Сложность проблемной ситуации во многом определяется уровнем знаний обучаемых, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов необходимо в процессе всего обучения повышать сложность проблем. Для развития различных сторон творческой деятельности обучаемых, повышения интереса и активности в процессе обучения выгоднее использовать (придумывать) различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации:
1) ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и неправильных и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
2) ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
3) ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
4) ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
5) ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск;
6) ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
7) ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы, как методы активного обучения, сводятся, в конечном итоге к методам решения проблемных ситуаций.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает преподаватель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Обучающиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Изложение материала не должно включать личного мнения преподавателя. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на занятии проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда обучающиеся обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Технология проблемного обучения способствует развитию у обучающихся следующих компетенций:
- способность самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;• самостоятельность в поиске учебного материала;
- развитие мышления обучающихся;
- способность высказывать и аргументировать свою позицию;
- способность работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести дискуссию.
В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что обучающийся ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Практика решения жизненных проблем – это не только лучшее средство повышения творческих способностей студентов, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире.
Список информационных источников:
1.https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/stat_ia_probliemnoie_obuchieniie_na_urokak h_istorii_i_obshchiestvoznaniia
2.https://infourok.ru/iz-opita-raboti-problemnoe-obuchenie-na-urokah-istorii-iobschestvoznaniya-940750.html
3.https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/09/22/problemnoe-obuchenie-na-urokahistorii-i-obshchestvoznaniya
4.https://multiurok.ru/files/priiemy-sozdaniia-probliemnoi-situatsii-na-uroka-1.html
5.http://www.openclass.ru/node/488131
6.https://davaiknam.ru/text/ispolezovanie-problemnih-tehnologij-na-urokahobshestvoznaniya
7.https://infourok.ru/sbornik-problemnih-zadaniy-k-kursu-obschestvoznanie-kl2748000.html
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.