- 23.09.2022
- 2772 Просмотра
- Обсудить
КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»
Демонстрационный экзамен по модели WorldSkills Russia как форма государственной итоговой аттестации направлен на независимую оценку уровня профессиональной подготовки выпускников. Целью проведения демонстрационного экзамена является определение соответствия результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования, требованиям стандартов WorldSkills Russia и федеральных государственных образовательных стандартов СПО по соответствующим компетенциям.
Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса имеет опыт подготовки и проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Демонстрационные экзамены на аккредитованных площадках колледжа прошли по следующим специальностям и компетенциям:
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) – Веб-технологии;
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений – Сметное дело; Технологии информационного моделирования BIM;
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) – Электромонтаж;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) – Бухгалтерский учёт.
В 2022 году выпускники специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств кондиционирования воздуха и вентиляции кроме традиционной формы выпускной квалификационной работы сдавали демонстрационный экзамен по компетенции «Сантехника и отопление» в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами WorldSkills Russia. Идея демонстрационного экзамена такова: выпускник должен показать, что конкретно он умеет делать в рамках приобретенных компетенций по специальности.
Важность и ценность такого подхода в современных условиях очевидна. Однако, как и любое нововведение, демонстрационный экзамен на первых этапах внедрения сталкивается с определенными трудностями.
На первом этапе нужно провести анализ рабочих программ, отследить все межпредметные связи, которые помогут повысить качество теоретической подготовки студентов. Здесь должна работать команда преподавателей, и, как показывает практика, это не только преподаватели профессиональных дисциплин, но и преподаватели общепрофессиональных, математических и естественно-научных дисциплин.
На простом примере можно продемонстрировать, как знания математики помогут в подготовке студента. Например, элементарные знания перевода единиц измерения (перевод метров в миллиметры, знание масштаба, формул), — хотя это и школьная программа, но студенты поступают в колледж с разным уровнем подготовки.
Используя на своих занятиях личностно-ориентированный подход в обучении, преподаватель математики уже на первом курсе устраняет пробелы освоения школьной программы, тем самым ликвидирует одну из первых ошибок, которую допускают студенты на первом этапе экзамена при разметке труб. Эти элементарные знания можно отточить на других общепрофессиональных дисциплинах, акцентируя внимание студентов при решении каких-либо задач.
Сдача экзаменов у многих студентов вызывает стрессовое состояние, и навыки, полученные в результате изучения дисциплины «Психология общения», помогут студенту погасить страхи перед этим событием.
Одна из важных задач при сдаче демонстрационного экзамена — умение читать чертежи. Изучая дисциплину «Инженерная графика», студенты знакомятся с базовыми приемами и правилами геометрического, проекционного и технического черчения, закрепление этих знаний продолжается при выполнении курсовых проектов с более углубленной подготовкой в программе AutoCAD.
В профессиональных модулях уже предусмотрены такие темы, как работа с инструментом, техника безопасности при работе с инструментами и материалами, которые пересекаются со знаниями теоретической подготовки по компетенции «Сантехника и отопление».
Немаловажную роль играет обучение преподавателей как экспертов WorldSkills. Многие преподаватели колледжа прошли обучение по программе «Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс», в т.ч. и по компетенции «Сантехника и отопление».
Следующий шаг самый сложный. Образовательным организациям СПО сложно адаптироваться к изменяющимся условиям и создавать на своих базах специализированные площадки для подготовки студентов к демонстрационному экзамену по стандартам WorldSkills ввиду проблем финансирования. Компетенция «Сантехника и отопление» достаточно затратная, и финансовые затраты на основное оборудование и инструменты одного рабочего места для проведения демонстрационного экзамена составляют порядка 400 000 рублей. Кроме этого, на одного студента, сдающего демонстрационный экзамен, необходим комплект расходных материалов, который стоит порядка 65 000 рублей, не считая использование расходных материалов при подготовке к экзамену.
Администрация колледжа в рамках сетевого взаимодействия заключила соглашение об организации и проведении демонстрационного экзамена (стандарт «Ворлдскиллс») по компетенции «Сантехника и отопление» согласно положению о государственной итоговой аттестации. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений способствует созданию необходимых организационных и технологических условий, повышению профессионализма педагогов, экономии бюджета учебного заведения. Сотрудничество позволяет не только улучшить качество подготовки молодых специалистов, но и создаёт условия для обмена опытом. Для наших студентов это дополнительная тренировка, а для учебного заведения, которое предоставляет базу – престиж.
Таким образом, произошедшие изменения в образовании СПО, очевидно ведут к повышению качества подготовки студентов. Все новое накладывает дополнительную нагрузку на администрацию и преподавателей, где происходят разногласия и определенные трудности, но это движение вперед к новым целям, задачам и как следствие к результатам.
Выпускники специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» успешно справились с экзаменационными испытаниями по компетенции «Сантехника и отопление», а процент качества составил 58,3%.
Литература
1 Приказ Минобрнауки России от 15.01.2018 №30 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
2 Приказ Минтруда России от 26.10.2020 № 744 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» //Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. — Текст электронный. — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488.
3 Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 28.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200) //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
4 Шомин, И. И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 61–67. — Текст электронный. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32724416
5 Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 № Р-42 (ред. от 01.04.2020) «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
6 Приказ Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» от 31.01.2019 № 31.01.2019-1 (ред. от 31.05.2019 № 31.05.2019-5) «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.