Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Ноябрь » 2

Феномен «третьего педагога» в колледже

Задумывались ли Вы, насколько среда в колледже влияет на развитие студентов и их профессиональных навыков? Каждый раз, попадая в стены колледжа или техникума, мы начинаем свой путь к знаниям. В среднем студенты проводят в образовательной организации от 6 до 10 часов = большую часть своего дня. Таким образом, колледж становится вторым местом после дома, который влияет на формирование личности и роста студента.

Термин «третий педагог» был впервые использован итальянским педагогом Лорисом Малагуцци и применялся относительно школьного образования. Он говорит, что образовательная среда, может стать третьим педагогом после семьи и самого педагога, представляю собой не только рабочий инструмент для педагогического состава, но и самостоятельный источник открытий и опыта. (Cagliari et al. 2016)

Увеличивающийся с каждым годом приток абитуриентов вызывает все большую озабоченность качеством подготовки профессионалов с точки зрения учебных программ, квалификаций преподавателей и наличия соответствующих помещений.

Одним из способов улучшения качества подготовки профессионалов является создание или улучшения колледжей и техникумов таким образом, чтобы они были ориентированы на профессиональное развитие студентов, обеспечивали безопасную, инклюзивную и эффективную среду обучения для всех. Здесь мы сталкиваемся с проблемой проектирования образовательной среды непрофессионалами.

Строительство или реконструкция колледжа требует знаний о педагогике, образовательных подходах, строительных технологиях, параметрах участка и потребностях пользователей, а также активного участия различных заинтересованных сторон (государственных органов, директоров школ, архитекторов, политиков, членов сообщества, работодателей и партнеров).

Наиболее успешный дизайн — это тот, который лучше всего служит реализации педагогических целей. Это возможно, когда пользователи здания и заинтересованные стороны планируют и разрабатывают дизайн в сочетании с их культурным, педагогическим и экономическим контекстом. Все чаще колледжи и техникумы становятся частью общественной среды или ее центром, где, например, спортивные сооружения техникума используются не только студентами, но и партнерами, а студенты могут пользоваться, например, публичной библиотекой. Профессиональная образовательная организация становится полноценным членом городской экосистемы и актором создания профессионалов высокого уровня.

Выделяют параметры среды колледжа могут существенно повлиять на академические результаты студентов: размер колледжа, доступность колледжа и время, затрачиваемое на дорогу в колледж, размер аудиторий, расписание и продолжительность учебного дня, оптимальное использование образовательной среды и наличие инфраструктуры для студентов с особыми образовательными потребностями.

Инженерный аспект новых и реконструированных зданий также вносит свой вклад в общее качество образовательной среды. Такие параметры, как естественное освещение, температура и качество воздуха влияют на восприятие пространства и способность функционировать внутри него. В одном из самых авторитетных исследований в этой области "Умные классы" профессора Питера Барретта, утверждается, что учебная среда объясняет 16% разницы в успеваемости обучающих, а половина улучшения результатов обучения связана с жесткими инфраструктурными решениями (качество воздуха, освещение и температура).

Новые подходы к обучению требуют как новых компетенции педагогов, так и новых условий обучения. Например, такая ситуация была с реформой учебных планов в школьном образовании в Финляндии в 2019 г. Ее главное отличие - введение уроков, комплексно изучающих тему или концепцию, где предметы становятся инструментами междисциплинарной исследовательской деятельности. Это означает, что класс больше не является собранием определенного количества учеников на 40-минутный урок, а параллельной работой различных групп учеников и учителей над определенной темой. Например, одновременно две малые группы могут работать с двумя учителями, а одна большая группа - с одним учителем. Экспериментирование, сотрудничество и творчество становятся очень важными для учителей в таких условиях.

Подобная ситуации разворачивается и в колледжах, когда модернизация образовательной среды и активная цифровизация образовательного процесса потребует новых подходов к обучению от педагогов, их кооперации и постоянного развития навыков.

«Третий педагог» в колледжах — это образовательная среда, а именно совокупность зданий, учебных пространств, лабораторий, мастерских и т.п. Различные подходы к проектированию могут обеспечить лучшие экономические характеристики здания, одновременно делая помещения более разнообразными и многофункциональными.

Тематика исследования влияния образовательной среды и дизайна колледжей сейчас практически не поднимается в дискуссионном пространстве, однако, является одним из основных столпов подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих самым современным вызовам экономики страны и ее развития. Именно поэтому необходимо начинать дискуссию на эту тему и есть надежда, что статья станет отправной точкой в развитии и обсуждении данной тематики.

Мнение автора является его личной позицией и не связано с мнением и позицией редакции.

Источники:

Learning environment as third teacher? Evidence on the impact of school infrastructure URL: https://blogs.worldbank.org/education/learning-environment-third-teacher-evidence-impact-school-infrastructure?cid=SHR_BlogSiteShare_EN_EXT

OECD (2017), “Table D1.1. Instruction time in compulsory general education1 (2017)?”, in Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing

Долгова Наталия Эдуардовна
кандидат экономических наук, магистр менеджмента 
автор телеграм-канала «А что в СПО?»
Фото: unsplash.com

 

 

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar